Рассказывает мастер спорта международного класса Владимир РЕПЬЕВ
Чемпион мира среди юниоров краснодарский гандболист Владимир Репьев свою первую «взрослую» награду завоевал на XXII Олимпийских играх в Москве. Репьев считается одним из лучших линейных нападающих, он как бы продолжает традиции своего земляка A. Панова, который в свое время был блестящим исполнителем этой роли.
В технико-тактическом арсенале Репьева имеется эффективный прием, который он успешно выполняет в связке с олимпийским чемпионом В. Гассием.
Мы попросили Владимира Репьева рассказать об этом приеме.
— Хорошо наигранные связи линейного с полусредними нападающими — давняя традиция краснодарских гандболистов. Именно в нашей студенческой команде родились многие интересные комбинации, впоследствии взятые на вооружение сборной СССР. В свое время у нас была отличная связка Панов—Максимов. Ей на смену пришел дуэт в составе Гассия и меня.
При защите 6:0 линейному нападающему приходится действовать в довольно сложной ситуации, он плотно прикрыт защитниками. Без тесного контакта с наиболее опасным для соперников полусредним рассчитывать на успех не приходится. В поисках эффективного средства расшатывания обороны противника и родилась, как мы ее назвали, «двойка», не раз выручавшая нашу команду.
Суть этого приема в следующем. Мой партнер (длительное время им был B. Гассий), получив мяч, в быстром темпе делает так называемый финт — напрыжку влево, набегая на полусреднего защитника. Зная способность Гассия результативно атаковать, защитник идет на него, пытаясь заблокировать. Но как только защитник начнет движение на нападающего, я незамедлительно ставлю заслон этому игроку, давая возможность своему партнеру сместиться к центру, где образовался некоторый простор. Под прикрытием заслона Гассий уходит к центру и, высоко прыгая, делает вид, что собирается провести бросок, я тут же выхожу за спину одного из центральных защитников, чаще всего третьего справа, и получаю от партнера пас, который он направляет в прыжке сверху вниз. И тогда — бросок в падении.
Эффективность этого маневра в том. что полусредний выполняет не только роль подыгрывающего, но и постоянно сам готов к броску. И если защитник не выйдет из линии, а игроки центра обороны не предпримут предупредительных мер против возможного броска (блок или выход из линии на атакующего игрока), полусредний нападающий беспрепятственно произведет бросок по воротам с 8—9 метров. При выходе же защитников я получаю возможность для атакующих действий.
Конечно, то, что я рассказал, не может быть мертвой схемой. Надо постоянно вносить в эти действия творческий импульс, импровизировать в соответствии с ходом игры. Но лучше всего готовиться к неожиданным поворотам событий загодя. Обычно на тренировке я и полусредний играем против двух защитников в небольшом пространстве. Наша задача — любым приемом, любой комбинацией добиться взятия ворот. В ход идут и наигранные варианты, и импровизация. Иногда это же упражнение выполняем 3 3. К нам присоединяется разыгрывающий игрок.
Потом упражнение усложняется. Ставим перед собой задачу добиться преимущества на весьма ограниченном пространстве. Так, например, получить пас в окружении двух защитников и провести бросок по воротам. Или организовать атаку в одно касание мяча тремя нападающими против двух защитников по центру площадки.
Мое твердое убеждение — игра линейного нападающего должна носить в своей основе характер многоплановой творческой импровизации, построенной на энергичном снижении потенциала обороны соперников. И прежде всего — за счет высокой подвижности и постоянной готовности к приему мяча и атаке. Основой для таких инициативных действий служат хорошо отрепетированные приемы, о которых говорил выше. Они позволят убедить защитников в подготовке атаки по «схеме», а в это время нападающие, выйдя за рамки стандартных действий, предпримут острые и дерзкие наступательные действия.
Маневры на линии
Рассказывает олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Анатолий ФЕДЮКИН
Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Анатолий Федюкин впервые проявил себя на V летней Спартакиаде народов РСФСР, где он выступал в составе сборной команды Воронежской области. 19-летний юноша привлек к себе внимание настоящими бойцовскими качествами, умением ориентироваться в сложных игровых ситуациях, свободным владением бросками левой и правой рукой. Вскоре Анатолий заиграл в столичном клубе «Кунцево», а затем и вошел в сборную страны, став чемпионом Олимпийских игр в Монреале. Еще одну олимпийскую награду — серебряную медаль — Федюкин завоевал на Олимпиаде в Москве.
Вот что рассказывает олимпийский чемпион о своей игре линейного нападающего.
