«Расскажите о защитных действиях в парных играх», — обращается в редакцию москвич В. Воронов.
На площадке четыре игрока. Обозначим их буквами — А, Б, В, Г. Игроки А и Б подняли волан наверх. В этой ситуации они оказались в защите, их соперники игроки В и Г — в нападении. Классической позицией обороняющейся пары была и есть так называемая позиция игроков бок о бок. Скажем, игроки А и Б располагаются каждый в своей половине поля и защищают именно этот сектор. Предположим, игрок Б обороняет правую часть поля. Тогда его функции несколько расширены. Этот бадминтонист защищает от смеша не только свою половину поля, но и центральную линию. Вызвано это тем, что игрок Б будет принимать смеш преимущественно закрытой стороной ракетки, ибо это наиболее эффективный способ защиты от опасного удара.
В зарубежной литературе по бадминтону позиции игроков в защите подразделяются на три вида. Первый — глубокая защита. Обороняясь от смеша, игроки А и Б располагаются в глубине поля, у линии парной передачи. В чем смысл такого способа обороны? Скорость волана, пущенного соперником с огромной силой, гаснет по времени. И, естественно, отбить волан легче, когда скорость свою он резко уменьшил. Теперь игроки А и Б оказываются в роли нападающих, игроки В и Г вынуждены занять защитную позицию. Например, в глубокой защите отражают атаки большинство индонезийских дуэтов.
Таким образом действия пары в защите целиком зависят от ситуации. Выдвигаясь вперед и отходя назад — только так можно успешно защищаться и. выбрав удачный момент, перейти от защиты к атаке.
Игроки А и Б удаляются далеко от сетки. Неожиданный укороченный удар может застать их врасплох. Поэтому, непременным условием успешных действий в глубокой защите игроков А и Б должны быть хорошая реакция, стремительный, когда это необходимо, рывок вперед. Тогда укороченный удар не страшен.
Второй вид защиты — центральная. Само название говорит за себя. Игроки А и Б располагаются в 3,5 метрах от сетки. Преимуществом такой позиции в более быстром переходе от защиты к атаке. Не страшен в этом случае и любой укороченный удар — до сетки, как говорится, рукой подать. Но такая позиция все же основной быть не может. Отразить сильный смеш, когда стоишь в центре, сложно. Среагировать на него можно, а вот направить в ответ волан туда, куда хочешь, — задача не из простых. Поэтому такая позиция зачастую трактуется как ситуационная.
Непосредственно в розыгрыше волана часто создаются предпосылки для того, чтобы занять центральную защитную позицию. Например, игрок В атакует из задней линии, едва успев туда отойти. Конечно, ждать от него мощного смеша не приходится. Ни к чему здесь уходить в глубокую защиту. Лучше выдвинуться в центр и постараться как можно раньше и выше отразить атаку.
Третий тип защиты в парных играх — передняя. Если центральная защита может стать барьером на пути к не очень сильному смешу или смешу, выполняемому соперником из неудобных положений, то передняя защита — это всего лишь мимолетный эпизод в игре. Игрок А, находясь в защите, мгновенно угадал, что его соперник игрок В вместо смеша проводит укороченный удар. Игрок А занимает переднюю защиту (в 2—2,5 метрах от сетки), чтобы перехватить волан. Такой вот довольно типичный эпизод. Игроки В и Г пытаются навязать так называемую плоскую игру. Действуют сильными плоскими ударами. И в этом случае передняя защита для игроков А и Б оказывается выгодной. Скажем, игрок А отражает плоский удар своеобразным толчком вниз и ситуация меняется.
Вперед и назад
«Своим первым ударом с подачи соперника дорожите не меньше, чем самой подачей. Сделайте все, чтобы отыграть подачу».
Это строки из книги известного в прошлом бадминтониста Семмюэля Мессея «Бадминтон», изданной в 1911 году. Знаменательно, что советы Мессея не теряют актуальности и поныне.
Что значит сделать все, чтобы отыграть подачу? Это значит быть предельно нацеленным на атаку уже с первого удара. Как говорят психологи, создать установку на агрессивность действий. Для этого хороши два способа. Первый — зарядить себя на атаку, внутренне настроиться. Сосредоточение, собранность, предельное внимание! Второй способ — выработка навыка наступательного порыва специальными упражнениями. Например, такими. Займите исходную позицию для приема подачи в правом поле. По команде «Вперед!» имитируете рывок к сетке так быстро, насколько это возможно. Не менее 30 раз подряд возвращайтесь в прежнее положение. По команде «Назад!» имитируете отход к задней линии, для удара сверху. Не менее 30 раз возвращайтесь в исходное положение. Тот же маневр проделайте, находясь в левом поле подачи.
Сочетание самонастроя и физических упражнений помогает в игре действовать с огоньком, не отдавать инициативу сопернику.
На пересечении линий
«Как выполняется добивание волана?» — спрашивает Н. Шилов из Новосибирска.
Добивание волана используется в двух случаях: при приеме короткой подачи и непосредственно в игре. Техника выполнения этих приемов во многом схожа. Разница лишь в том, что атака стрелой, используемая для нападения в качестве ответного на подачу удара, идет из стандартной позиции (игрок стоит, не отрывая ноги от пола в обозначенной позиции), а добивание в игре — из нестандартной, непредсказуемой. Но суть действий одинакова.
