В апрельских статьях нынешнего года в нашем разделе выступили по проблемам повышения квалификации тренеров по бадминтону психолог Тамара Сытько и заслуженный тренер БССР мастер спорта Владимир Лифшиц. Они проанализировали эффективность различных форм повышения квалификации, а в заключение предложили тренерам оценить различные ситуации. Напомним о них.
Первая ситуация. Речь шла о неправильном положении ракетки в момент удара сверху. Тренер молодого бадминтониста, выслушав замечания своего коллеги, подозвал ученика и проверил, как он держит ракетку. Одобрив действия игрока, тренер добавил: «У тебя большое будущее. Физическая подготовка что надо, к тому же ты всех обыгрываешь».
Вторая. Спортсмены из группы кандидатов в мастера отрабатывали смеш закрытой стороной ракетки, причем начинали это делать сразу с подачи. Так продолжалось по заданию тренера примерно полчаса, после чего тренер подошел к одному из спортсменов и сказал: «Ну, что же ты делаешь, лопух. Все не так».
Третья. На турнире перед третьей партией к своему ученику, одному из сильнейших игроков, подошел тренер: «Мне не нравится твоя техника, — сказал он, — последи за собой. Тебе нужно выиграть обязательно, чтобы попасть в сборную».
Сегодня Тамара Сытько и Владимир Лифшиц анализируют эти три ситуации и предлагают новые.
Чувство реальности
Правильная, удобная хватка ракетки — основа техники бадминтона. Когда мы говорим о правильности хватки, то имеем в виду прежде всего удобное расположение на рукоятке ладони и пальцев в фазе удара по волану. Именно тогда, когда происходит контакт ракетки с воланом. Только при этом непременном условии удается направить удар с нужной силой точно в намеченное место. Если ракетка в момент удара лежит в руке неудобно, то контроль за ее движением затруднен. Поэтому замечания, которые сделал тренеру его коллега, резонны.
Тренер проверил правильность хватки у своего воспитанника, как говорится, в статике. Конечно, обучение начинается именно с этого, но, согласитесь, можно уметь правильно держать ракетку до удара и не уметь это делать в решающий момент.
Какими способами мог бы тренер проверить правильность хватки? Вот два метода. Первый. Ракетка удерживается в руке так называемой открытой хваткой. Ударьте ею несколько раз по баскетбольному мячу, лежащему на полу. Кисть расслаблена, ракетка пружинисто отскакивает от мяча. После 3—4 отскоков прижмите мяч ракеткой. В этом положении несложно проверить правильность хватки. Плотно ли пальцы обхватывают ракетку, не выпадает ли она из руки? Второй способ. Возьмите в исходной позиции ракетку правильной хваткой. Не глядя на нее, переложите несколько раз из правой руки в левую и наоборот. Покажите тренеру, чего вы достигли.
Теперь о воспитательном воздействии слов тренера. У юных бадминтонистов нередко случается, что лидером группы на первых порах оказывается тот, кто крепче физически. Задача тренера в этом случае не преувеличивать достоинства такого ученика, правильно ориентировать его: мастерство — главное.
Но если такой авторитетный человек, как тренер, говорит мальчику или девочке, что у нее все правильно, значит, сомневаться нет причин. «Раз я обыгрываю своих сверстников, значит, я действительно сильнее их и у меня большое будущее». Такой ход мыслей подростка вполне естествен. Самооценка явно завышается, не соответствует действительности.
Неоправданные и частые подчеркивания мнимых достоинств могут привести к формированию у юного бадминтониста завышенных притязаний, не подкрепленных реальным мастерством и способностями. Проходит время, технические недоработки начинают тормозить рост результатов. За счет преимущества в физической подготовке побеждать уже не удается. Сверстники, которых недавно побеждал, — впереди. Самооценка подростка начинает падать. Интерес к занятиям бадминтоном гаснет.
Чересчур завышенная самооценка «ломает» и на более высоких спортивных ступенях. Как-то несколько лет назад пришлось просматривать дневник одной молодой бадминтонистки, претендовавшей на высокие результаты. В графе обязательств было записано: «В 1985 году стать чемпионом Европы». У этой спортсменки тогда были явные огрехи в технике и тактике игры, но их исправлениями ни она, ни тренер всерьез не занимались. К 1985 году эта бадминтонистка не только не стала чемпионкой Европы, но и вообще понизила класс своей игры. А ведь под высоким, явно завышенным обязательством стояла и подпись тренера.
Когда польза невелика
Вспомним, как развивается встреча по бадминтону после высокой подачи. Один из игроков подает волан наверх, второй — отвечает ударом открытой стороной ракетки. В качестве ответного на подачу хода закрытый удар не применяется, да в этом и нет необходимости. Тренер же предложил такое упражнение, что спортсмены вынуждены были отбивать высокую подачу закрытой стороной ракетки.
Построить тренировку смеша закрытой стороной ракетки более приближенно к игре следует так. Идет подача наверх, ее отражают ударом сверху открытой стороной ракетки, в ответ — удар снизу влево. А вот теперь уже в действие вступает закрытый смеш. Одна из тенденций бадминтона наших дней — несколько меньше применять в игре закрытые удары сверху. Об этом должен помнить тренер. Поэтому разумно построить отработку этого технического приема так: один из тренирующихся направляет волан в левый дальний угол, второй (именно он тренирует закрытый смеш) отбивает волан поочередно ударом из-за головы и закрытым ударом. Такое чередование позволяет избежать так называемой монотонности на тренировке.
