Слово преподавателю кафедры физического воспитания Ленинградского института киноинженеров Георгию Ярковенко.
В нашем институте мы решили сделать бадминтон одним из профилирующих видов спорта.
Деятельность по развитию бадминтона ведется у нас кафедрой физвоспитания по трем направлениям. Первое — массовое привлечение студентов к занятиям этим видом спорта. Для этого организовали две группы обучения — на факультетах киноаппаратуры и электротехники.
Занятия со студенческими группами проводились в дни летних каникул в спортивно-оздоровительном лагере в Батуми. Оборудовали четыре площадки на воздухе и одну в спортивном зале. Уже на утреннюю зарядку студенты выходили с ракетками. Здесь выполняли различные физические упражнения, и прежде всего направленные на развитие координации движений, гибкости и быстроты. Кто обладает этими качествами — тому легче осваивать правильную технику ударов.
Применяли разнообразные имитационные упражнения — удары сверху, стоя на месте, с отходом назад и у сетки в выпаде. Постоянное внимание уделяли передвижениям в различных направлениях. А затем переходили непосредственно к тренировочным играм. Так два раза в день. Параллельно приобщались к практике судейства.
Студенты окрепли физически. В конце лагерной смены (через 20 дней) мы сравнили показатели, зафиксированные в первый день, в беге на 100, 500 и 1000 м. высоте прыжка толчком двумя ногами, «взрывному» потенциалу ног (спрыгивание с высоты 0.5 м и быстрое выпрыгивание вверх с доставанием подвешенного волана). Взяли также пробу, отражающую уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы. У всех без исключения занимающихся бадминтоном показатели улучшились на 12—14%.
Второе направление по развитию бадминтона — это охват преподавателей и сотрудников института. Приобщившись к игре в волан, они убедились, какое это прекрасное средство разрядки, активного отдыха. Бадминтон включен в программу нашей вузовской спартакиады здоровья.
Наконец, третье направление — научно-исследовательская работа по бадминтону. «Развитие посредством игры в бадминтон зрительно-моторной координации» — такова тема, над которой работают сотрудники кафедры физвоспитания нашего института. Начинаем работу (с привлечением ведущих ленинградских специалистов по бадминтону) над созданием учебного фильма по обучению основам техники и тактики игры.
Андрей Антропов и другие
Передовая тактика — это, разумеется, атакующая. Вы вводите в игру волан, и дальнейшие ваши устремления направлены на то. чтобы вынудить соперника поднять его наверх. С таким расчетом, чтобы можно было эффективно атаковать. Смешем — в прыжке, из-за головы, с подрезкой волана. Конечно, так действовать непросто Нужно, во-первых, сохранить запас сил на протяжении всей встречи, во-вторых, атакующий настрой, в-третьих, уверенность, что такая тактика принесет успех.
17-летний бадминтонист из Омска Андрей Антропов, по мнению тренеров сборной команды страны, обладает качествами, необходимыми для игры в остроатакующем стиле. Это быстрый, цепкий, нацеленный на атаку спортсмен, умеющий поражать «цель» из самых, казалось бы, неудобных позиций.
Андреи Антропов провел встречу за выход в полуфинал одиночных соревнований чемпионата СССР в высшей лиге с москвичом Николаем Калинским. Калин-ский пытался увести омича к задней линии ударом от сетки. Антропов, не уступая натиску, умудрялся так изогнуться. что волан оказывался впереди него, да еще в удобной для атаки точке. Инициатива, которой еще секунду назад владел Калинский. переходит к Антропову. Третье призовое место вслед за такими признанными мастерами, как горьковчанин Виталий Шмаков и минчанин Анатолий Скрипко. — несомненный успех юноши.
Теперь о сохранившем звание чемпиона Шмакове. В Минске здесь проходил чемпионат страны) Виталии предстал в несколько ином, чем обычно, качестве. Ранее Шмаков стремился подавить своих соперников кинжальными, прострельными плоскими ударами, но действовал порой несколько прямолинейно.
Сейчас можно смело сказать, что вместе с опытом к Виталию Шмакову приходит умение находить нестандартные решения, сохраняя при этом хладнокровие и уверенность.
Шмаков подошел к этому чемпионату не в лучшей спортивной форме. И тем не менее сумел одержать верх Пожалуй, не каждый сумеет, несмотря на проигрышный счет в решающей встрече со Скрипко (горьковчанин уступал в третьей партии 10:13), подавить в себе страх поражения и искать эффективные, порой на грани риска, ходы. Атака Скрипко. Шмаков отправляет волан на заднюю противоположную линию площадки. Вновь атака, еще более сильная. Шмаков не теряет самообладания, возвращает волан на сторону соперника, но уже в другой дальний угол. А это, как знает каждый бадминтонист, весьма сложная задача. Минчанин не выдерживает и замедляет темп игры укороченным ударом. Но Шмаков не склонен отступать. Виталий «поворачивает» волан вдоль сетки в ближний угол. Опешивший от неожиданности. Скрипко пропускает этот удар.