Как научиться добиванию волана?
Станьте в исходную позицию на пересечении линий короткой подачи и центральной. Держите ракетку легко, лишь напряжением пальцев. Оттолкнитесь от пола левой ногой (если вы держите ракетку в правой руке) и выпадом правой к сетке шагните вперед. Выпрямите одновременно руку с ракеткой по направлению к верхней кромке сетки. Над самой сеткой поверните кисть, удерживающую ракетку, сверху вниз. Получится короткое отрывистое движение. Центр тяжести полностью переносится на правую ногу.
Некоторые особенности этого технического приема. Приняв решение добить волан, сразу поворачивайте ракетку струнной поверхностью к сетке. Предпочтение отдается добиванию волана в сторону. Используйте для добивания прыжок к сетке. Ударяйте по волану как можно раньше и как можно выше над сеткой.
Все начинается с дуэта
— Наивысшие за всю историю участия в розыгрышах Кубков Томаса и Убер результаты нашей сборной, — рассказывает видный английский тренер Джек Дауней, — следствие верного курса в развитии бадминтона в стране. Наши мужчины — третьи, вслед за командами КНР и Индонезии, женщины на втором месте. В успехе английских команд главную роль сыграло умение действовать в парах. Мы десятки лет настойчиво воспитываем игроков, умеющих играть в дуэте. И даже не требуем от них высоких результатов в одиночных соревнованиях, всячески поощряя их увлечение игрой в паре.
Кто не знает таких выдающихся английских бадминтонистов, как Нора Перри или Майк Треджет, Нора Гарднер или Мартин Дью. Сейчас в Англии так много блестящих дуэтов, что порой трудно выделить какие-либо из них. Неудивительно, что еще вчера никому не известные бадминтонисты, сегодня становятся знаменитостями. Так, например, случилось с Мартином Дью, который, дебютируя на открытом чемпионате Англии, стал победителем в смешанном разряде и призером в парном.
— Однозначно даже не ответишь, — продолжает Джек Дауней, — что сыграло решающую роль в появлении в нашей стране столь значительного числа высококлассных «парных» игроков. То ли тренерское искусство, то ли организация дела. Способных тренеров у нас действительно много. Каждый бадминтонист может стать тренером, для этого есть все условия. Буквально еженедельно в различных уголках страны проводятся семинары по бадминтону — практические, теоретические, по разнообразным аспектам игры. Упорядоченная система, по которой тренеры повышают свою квалификацию. По степени их подготовки им присваивается соответствующая категория. Техника игры, и особенно тактика, разбирается по малейшим деталям. Для освоения мастерства парной игры это особенно важно.
В стране проводится огромное количество различных соревнований, в том числе и специально по парным играм. Юные бадминтонисты обычно начинают соревноваться не в одиночном турнире, а в парном. Этим самым придается первостепенное значение этому виду состязаний. Любые командные соревнования проводятся так, что преимущество имеет та команда, в которой сильнее дуэты. Из 17 игр 12 парные (по четыре — мужские, женские и смешанные) — такая формула принята в командном первенстве страны во всех лигах.
Начало, середина, концовка
По аналогии с шахматами бадминтонную партию можно разделить на три этапа: дебют (начало), миттельшпиль (середина), эндшпиль (концовка). Партия в бадминтоне, как известно, ведется до 15 очков. Поэтому началом можно считать счет от 1 до 7 очков, серединой — от 7 до 12 очков, концовкой — свыше 13 очков. Тактические действия бадминтониста связаны со счетом. Если в начале партии еще можно позволить себе «раскачку», игру в полсилы, то в конце это непростительно.
Уже с первыми ударами в начале партии снимается, как правило, первое волнение. Наиболее бурные проявления эмоций приходятся на конец партии или же середину, когда возникает то, что принято называть переломными моментами.
Более уверенному ведению игры помогают психологические акценты, которые расставляются таким образом. Начало партии — снимайте напряжение сильными ударами, не требующими тонкого мышечного чувства. Когда руки дрожат — скорее ошибешься. Середина партии — настраивайтесь на ожидание рывка соперника. Соперник прибавил в скорости, вы должны ответить ему тем же. Концовка партии — действуйте решительно, но без спешки. Если сказывается волнение — ищите соперника, другими словами направляйте атаку непосредственно в него.
И видеть, и слышать
«Не терять из виду волан в любой ситуации» — одна из заповедей бадминтона. Мы следим за подготовкой к удару соперника, фиксируем внимание на волан и, определив направление его полета, двигаемся ему навстречу.
А вот еще один аспект восприятия. «Опытный бадминтонист не только видит волан, но и слышит», — говорит С. Сервисен, один из ведущих датских тренеров, не раз готовивший свою команду к крупнейшим международным соревнованиям. Мысль, заслуживающая внимания. Время реакции на звук, как известно, меньше, чем на свет. Если учесть, что при утомлении время реакции сокращается, то те доли секунды, которые можно выиграть, прореагировав на звук волана, — могут оказать неоценимую помощь.
Ваш соперник у задней линии. Замахнулся и хлестко ударил по волану. Своеобразный щелчок, по образному выражению того же Серенсена, подобен звуку пробки открывающейся бутылки. Но раз такой «громкий» щелчок, значит, волан пущен с немалой скоростью. Поэтому вы не рветесь заранее к сетке, а защищаете тылы.