Конечно же полчаса делать одно и то же скучно. Да и польза невелика. Многократное включение в «работу» одних и тех же частей тела, как показывают исследования, не улучшает качество деятельности/а зачастую вредит. Оптимальное число одних и тех же ударов с пользой для тренировки составляет примерно 50. По времени — это 5 минут. Дальнейшее продолжение не имеет смысла, нужно переключиться на другой удар.
Азиатские бадминтонисты, добившиеся больших успехов, совершенствуют технические приемы по такому принципу. Повторяют их в начале тренировки (примерно 5—7 минут), затем в середине столько же и, наконец, в конце тренировки. Промежутки заполняются другими упражнениями, прежде всего тактического характера.
Самая отрицательная и резкая критика, относящаяся к конкретному поступку подростка, не задевает так болезненно, как обидные слова, сказанные не о его поступке, а о нем самом. Такие слова больно ранят. К сожалению, некоторые тренеры в недостаточно тактичном тоне говорят с подростками на тренировках. Это в конечном счете вызывает отрицательное отношение к наставнику. Когда к спортсмену обращаешься неуважительно, то и дельные советы слабо воспринимаются.
На соревнованиях по бадминтону можно наблюдать и такую картину: тренер дает полезные советы ученику, но тот их вроде бы и слушать не хочет. Быть может, причина в давних педагогических просчетах тренера, ущемившего в чем-то подростка.
Мотив и успех
Квалификация тренера, работающего с мастерами, во многом определяется его умением тонко почувствовать игровую ситуацию и дать конструктивный совет своему воспитаннику, помочь ему победить.
Перерыв перед решающей, третьей партией. Бадминтонист ждет совета тренера. Тот неожиданно обращает внимание на изъяны в технике. Не исключено, что такие изъяны есть, но время ли теперь их обсуждать, тем более исправлять по ходу игры. Конечно, нет. Обращать внимание на технику в ответственные моменты игры недопустимо. Что значит проследить за своей техникой? Это прежде всего переключить сознание на технические детали, отвлекшись от главного — тактики игры. И это в ходе напряженного поединка. Переключение сознания на то, что уже прочно устоялось, не только не полезно, а просто вредно. Навык разрушается, допускаются грубые ошибки.
Еще одну ошибку допустил тренер в этой ситуации. Наставник раньше времени начал оценивать действия спортсмена. Ведь игра еще не закончена и оценку давать рано. Такие ранние отрицательные оценки (особенно когда тренер пользуется большим авторитетом) подчас приводят к тому, что спортсмен заранее, еще до начала третьей партии, смиряется с поражением. Еще бы! Если тренер считает, что все плохо, значит, действительно игра не пошла и на успех нечего рассчитывать.
Наконец, еще об одной реплике тренера. «Тебе нужно обязательно выиграть, чтобы попасть в сборную». Сильный стимул, ничего не скажешь. Но уместна ли в данной обстановке дополнительная «накачка». Психологами доказано, что чрезмерная мотивация зачастую снижает эффективность деятельности. Эта зависимость выражена в своеобразном законе Йеркса-Додсона, по которому спортсмен, не имеющий достаточных мотивов к успешным, решительным действиям, нуждается в дополнительных стимулах, но чрезмерно сильный, неоправданный мотив может привести к осечке.
У спортсмена, состязающегося в международном турнире, уже есть сильный мотив — выиграть конкретную игру. Борьба идет на равных. Потребует мобилизации в третьей партии не только физических, но и психических резервов. Новый стимул — «попасть в сборную» — может выбить спортсмена из колеи, и решение задачи — выиграть встречу — окажется ему не под силу. Лучше всего помогают спортсмену спокойные, конструктивные советы. Какую лучше использовать подачу, в каком направлении предпочтительно строить атаку, в какую зону перевести игру. Если спортсмен перевозбужден, успокоить его. Если же сник — приободрить.
В заключение предлагаем для разбора следующие три ситуации.
Первая. «Сегодня будем разучивать удар сверху», — сказал тренер учащимся спортшколы. — Вы, наверное, видели, как играют в теннис. Так вот, удар сверху в бадминтоне такой же, как и подача в теннисе». Затем тренер обратился к присутствующему в зале отцу одного из учеников: «Ваш Саша делает успехи».
Удачно ли выбрал тренер аналогию удара сверху?
Какие ключевые моменты техники удара сверху вы бы выделили?
Какой методики придерживаться при обучении этому техническому приему?
Оцените слова тренера, сказанные отцу Саши.
Вторая. «Во время игры на счет главный упор сделайте на отработку атакующего высоко-далекого удара. Чтобы удар получился лучше, замахивайтесь быстрее, чем обычно. Забудьте, что это тренировка. Вы же кандидаты в мастера спорта. Покажите высокий класс. За вами, между прочим, наблюдают с трибуны ваши друзья».
Правильно ли назвал тренер главную особенность атакующего высоко-далекого удара сверху?
Поможет ли совершенствованию этого приема упражнение соревновательного характера?
Как повлияет на эффективность тренировки присутствие знакомых?
Третья. Тренер дает установку на парную встречу: «Поменьше рискуйте, играйте просто и надежно, а главное — молча. Пусть каждый сосредоточится на своей игре. Не забудьте, кто атакует, тот идет вперед».
Оцените и проанализируйте, как повлияет такая установка на выступление дуэта?