Каждый десятый житель Дании регулярно тренируется и участвует в соревнованиях по бадминтону. В стране более 600 бадминтонных клубов. Датчане гордятся именами победителей Уимблдонского турнира Хамергаарда Хансена, Финна Коберро, Эрланда Копса, Свена При, Уллы Странд, чемпионов мира Лене Кеппен, Флемминга Дельфса, Стина Сковгарда.
Один из ведущих датских тренеров Мартин Андерсен принял участие во всесоюзных семинарах по бадминтону, организованных Спорткомитетом СССР. Андерсен занимается тренерской работой более 17 лет, готовит в основном юношей. Автор трех книг по бадминтону, ряда научных статей. Председатель так называемого Европейского клуба тренеров по бадминтону.
Мартин Андерсен гость нашего клуба. Вот что он ответил на заданные ему вопросы.
С какого возраста начинается подготовка бадминтонистов в Дании?
Дети приходят в платные клубы бадминтона в возрасте 6—7 лет. Первые два-три года освоением ударов практически не занимаются. Стараемся привить любовь к игре, развить физические качества. Отбивают волан, в основном снизу, играя детскими ракетками, укороченными по сравнению с обычными. И все же стараемся научить правильной хватке. С детьми 9—10 лет ведется более кропотливая работа. Если до этого возраста дети, как бы «познают свое тело», учатся им управлять, то становясь старше, они довольно быстро осваивают технику. Еще раз хочу подчеркнуть — самым пристальным образом следим за правильной хваткой ракетки. Мы проводим большое количество турниров для детей в возрасте 12 лет и старше. Тренеры не спешат включать своих воспитанников в ответственные соревнования, чтобы они раньше времени, как говорится, не перегорели.
В Дании начинают обучение бадминтону довольно рано, а вот в таких странах, как Малайзия. Индонезия, — с 12 лет. Что на ваш взгляд предпочтительнее?
Если умело, я бы сказал деликатно, прививать технические навыки, то начинать это делать в раннем возрасте, по моему мнению, лучше. Важно, чтобы юный бадминтонист испытывал поменьше стрессов по поводу того, что у него не получается. Наши тренеры, работающие с детьми, специально изучают на курсах особенности детского возраста. Поэтому нам в принципе удается привить ребенку к 10 годам любовь к бадминтону, сформировать хорошие технические навыки, и прежде всего навык правильно держать ракетку в игре.
Коль зашла речь о хватке, не могли бы вы рассказать, как обучаете детей этому важнейшему компоненту техники?
Мы не только объясняем словами и показываем, но и даем почувствовать ребенку самому — какая она, правильная хватка. Сначала учим только одной хватке (открытой), чтобы в голове не было путаницы. Вот некоторые педагогические приемы, которые мы используем. Я даю ребенку руку и прошу пожать ее сильно. Потом ослабить. так чтобы я смог руку убрать. После чего вместо своей руки я протягиваю ему рукоятку ракетки и прошу повторить то, что мы только что сделали. Для мышечного ощущения правильной хватки, предлагаю взять ракетку закрыв глаза, или, отведя от нее взгляд, переложить из правой руки в левую и опять взять правильно правой рукой. Или же положить на пол и поднять правильной хваткой.
Датские бадминтонисты сильны в защите, благодаря чему это достигается?
Мы считаем, что умение защищаться столь же важно, как умение атаковать. Поэтому уделяем ничуть не меньше времени совершенствованию защитных приемов, прежде всего ударов с коротким замахом. В каждую комбинацию на тренировке включаем смеш, а значит, и его прием. Используем, например, такое упражнение. Бадминтонист с ракеткой в руке становится спиной к стенке, вплотную. Его партнер направляет волан на него, например, на уровне лица. Задача тренирующегося — отразить волан и при этом не повредить ракетку ударом об стенку. Решить такую задачу можно только в том случае, если отбивать волан коротким замахом. Для тренировки защиты игроками высокой квалификации применяем игру сразу против трех спарринг-партнеров. За тренирующимся бадминтонистом стоит ассистент, который накидывает спарринг-партнерам с небольшим интервалом воланы на смеш, который должен отразить принимающий. Еще одно упражнение. Два спортсмена играют без сетки. Один нападает смешем, целясь в тело, другой защищается, подкидывая вновь на смеш. Так продолжается 20—25 минут. Не только идет отработка защитных действий, но и развивается быстрота реакции.
Если тот или иной технический прием не получается у спортсмена, как вы исправляете ошибки?