Шмаков по-новому проводит свой коронный удар — прием бэкхэнда сверху. Вспомним, как обычно проводится удар сверху-слева. Поворот туловища влево, отведение руки с ракеткой влево, а затем разворот к волану и удар в наивысшей точке. Это, так сказать, техника приема в кратком изложении. Шмаков трактует ударное движение по-своему. Отводя руку с ракеткой влево, одновременно кистью, удерживающей ракетку, совершает своего рода петлю, похожую на половинку цифры восемь. Попробуйте начертить слева направо половинку восьмерки, и вы поймете, что это за своеобразная, довольно хитроумная петля. Такая, можно сказать, добавка позволяет чемпиону весьма четко исполнять бэк-хэнд сверху.
Если в техническом аспекте вернувшая себе звание чемпионки страны Светлана Белясова из Могилева мало что прибавила, то верность поставленной тактической задаче и упорство в ее достижении делают ей честь. Тремя-четырьмя ударами на заднюю линию задержать минчанку Владу Белютину в тылу площадки, а затем перевести игру в более спокойное русло ударом на сетку — такая тактика Белясовой в финальной встрече себя оправдала. А вот Белютиной не достает умения перестроиться. не потеряв при этом точности. И хотя нельзя отказать Владе в боевитости, задоре, в решающей встрече ей не хватило мастерства. Вот, скажем, она отбивает сзади волан и, не чувствуя дальнейших намерений своей соперницы Белясовой, как-то растерянно движется вперед. Куда? То ли к центру, то ли сразу к сетке. Ход спортсменки, как говорят бадминтонисты, жесткий. Тут же новая волна ударов на заднюю линию, и Белютина с трудом достает мячи. Концовка комбинации — типичная для обеих партий встречи: срезка вниз или быстрый укороченный со стороны Белясовой — и минчанка, не соизмерив свой бег с полетом волана, останавливается в неудобном для удара месте и ошибается.
Мужские парные игры, да, пожалуй, и женские, оказались совершенно непредсказуемыми. Объединившись вместе, Виталий Шмаков и Анатолий Скрипко сильной парой не стали, но индивидуального мастерства вполне хватило, чтобы быть чемпионами. Нежданно-негаданно их основными соперниками стали молодые Андрей Антропов и тбилисец Давид Кавиладзе, которые прошли сквозь сито в общем-то таких же непредсказуемых, а иногда и случайных пар. Приметы сильных в будущем парных игроков есть и у Антропова, и у Кавиладзе. Омский бадминтонист — он левша — так же мощно и без устали атакует при каждом удобном случае, как и в одиночной игре. Мягкий, пластичный Кавиладзе весьма бережно обращается с воланом в передней зоне площадки — тут он ошибается редко. Разнообразно действует Давид из задней зоны, выводя на завершающий удар своего более мощного партнера. И все же. если выход в финал для Антропова и Кавиладзе — несомненный для них успех, то говорить о значительном росте играющих в парах, увы, не приходится. Думается, уровень игры наших мужских дуэтов снизился.
В женских парных соревнованиях таких неожиданностей, как в мужских, не произошло (в финал вышли пары, составленные из известных спортсменок), но и здесь есть над чем задуматься. В тактическом плане выделяются днепропетровские бадминтонистки Татьяна Литвиненко и Виктория Прон. В их арсенале больше, чем у других пар, остроумных ходов, точнее действия у сетки, разнообразнее подачи. Но почему так часто эти спортсменки скатываются на сумбурную игру, ошибаются в самых безобидных ситуациях? Возможно, имеются пробелы в психологической подготовке, не всегда умеют настроиться соответствующим образом, объединить усилия.
Победили в парных состязаниях Белясова и Белютина, чье желание выиграть перевесило на этот раз тактическое превосходство Литвиненко и Прон.
2018 и 2117
В музее бадминтона, который находится в английском графстве Глостершир, неподалеку от Лондона, хранится старинный тонкий пергамент. На нем начертано: «13 января 1850 года в субботу мисс Геральдина Сомерсет вместе со своей сестрой мисс Генриеттой в ходе игры держали в воздухе волан 2117 раз. Этим они превзошли результат, показанный их старшей сестрой леди Хеленой Сомерсет, когда она набила 2018 раз, играя с мисс Сибилой Митчел в феврале 1845 года».
Так возникает понимание
— Когда я говорю своим ученикам: этот удар вы выполняете низко, а этот высоко, — то они не всегда меня понимают, — признается выдающийся в прошлом бадминтонист, а ныне тренер сборной Малайзии Панч Гуналан. — Тогда я говорю: станьте в исходную позицию, приподнимите обод ракетки так, чтобы его верхняя часть пришлась на уровень ваших плеч. Теперь смотрите: все воланы, которые вы сумеете отразить выше этого уровня, будем считать выполняете высоко, а ниже, пусть даже на один сантиметр, — низко. Чувствую, что меня начинают понимать.