Сегодня у нас в гостях Т. Пури, воспитавший чемпиона Уимблдонского турнира Падакона Пракаша и победителя ряда крупных международных турниров, в том числе Московского, на призы еженедельника «Литературная Россия» Саеда Моди.
Мы попросили маститого тренера ответить на ряд вопросов.
— Ваше мнение о стилях игры, присущих ведущим бадминтонистам мира?
— Игроки первого стиля (так я условно его назову) стремятся как можно чаще атаковать. Делают ставку на силу ударов. Отсюда и направленность тренировок. Как можно больше упражнений для повышения физических возможностей. Тактика этих бадминтонистов своеобразна. Незамедлительно подготовить «плацдарм» для нанесения мощного удара. Игроки силового стиля, как правило, одинаково хорошо владеют ударами открытой и закрытой стороной ракетки.
Игроки второго стиля считают, что успех может принести своего рода выжидательная тактика. Они стремятся как можно дольше держать в игре волан. Такая установка предопределяет и характер тренировочных занятий. На первом плане повышение точности каждого удара и приобретение в ходе тренировок и соревнований высокой игровой выносливости. Среди игроков этого стиля, к сожалению, большинство составляют те, кто идет по пути наименьшего сопротивления. Овладев в совершенстве несколькими техническими приемами, они только их и применяют.
Моя концепция — научить своего воспитанника выполнять разнообразные удары и разумно ими пользоваться. Так действует Саед Моди, которого вы видели в Москве. На тренировках мы с Саедом максимум внимания уделяем защите. Как видите, у Моди это неплохо получается.
Бадминтонисты третьего стиля. Они сочетают искусный и точный розыгрыш волана с завершающими сильными ударами. Именно представители этого стиля чаще всего выходят на передовые позиции в мировом бадминтоне.
Я придерживаюсь того мнения, что каждый бадминтонист должен найти свой стиль игры. Несмотря на перспективность третьего стиля, вряд ли есть смысл всем его осваивать. Ведь не каждому дано быть чемпионом. Но вот найти себя в бадминтоне, показать все то, на что способен, — это творческая задача, которую можно решить совместными усилиями спортсмена и тренера.
Для бадминтонистов разного стиля мы разрабатываем различные тренировочные программы. Так же поступают и китайские тренеры, чьи ученики блестяще выступают на международных турнирах.
— Какого деления по возрасту придерживаются в Индии при проведении соревнований по бадминтону?
— У нас начинают играть лишь с 12 лет. Младшая группа — это бадминтонисты 12—15 лет. Следующая — старшая юношеская — 15—19 лет. С 19 лет — категория взрослых. Для юношей мы проводим свое первенство. Но в соревнованиях взрослых разрешено выступать и юношам, если, конечно, их мастерство достаточно высокое. Мой ученик Пракаш в свое время был чемпионом страны и среди юношей, и среди взрослых одновременно. Пока повторить это достижение у нас никому не удалось.
— Вы тренировали сборную ФРГ. Прогресс бадминтонистов этой страны очевиден, особенно в парных состязаниях. На московском турнире западногерманские бадминтонисты первенствовали в этом виде соревнований. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Тренируя игроков этой страны, я сделал акцент на повышение быстроты их действий. Другими словами. чтобы быстрота, природно обусловленная, была полностью реализована. Я имею в виду быстроту не только перемещения, но и маневра, выполнения ударов. В парных играх налаживал такое взаимодействие, которое помогало бы компенсировать слабые стороны одного из бадминтонистов, сильными другого. Я не могу сказать, что путь, который я избрал, абсолютно правильный. Но нужно иметь в виду, что пары я не формировал. лишь улучшал игру уже сформированных. Каждому из спортсменов подбирал полезные именно ему упражнения. Индивидуальный подход!
— Наши бадминтонисты много времени уделяют обучению удара закрытой стороной ракетки. Как поступаете вы?
