В городе Гатчина, что под Ленинградом, проведён всесоюзный семинар наставников студенческих команд. Бадминтонисты вели речь о разных путях в обучении спортсменов. Выводы, мы уверены, интересны и для тренеров других видов спорта. О семинаре рассказывают его руководители — доцент, кандидат психологических наук Николай Нечаев, преподаватель психологии Тамара Сытько и заслуженный тренер БССР, мастер спорта по бадминтону Владимир Лифшиц.
Разные подходы
Нельзя сказать, что наши тренеры не умеют обучать технике игры. Умеют, но. судя по выступлениям игроков на международной арене, ещё не так плодотворно, как хотелось бы. У большинства наставников свой подход к обучению. Одни базируются на собственном игровом опыте, другие используют опыт коллег, приспосабливая его к своим ученикам; третьи следуют непроторенными путями.
Наши тренеры, обучая игре, избирают один из двух основных путей. Первый — «путь проб и ошибок». Показав технический приём или рассказав о нём. наставник рекомендует ученику повторить движение как можно больше раз. Механически повторяя прием, спортсмен закрепляет как верные, так и неверные навыки. Сам спортсмен не может заметить, правильно ли выполняет движения. Тренер же не в состоянии постоянно следить за одним и тем же учеником. Через несколько месяцев юноши начинают соревноваться, и неверно заученные движения закрепляются еще прочнее.
Возможен ли большой успех при обучении таким способом? Да, практика дала такие примеры. Но этот путь прошли лишь наиболее одаренные игроки, да и то лишь при скрупулезной индивидуальной работе с ними тренера.
Второй путь обучения можно назвать «из рук в руки». Наставник, как принято говорить, ставит воспитаннику технику своими руками. Тренерское требование — «делай, как я!». Сознательная активность ученика невелика. Но это уже шаг вперёд по сравнению с «путем проб и ошибок». Здесь используются различные тренажеры. сконструированные в основном самим тренером. Они, по мнению наставника, не позволяют ученику делать неправильные движения. Тип обучения «из рук в руки» заметно ускоряет формирование двигательных навыков. Теневая сторона этого метода — именно в жесткости стереотипов. Подготовленный таким путем спортсмен, в частности бадминтонист, в матчах излишне прямолинеен, не способен перестроить тактику.
Общий для описанных-методов недостаток — трудность переучивания спортсмена, трудность ломки сложившихся у него стереотипов, а мы нередко вынуждены корректировать технику, вносить в неё новые элементы. И еще. В процессе обучения активен лишь тренер. Спортсмен же либо почти бездумно выполняет его указания, либо самостоятельно повторяет движения в надежде «уловить» правильное. Ни то. ни другое не способствует развитию мышления.
Закономерен вопрос: неужели в других странах, где из года в год появляются сильные бадминтонисты, обучение организовано по-иному? Ведь юные спортсмены Дании, Англии, Швеции тоже участвуют во многих соревнованиях. Закрепляются ли у них неверные движения? И разве не в жестких условиях происходит становление мастеров волана в Индонезии, Малайзии, Японии?
В европейских странах сложились прочные традиции преемственности игроков высокого класса. Отвечающий мировым стандартам инвентарь. множество специализированных залов, широкая сеть турниров, высокая популярность игры — все это способствует росту мастерства. Клубные тренеры обучают всех желающих, из числа которых довольно быстро выдвигаются наиболее способные.
Фанатичная преданность своему тренеру, клубу, способность тренироваться по 7—8 часов в день — вот что характерно для развития бадминтона во многих азиатских странах. И плюс к этим достоинствам — высочайшая популярность игры, что способствует притоку самой талантливой и одаренной молодёжи.
Есть ли смысл автоматически переносить зарубежный опыт на наш бадминтон? Нет, это было бы недальновидным решением. В основу советской школы игры, на наш взгляд, должны быть положены последние достижения отечественной психологии, педагогики, спортивных дисциплин, завоевавших себе мировое признание.
По пути целесообразности
На семинаре в Гатчине подробно анализировали третий путь обучения. В его основе «принцип разумного поведения», то есть наряду с тренером в процессе обучения активно участвует и спортсмен. Он не угадывает правильные движения, пробуя и ошибаясь, не подражает наставнику, а учится выполнять такие движения, которые подходят именно ему.
Поскольку перед начинающим сразу ставится цель — понять назначение того или иного удара, то осваиваемая техника органически связывается с тактикой. Этот путь обучения, конечно же, не исключает использование средств и двух первых методов. Но в целом это качественно иное, так сказать, осознанное обучение. В основе его лежит концепция поэтапного формирования навыка, выдвинутая советским психологом профессором МГУ П. Я. Гальпериным. Суть ее применительно к играм в следующем.
На первом же этапе тренер ставит проблемные вопросы, приучает спортсмена видеть смысл игры. Приступая к освоению конкретного приема, ученик анализирует прежде всего его тактическую направленность — и это служит дальнейшим ориентиром. Стремление к конкретной цели способствует старательному, кропотливому, сознательному труду.
