Олег Гагин — двухметровый атлет, блестяще подготовленный физически (гандбольный мяч метает к 60-метровой отметке. 30 метров пробегает быстрее четырех секунд). Он — левша, филигранно владеющий сложным техническим арсеналом нападающего и защитника. В 1982 году Гагин, игрок команды МАИ в составе сборной команды СССР, стал чемпионом мира. Кроме того, у Олега титул чемпиона среди юниоров, звание победителя Кубка обладателей кубков европейских стран, которому предшествовали победа в розыгрыше Кубка СССР, золотая медаль чемпиона Спартакиады народов СССР. Вот что рассказывает заслуженный мастер спорта Олег Гагин:
— Пятнадцатилетним подростком я впервые столкнулся с гандболом, как мне тогда показалось, большого класса. Это было на Всесоюзной спартакиаде школьников 1972 года, на которой я, играя за сборную РСФСР, получил свою первую в жизни награду — бронзовую медаль.
Игра отдельных участников спартакиады, особенно украинских и белорусских школьников, опередивших нашу команду, произвела на меня огромное впечатление. И хотя мой первый тренер Виктор Иванович Трунтаев из подмосковного Калининграда, сам в прошлом игрок высокого класса, научил меня многому, я скрупулезно принялся осваивать технические приемы, увиденные на школьной спартакиаде. С этим багажом я пришел в прославленную команду МАИ, где примером для меня стали такие выдающиеся мастера, как Юрий Климов, Владимир Максимов, Василий Ильин и другие. Смотря на этих виртуозов гандбольной техники, я даже растерялся: мне показалось, что я ничегошеньки не умею. Спасибо моим старшим товарищам-наставникам за ту науку, которая помогла овладеть не только техническими приемами, но и обрести веру в свои возможности.
Шло время. Я набирался опыта. В 1978 году в играх на Кубок Югославии, где я дебютировал в составе сборной страны, впервые столкнулся лицом к лицу со многими выдающимися мастерами зарубежного гандбола. Потом были все новые и новые встречи. На меня произвели огромное впечатление мастерство поляка Ежи Клемпеля, умеющего в высоком прыжке пробить самый плотный блок, разнообразный набор бросков Гюнтера Дрейбродта из ГДР. Но вот на чемпионате мира 1982 года я увидел блестящую игру румынского лидера Василе Стинги, признанного лучшим игроком. Его совершенная техника броска, умение мгновенно определить момент и точку атаки, ввести в заблуждение игроков обороны и вратаря выше всяких похвал. И тогда я сказал себе: «Мастерство не знает границ. Один и тот же прием может совершенствоваться до бесконечности».
Мой коронный бросок — атака в прыжке на опережение. Этот технический прием успешно применяли наши выдающиеся игроки Климов и Максимов. Взяв у них основу техники этого броска, я кое-что добавил и свое. В начале атаки, находясь в прыжке, рукой и кистью делаю вид, что вот-вот выполню бросок в ближний угол. Убедив в этом вратаря, посыпаю мяч в дальнюю точку.
В чем отличие этого броска от уже известных? Добавлено двойное движение кисти: вначале финт, затем бросок. С трибуны, между прочим, это движение незаметно.
Бросок в ближний угол из этой же позиции тоже имеет небольшую корректировку. Выпрыгнув, показываю, будто собираюсь сделать бросок в ближний угол. Вратарь, зная, что может последовать финт, а затем атака в дальний угол, не рискует оставить это место без охраны. Но и не торопится. И для того чтобы заставить голкипера поверить, что намерение сделать бросок в ближний угол — всего лишь финт, надо чуточку «повисеть» в воздухе. Вот этот прием — задержка броска решает исход поединка в пользу нападающего. Вратарь сдвигается к дальней штанге, а я провожу бросок в ближний угол.
Детали вроде бы малоприметные, но они и есть, можно сказать, соль модернизированного мною технического приема. Этот прием тренирую в ходе тактической подготовки. во время игровых упражнений, особенно много бросаю через блокирующего защитника. В среднем за тренировку выполняю 70—80 бросков. Главное — упражняться в бросках в обстановке, максимально приближенной к игре.