О некоторых проблемах повышения квалификации тренеров по бадминтону рассказывают сегодня у нас в клубе психолог Тамара Сытько и заслуженный тренер БССР, мастер спорта Владимир Лифшиц.
Зрелыми не рождаются
Хочется начать наше выступление с высказывания испанского мыслителя XVII в. Валтасара Грасиана: «Зрелыми не рождаются, но изо дня в день, совершенствуя свою личность, изощряясь в своем деле, человек достигает высшей зрелости, полноты достоинств и преимуществ...» («Карманный Оракул, или Наука Благоразумия»).
Важнейшая сторона профессиональной деятельности любого специалиста — постоянное пополнение и обновление знаний. С каждым годом возрастает объем информаций, необходимой для плодотворного труда. То, что сегодня считается новым, завтра уже нуждается в обновлении.
По соответствующим установлениям специалисты большинства отраслей народного хозяйства проходят каждые пять лет двухмесячную переподготовку. Но, как показали последние исследования, через полтора-два года после прохождения курса повышения квалификации многие из них вновь возвращаются к прежним методам работы. Забывают о том новом, что получили. Это отчасти объясняется тем, что процесс повышения квалификации в основном ограничивается стандартным способом лекционного обучения, Согласно научным исследованиям, в памяти человека сохраняется лишь 10 процентов того, что он слышит, 50 процентов того, что видит, и 90 процентов того, что делает, в чем сам принимает непосредственное участие. Поэтому лекционная система — а эта система рассчитана преимущественно на запоминание материала — не всегда столь эффективна, как того требуют современные задачи переподготовки.
Тренеры по бадминтону повышают свою квалификацию примерно один раз в год. На конференциях, семинарах, которые проводятся в течение трех дней, заслушиваются доклады специалистов по вопросам техники и тактики игры, физической подготовки, демонстрируются некоторые упражнения, ведется просмотр видеозаписей игры сильнейших бадминтонистов мира.
Подобная организация занятий приносит определенную пользу. Но сегодня, когда бадминтон стал олимпийским видом спорта и требования к профессиональному мастерству тренеров возросли, таких занятий уже недостаточно. Необходимо разработать систему постоянного совершенствования тренерами своих знаний, практических навыков.
Смотреть шире
Из кого состоит отряд наших тренеров по бадминтону? Это бывшие квалифицированные спортсмены-бадминтонисты и те, кто ранее преуспевал в других видах спорта. Это энтузиасты бадминтона, зарекомендовавшие себя умелыми организаторами. Это выпускники институтов физической культуры по разнообразным профилям (специализации по бадминтону в институтах физкультуры пока нет). Это инженеры, военнослужащие, рабочие. У каждого из них свои взгляды на подготовку бадминтонистов, своя методика. Большинство тренеров работают путем проб и ошибок.
Весьма непросто организовать систему повышения квалификации такого, что называется, разношерстного контингента. Но задача эта первостепенной важности — только из среды настоящих знатоков своего дела могут выдвинуться тренеры, способные воспитывать бадминтонистов экстракласса.
Профессионал — это не только тот, кто умеет управлять объектом своей деятельности, но и до тонкостей знает специфику своей профессии.
Сравним, к примеру, двух водителей: профессионала и любителя. Кто из них должен лучше управлять машиной? Кто должен лучше знать правила дорожного движения? Мастерство вождения и знание правил конечно же необходимы всем водителям в равной мере. Но случись поломка на дороге, профессиональный водитель сам разберется в неисправностях и сумеет их устранить. Любитель же скорее всего обратится за помощью в автосервис.
Теперь перейдем к бадминтону. Знание особенностей характеров своих воспитанников, умение подобрать к каждому ключи — все это наряду со знанием своего предмета — бадминтона характеризует профессионального тренера, помогает ему квалифицированно решать задачи обучения, воспитания, управления как одним спортсменом, так и целой командой. Тренер должен не только основательно знать технику и тактику игры, но и уметь передавать свои знания воспитанникам, формировать у них правильные навыки, оценивать, насколько эффективно идет процесс обучения, распознавать ошибки в действиях спортсменов, исправлять эти ошибки. Воспитательное воздействие тренера на своих учеников тем выше, чем полнее он изучит их возрастные особенности и методы влияния на конкретную личность.
В Дании, где игра в волан — спорт № 1, чтобы сдать экзамен на тренера третьей категории (это дает право заниматься с квалифицированными бадминтонистами), нужно пройти переподготовку по программе, предусматривающей изучение как новинок игры, так и важнейших разделов психологии, педагогики, физиологии. В Англии, где также многолетние традиции этой игры, тренеры, специализирующиеся на подготовку бадминтонных пар, руководствуются в своей деятельности положениями социальной психологии. Наставники бадминтонистов детально изучают такие вопросы, как роль лидерства, межличностные отношения в групповых действиях и др.
В Канаде же тренеры используют в своей практической деятельности результаты исследований в области типологии личности бадминтониста.
По-видимому, программы тренерских семинаров и конференций, проводимых у нас в стране, также целесообразно расширить, выйти за рамки изучения только специального предмета — бадминтона.
Барьер для восприятия
Тренеры клубов и спортивных школ занимаются с бадминтонистами разного уровня подготовки. В учебно-спортивных группах ведется обучение игре. Затем наиболее успевающие переводятся в группы спортивного совершенствования. Самые одаренные и трудолюбивые, те, кто завоевал признание, побеждая на крупных соревнованиях, зачисляются в группы высшего спортивного мастерства. На каждом этапе подготовки со спортсменами работает свой тренер, и у каждого из тренеров свои задачи.