— Нельзя стать сильным бадминтонистом. не овладев этим способом игры. Но все же наши сильнейшие игроки удар закрытой стороной ракетки сверху отрабатывают по времени меньше, чем удар открытой стороной из-за головы. Мы придерживаемся того мнения, что последний более перспективен, позволяет острее вести игру. Это, разумеется, мое личное мнение. Давно известно, что хорошо одному, другому — не очень.
Сколько внимания уделять на тренировках удару закрытой стороной ракетки и как часто его применять в игре — это всецело зависит от индивидуальных особенностей бадминтониста, от его стиля игры и физических возможностей.
— Как готовился к ответственным соревнованиям Пракаш, не имея сильных спарринг-партнеров?
— Мы строили тренировочную программу по такому методу: сначала Пракаш играл против двоих, затем, когда уставал, на площадке оставался один спарринг-партнер. После 3—4 партий, Пракаш отрабатывал удары с двумя спарринг-партнерами.
Своего рода сюрприз
«Прострельная подача, как известно, особенно эффективна в парных играх. Расскажите, как тренировать этот удар,» — просят В. Алексеев и Р. Зайтулаев из Уфы.
На вопрос читателей отвечает заслуженный тренер БССР мастер спорта Владимир Лифшиц:
— Прострельная подача используется в игре как своего рода сюрприз. Чтобы неожиданно ввести противника в заблуждение. Техника выполнения такой подачи во многом схожа с техникой короткой подачи. Различие в быстроте поворота кисти с ракеткой, а значит, и в силе удара. При прострельной подаче удар по волану более резкий и сильный, чем при короткой.
Намереваясь ввести волан в игру прострельной подачей, бадминтонист создает иллюзию, что подает короткую подачу. Медленно подведя ракетку к волану, мгновенным щелчком направьте волан вверх так. чтобы он пронесся над соперником и опустился за ним у задней линии.
Главный фактор прострельной подачи — неожиданность. Поэтому особого эффекта она достигает в парных играх, где чаще, чем в одиночных, игроки, отражая подачу, рвутся вперед.
Итак, займите исходную позицию для выполнения короткой подачи. Подайте волан несколько раз. Затем, так же как и при короткой, плавно подведите ракетку к волану и в последний момент ускорьте движение ракетки поворотом кисти. Направляйте прострельную подачу в разных направлениях.
Прострельную подачу тренируют, как правило, со спарринг-партнером. Если менять соперников, отражающих на тренировке такую подачу, то это дает еще больший учебный эффект.
Аптечка бадминтониста
Юрии Родионов, общественный тренер
Необходимость в ремонте ракетки возникает довольно часто. Кто из бадминтонистов не огорчался, когда в самый неподходящий момент во время игры или тренировки вдруг лопается струна. Обычно игроки имеют несколько ракеток и могут, конечно, заменить вышедшую из строя. Однако у каждого есть одна, самая удобная, самая любимая, которой чаще всего играешь. И вдруг эта ракетка отказала. Надо уметь быстро, что называется, на ходу устранить мелкие неисправности.
Для ремонта необходимо иметь небольшой набор материалов и инструментов. своего рода ремонтную аптечку. Это 2—3 конусных металлических фиксатора для временного закрепления струны в отверстии обода. Их можно изготовить из небольших отверток, сточив их на конус. Длина металлической части отвертки не должна превышать 4—6 см. Для этой же цели можно использовать и обычные шилья. Острый конец их округляют, чтобы не проколоть струну.
Необходим также вороток для создания усилия при натяжении струны. В простейшем случае это деревянный цилиндрический брусок с прорезью на торце, в которую помещается, а затем и зажимается струна. Струны желательно применять заводского изготовления. При их отсутствии можно использовать капроновую, крученую нить или рыболовную леску диаметром 0,6—0,8 мм.
Ремонт струнной поверхности следует проводить, не дожидаясь обрыва струн. Поэтому после каждой игры надо внимательно осмотреть ракетку. Разлохмаченные струны могут неожиданно подвести.