Для достижения успеха в атаке необходима личная инициатива, оригинальность технических приемов, требующих настойчивого совершенства. Вроде бы истина, не требующая доказательств. Однако многие молодые гандболисты не всегда следуют этим принципам, пытаются слепо копировать действия известных мастеров, тем самым обедняя свое творчество. Конечно, опыт выдающихся мастеров всегда должен быть образцом для молодежи. Но если молодой спортсмен хочет стать таким же выдающимся игроком, ему необходимо, используя этот опыт и исходя из своих возможностей, вносить личное творчество. Короче говоря, необходимо выработать свой почерк игры, который позволит не только эффективно действовать в сложных игровых ситуациях, ставить перед соперником сложные задачи, но и придаст игре мастера свежесть, своеобразную окраску.
За два года до Монреальской олимпиады попав в сборную страны, я был поражен великолепием мастерства наших гроссмейстеров гандбола Юрия Климова, Владимира Максимова, Александра Резанова и других ветеранов сборной. И что больше всего меня поразило, так это непохожесть каждого из них друг на друга: в технике игры, манере настроя на предстоящий матч. И даже на тренировках, когда они выполняли одно и то же упражнение, делали это по-разному, начиная от трактовки задания и количества разнообразных приемов.
Все это заставило меня задуматься, пойти по пути поиска своего «я» во всех компонентах игры. Присматриваясь к игре старших товарищей, я подмечал наиболее удачные приемы и здесь же применительно к своим возможностям вносил в них необходимые коррективы, дополнял деталями, свойственными лишь моей манере игры.
Вот так в моем арсенале линейного нападающего появился эффективный прием игры, о котором хочу рассказать более подробно.
Известно, что линейный нападающий, всегда находясь в гуще борьбы, действует в обстановке жесткого единоборства с группой защитников. И все же обязанности персонального присмотра за линейным выпадают на долю конкретного защитника. Вот здесь я и старался использовать свое преимущество — умение проводить бросок с правой и левой руки. Обычно защитник успевает следить за действиями нападающего, к примеру, со стороны правой бросающей руки. Вот он и старается не упустить момент приема мяча линейным, заблокировать бросок. Моя задача — ввести защитника в заблуждение.
Начало финта — задолго до приема мяча. Это необходимо для того, чтобы вывести из равновесия своего опекуна. Лучший способ — энергичное передвижение вдоль 6-метровой линии. Здесь защитник не всегда рискует следовать за своим подопечным, передавая эти функции своему соседу по обороне. Но бывают такие моменты, когда такая своеобразная передача эстафеты становится невозможной. И тогда защитник вынужден неуклонно следовать за линейным. Уведя опекающего игрока в сторону от заранее намеченной точки атаки, даю сигнал партнерам о готовности принять мяч.
Этот момент заранее репетируется на тренировке и не должен быть неожиданным для моих партнеров. Получив мяч, мгновенно меняю направление движения, устремляясь в противоположную от опекуна сторону. Если это рывок в правую сторону, то мяч держу тоже в правой руке. Здесь защитник стремится принять меня под свою опеку. Он, как ему кажется, в выгодной позиции: под бросающей рукой, я же приступаю к заключительному аккорду этой комбинации: мгновенно перекладываю мяч в левую руку и незамедлительно с открытой позиции выполняю бросок по воротам. Делаю это, как правило, в противоположный от вратаря угол.
На первый взгляд все выглядит довольно просто. Два-три шага влево — прием мяча — рывок вправо и бросок. Но должен сказать, что этот маневр требует высокой согласованности с партнерами. И самое главное — умения атаковать с обеих рук, что, к сожалению, пока еще не каждому гандболисту доступно.
Сложилась у меня и своя манера отработки самого приема. Обычно тренирую его в жестком единоборстве с защитниками в двух вариантах: усложненном, когда вместо мяча использую 15-килограммовый блин от штанги, а затем без утяжеления, с обыкновенным мячом. Такой, я бы сказал, контрастный метод позволяет в приближенных к игре условиях эффективно тренировать группы мышц, наиболее интенсивно работающих при выполнении приема, с последующим выполнением самого приема на предельной скорости.
Оба варианта выполняю тремя сериями по 45 секунд каждая. Количество финтов в серии — максимально возможное за 45 секунд. Отдых между сериями — до частичного восстановления.
Броски тренирую с двух-трех различных позиций. 40—50 бросков выполняю без сопротивления защитников, затем такое же количество бросков с активным противодействием обороны.
Журнал «Спортивные игры», №1, 1982
Текущая статья
• Рассказывают чемпионы Владимир Репьев и Анатолий Федюкин