Тренеры по бадминтону групп начальной подготовки должны обучить основным техническим приемам, сформировать правильные двигательные навыки, а вот тренеры спортсменов, имеющих высокие разряды, формируют индивидуальный стиль игры. Для тренеров детских групп важно знать особенности младшего подросткового возраста. Тренеры спортсменов-мастеров (это. как правило. бадминтонисты 18—25 лет) должны в своей работе учитывать специфику этого возраста.
Разного рода задачи предполагают дифференцированный подход к повышению квалификации тренеров.
Увы, подчас конференции и семинары таких специализированных программ не имеют, хотя, участвуя в них, тренеры и получают новую информацию. Эти сведения, однако, далеко не всегда воспринимаются тренерами должным образом, даже если они подкреплены фактами успешного применения на практике. И чаще всего это происходит из-за устоявшихся, но не всегда объективных суждений. Скажем, на семинаре обращают внимание на то, что игроки не рационально передвигаются по площадке. Некоторые же тренеры считают этот вопрос не столь важным и не обращают должного внимания на этот первостепенный раздел технической и тактической подготовки. Более того, тренеры подчас заранее убеждены, что ничего нового им не сообщат, и как следствие этого информация не воспринимается или быстро забывается.
Вот пример. В журнале «Спортивные игры» (№11, 1978 г.) был изложен весьма полезный графический метод записи игры. Об этом же методе шла речь на всесоюзной тренерской конференции по бадминтону в 1980 году. Спустя несколько лет подробную информацию о том же графическом способе записи игры дал нашим тренерам специалист бадминтона из Дании. Аудитория восприняла это как доселе неизвестное, весьма актуальное.
Если обратиться к материалам, опубликованным в журнале в рубрике «Клуб любителей волана», то и любители бадминтона, и профессиональные тренеры найдут для себя немало полезного и нового. Кроме материалов методического и информационного характера на страницах журнала ставились вопросы проблемные, в частности организация новых форм повышения квалификации (№1, 1977 г.). Проводились конкурсы знатоков бадминтона (№9, 1979 г., №6, 1983 г.). Тренерам предлагались вопросы по технике и тактике игры (№7, 1977 г., №8, 1983 г.).
Три ситуации
Эффективность деятельности тренера измеряется конечным результатом — спортивными достижениями воспитанников на ответственных соревнованиях. В то же время рост результатов спортсмена находится в прямой зависимости от профессионального мастерства наставника. Естественно, что для тренера, как и для любого специалиста, характерно стремление повысить свою компетентность. Метод конкретных ситуаций — одна из форм активного обучения — позволяет добиться этого в кратчайшие сроки. Такая форма обучения дает возможность глубоко вникнуть в существо проблем тренерской деятельности, научиться решать сложнейшие задачи, возникающие перед специалистом.
Предлагаем вопросы к тренерам, связанные с проблемными ситуациями в их деятельнсти. Решение конкретных ситуаций комплексного характера предполагает овладение знаниями не только в области бадминтона, но и в других областях, необходимых для успешной тренерской деятельности. Вот три ситуации.
Первая. Из беседы двух тренеров: «Крепкий у тебя ученик, но, по-моему, в момент удара сверху у него ракетка неправильно лежит в руке». «Покажи-ка, как нужно держать ракетку», — обращается тренер к воспитаннику. Тот показывает. «Все правильно, молодец». И тренер добавляет так, чтобы слышали все присутствующие на тренировке: «У тебя все нормально, физическая подготовка что надо, к тому же ты всех обыгрываешь».
Правильно ли отреагировал тренер занимающейся группы на замечания своего коллеги?
Какие вам известны способы эффективного обучения хватке ракетки и контроля за правильностью формирования этого навыка?
Оцените воспитательное воздействие слов тренера на ученика.
Вторая. Идет тренировка группы кандидатов в мастера спорта. Тренер дает задание — отрабатывать смеш закрытой стороной ракетки. Распределяет спортсменов на пары. Тренер объясняет: «Порядок выполнения упражнения таков: один из вас начинает с высокой подачи, второй принимает подачу, используя закрытый смеш. И затем на любой высокий удар отвечает таким смешем». Через полчаса тренер подходит к одному из воспитанников: «Ну что же ты, лопух, делаешь все не так».
Насколько эффективен методический подход тренера к совершенствованию указанного технического приема к организации тренировки?
Каково влияние слов тренера на спортсменов?
Третья. Встречается один из наших ведущих бадминтонистов с зарубежным спортсменом на Московском международном турнире. Счет партий — 1:1. В перерыве перед третьей, решающей партией тренер говорит своему ученику: «Мне не нравится сейчас твоя техника, ты допускаешь грубые ошибки. Последи за собой. Тебе нужно обязательно выиграть, чтобы попасть в сборную».
Помогут ли спортсмену выиграть встречу слова, сказанные ему тренером? Дайте подробный анализ управляющему воздействию тренера на спортсмена.
Приведенные ситуации взяты из практической деятельности тренеров, работающих с бадминтонистами разного уровня подготовки, от новичков до мастеров. Ситуации будут анализироваться и разбираться в последующих номерах журнала. Там же будет идти речь и о других ситуациях, возникающих в практике тренеров.