Затем тренер совместно с учеником создает общую схему предстоящего действия, порядок его осуществления. Выделяет ориентиры, которых будет придерживаться игрок, обучаясь удару. Например, одним из ориентиров при обучении бадминтониста правильной стойке может быть команда «Кнопки!», о чем мы подробнее расскажем в дальнейшем. По мере освоения конкретного действия ориентиры все время уточняются.
На третьем этапе тренер подкрепляет ориентиры яркими образными сравнениями. При необходимости вводит разного рода ограничители, не дающие ученику сильно отклоняться от верных движений. На этом же этапе наставник предлагает воспитаннику разнообразные подводящие упражнения, помогающие ощутить, как говорится, «соль» движения.
Четвертый этап — речевое обозначение ориентиров. Ученик обсуждает их с тренером, а затем использует их в виде «самокоманд». Слово становится мощным средством самоконтроля, позволяющим следить за малейшими деталями движения.
Вместе с освоением приема «внешнюю» речь сменяет «внутренняя». Это условно можно считать пятым этапом. Отпадает надобность в части команд. Происходит как бы «свертывание» речи. Слово остается средством уточнения еще не освоенных, самых сложных частей движения.
Шестой этап — этап сформированного двигательного навыка. Само действие нуждается лишь в общем контроле. В сознании остаются цели игровых приемов, другими словами, их тактическая направленность. Игрок может с успехом применять удары в матчах.
Продемонстрируем обучение технике на примере одного из ударов.
Варианты «ориентиров»
Наиболее распространен в бадминтоне удар сверху. У него три основные разновидности, смеш — сильный удар, нацеленный на моментальный выигрыш очка; укороченный удар, которым соперник «вызывается» к сетке, высоко-далекий удар, заставляющий соперника отступить к задней линии. Чем тщательнее маскировка каждой из этих разновидностей, тем эффективнее удар.
В понятие «удар сверху» входят; перемещение к волану, удар по нему, возвращение в центр площадки. Все эти части удара органично связаны друг с другом. Поэтому нет смысла обучать технике удара в отрыве, скажем. от перемещения по площадке. И наоборот, обучение перемещению лишено смысла без учета того, как будет выполнен удар по волану.
Выделим ключевые моменты игрового приема. В стойке бадминтониста важен небольшой отрыв пяток от пола. Это условие новичкам соблюдать в игре не просто. Свяжем это условие с представлением, будто под пятками находятся... канцелярские кнопки. Тогда речевая команда, соответствующая данному «ориентиру», может быть такой: «Кнопки!»
Предположим, спортсмену нужно переместиться к волану влево-назад. Первый шаг в этом движении — левой ногой в сторону левого дального угла. Такому маневру хорошо соответствует команда «Разножка!»
Следующее действие — поворот туловища направо. «Ориентиры» могут быть такими; «Поворот!», «Левая вверх!» (то есть левая рука вверх), «Замах!».
Ключевой момент — положение ракетки при замахе. Нужно вызвать образное представление о том, что ракетка как бы причесывает волосы у правого виска, когда при замахе проходит рядом с лицом. Словесная команда — «Расческа!»
По мере освоения движений, соответствующих этим «ориентирам», остается лишь одна обобщенная команда — «Поворот!», по которой все ранее обозначенные компоненты выполняются слитно.
Важная деталь — петлеобразное движение ракетки перед непосредственным ударом по волану. Можно представить, например, что ракетка, опускаясь за спину (в этом суть петли) как бы «смотрит в потолок» рукояткой. Самокоманда — «В потолок!» Деталь приема осваивается сначала как самостоятельная операция, а затем — слитно со всеми остальными.
Удар по волану становится сильнее, если тяжесть тела переносится с правой ноги (до удара) на левую (в начале удара), а затем левая нога подтягивается к правой. Игрок принимает так называемое положение натянутого лука. Оно фиксируется командой «Лук!».
Завершает удар по волану шаг правой ногой вперед (выполненный по инерции). К команде «Шаг вперед!» полезно добавить и другую — «Ракетка вниз!». Эту последнюю команду можно конкретизировать в зависимости от характера удара; «К правой!» или «К левой!» (то есть опустить ракетку к правой или левой ноге).
Речевые команды для бадминтонистов были разработаны в процессе гатчинского семинара. Эти команды, конечно, не догмы, тренеры со спортсменами могут их видоизменять и уточнять. При этом нельзя забывать о своеобразной закономерности, выявленной психологами: команду нужно подавать в положительной форме. Если же применить отрицательную конструкцию, скажем, «Не укорачивай!». то в стрессовой ситуации матча игрок упустит отрицание и скорее всего поступит наоборот — укоротит удар.
Активность и эффективность
Нетрадиционной для подобных семинаров была его организация. Руководители и участники расположились по кругу, что создало благоприятную эмоциональную атмосферу равного участия. Каждый говорил о том, какая из проблем его больше всего волнует. Все заявки принимались для обсуждения.
В результате дискуссий участники семинара пришли к выводу: поиск общих принципов и закономерностей обучения полезнее, чем погоня за готовыми рецептами.