Как заменить еще не порвавшуюся струну? Отмерьте отрезок струны, приложив ее к ободу в том месте, где находится поврежденная, и добавьте 5—7 см. Затем отрежьте струну, но не поперек, а наискось, чтобы легче было продевать ее в отверстие, уже занятое другой струной. Закрепите конец струны одним из способов, показанных на рис. 1, на ближайшей к поврежденной струне. Следует иметь в виду, что для закрепления струны заводского изготовления можно использовать как простую петлю, так и одинарный узел. Капроновую же нить и леску необходимо крепить для большей надежности двойным узлом. Свободный конец струны проденьте в отверстие, где проходит поврежденная струна, и, переплетая с другими струнами, выведите через противоположное отверстие (рис. 2). Новая струна должна быть переплетена со струнами так же, как и поврежденная. Струну проденьте в прорезь воротка и сделайте несколько оборотов по стрелке (см. рис. 2), навивая струну и прижимая ею свободный конец к поверхности воротка.
Продолжая поворачивать вороток, вытягивайте струну до тех пор, пока ее натяжение не станет одинаковым с соседними. Натяжение контролируется пальцами правой руки поочередным надавливанием на новую и соседние струны. После этого фиксатором закрепите струну в отверстии. Удерживая вороток с натянутой струной левой рукой, правой вставьте фиксатор в отверстие и легко надавите на него. Слегка ослабляя натяжение струны воротком, контролируйте пальцами правой руки: не ползет ли закрепляемая струна. Если ползет, то подтяните ее и усильте давление на фиксатор. Оставшийся конец струны проденьте в следующее отверстие и закрепите его к соседней струне узелком. Оставьте фиксатор в отверстии. Вторым фиксатором закрепите поврежденную струну в противоположном отверстии, как это показано на рис. 2. Затем сделайте надрез на месте повреждения и закрепите оба конца оборванной струны на новой, уже натянутой.
А если струна оборвалась?
Фиксируют струны, расположенные рядом с оборванными (см. рис. 2). Оба конца оборванной струны вытаскивают из отверстий обода. Затем поочередно натягивают их с помощью воротка, фиксируют и закрепляют на рядом расположенных струнах. Как и ранее, отмеряют с небольшим запасом отрезок струны. Закрепляют один его конец на ближайшей целой струне, а второй пропускают через свободные отверстия в ободе, переплетая со струнами. Свободный конец с помощью воротка натягивают, затем фиксируют и закрепляют на ближайшей струне уже известным способом. Оставшиеся концы струн в местах их крепления срезают.
В такой же последовательности заменяют и вертикальные струны.
Охлаждающий патрон
Юрий Николаев
Как известно, патенты за рубежом и авторские свидетельства опережают созданные сегодня промышленные образцы на 10—15 лет.
Интересно, куда направлена изобретательская мысль по совершенствованию ракеток для бадминтона?
Патент № 1927468 «Ручка бадминтонной ракетки» (ФРГ). Предлагается установить во внутреннюю полость ручки охлаждающий патрон, герметичная оболочка которого повторяет внутреннюю форму ребер ручки и плотно прилегает к ним. Ручка выполняется из теплопроводящего материала. Таким образом повышается комфортность пользования ракеткой. Происходит охлаждение кисти во время игры, уменьшается потливость, что имеет немалое значение для хватки ракетки.
Патент N° 2232337 (Франция). Предлагается восьмиугольную часть ручки ракетки пропорционально уменьшить к основанию.
Такая конструкция соответствует морфологии руки человека. Если вы слегка сожмете пальцы, то обратите внимание, что из-за разной их длины они неодинаково прилегают к ладони. Наибольший зазор остается между большим и указательным пальцами. Поэтому благодаря новой конструкции захват ручки ракетки происходит максимально между большим и указательным пальцами и минимально между мизинцем и ладонью руки.