Для каждой технической ошибки есть разные способы исправления. Они, эти способы, систематизированы в специальной книге, к которой тренер может всегда обратиться. Но каждый человек индивидуален, индивидуальны и его ошибки. Поэтому тренер, да и сам спортсмен должны постоянно проявлять творчество. Если тренер видит только один путь исправления ошибок, то у него невысокая квалификация. Мы действуем по такой общей схеме: сначала исправляем словами, если это не помогает — используем так называемые «ручные инструкции» (руками устанавливаем правильные положения звеньев тела, ракетки). Если и это не помогает, движение разбиваем на отдельные элементы и корректируем их по фазам.
Занимаетесь ли вы специально постановкой дыхания бадминтониста?
Считаю, что сохранение ритма дыхания во время игры настолько важно для бадминтониста, что порой лучше отдать сопернику розыгрыш, чем «сбить» свое дыхание.
Как вы развиваете у бадминтонистов способность быстро принимать решения в игре?
Мы часто используем такое упражнение. Два бадминтониста проводят встречу в течение приблизительно 30 минут. Первому игроку тренер дает задание придерживаться какой-то определенной тактики. Второй игрок должен распознать тактику первого игрока и определить конкретные пути противодействия. Это заставляет думать.
Датские бадминтонисты высокого класса постоянно наблюдают за игрой друг друга и эти игры анализируют. Например, Фрост Хансен дает советы Стину Фладбергу (Хансен — финалист чемпионата мира 1985 года, Фладберг — чемпион мира в парном разряде 1983 года) и наоборот, Фладберг дает советы Хансену.
В Дании традиционно сильные пары. Чем можно объяснить то, что ваши игроки достигли такого высокого мастерства, особенно в точности выполнения короткой подачи?
Прежде всего — постоянная практика. Те. кто нацеливается на успешное выступление в парных соревнованиях, минимум половину тренировочного времени уделяют шлифовке короткой парной подачи. Расскажу об одном распространенном упражнении. Это отработка подачи под своего рода давлением.
Вы занимаете место для подачи в паре. Один из спарринг-партнеров отражает короткую подачу (он настраивается только на этот удар), другой отражает прострельную подачу. Таким образом, вы должны точно подать, зная заранее, что перехитрить никого не удастся.
Ваши представления об идеальном микстере?
Это бадминтонист, владеющий в совершенстве всеми ударами. Многое зависит от того, какой тактики придерживается смешанная пара. Шведы, например, предпочитают строить игру на бадминтонистку, а англичане — направляют удары в полполя. Южнокорейские спортсмены (они, кстати, выиграли чемпионат мира в Канаде) конструируют тактику, исходя из конкретных ситуаций. Если не очень силен соперник, игра строится на него, слаба соперница — на нее. Когда примерно одинаковый вклад вносят участники микста, чемпионы стремятся растянуть их подальше друг от друга, а затем послать волан между ними.
Опишите примерное построение одной тренировки ведущего игрока мира Фроста Хансена за неделю до начала соревнований?
Перед поездкой в Канаду на чемпионат мира Фрост тренировался два раза в день. Занятие начинал с отработки своих коронных ударов, то есть тех, которыми он завоевывает наибольшее количество очков. Это продолжалось около 30 минут. Потом играл на счет вполсилы с сильным соперником или один против двоих. В таких играх он пробовал разнообразные варианты ударов, импровизировал. Нужно сказать, что Хансен не любит традиционных упражнений, поэтому всегда ищет новые, проявляя завидную смекалку. В отличие от большинства азиатских игроков, которые при подготовке к соревнованиям в основном используют специальные упражнения, датские бадминтонисты (примерно 80%) предпочитают всем упражнениям игру на счет. Но и в этих играх они делают акцент на тех деталях техники и тактики, которые им необходимо улучшить. На тренировках вводится судейство (судья на вышке, на линиях), что создает соревновательную обстановку.
Проводится ли у вас специальная психологическая подготовка бадминтонистов перед ответственными соревнованиями и кто этим занимается?
У нас нет специального психолога, который бы работал с сильнейшими игроками, хотя мы не отрицаем важность психологической подготовки, особенно в последний час перед игрой. Обычно функции психолога выполняет тренер, который хорошо знает особенности спортсменов. Например, если Питер Ниерхоф задает много вопросов перед встречей (Ниерхоф — чемпион Европы, полуфиналист чемпионата мира), то это показатель его высокой мотивации. Если вопросов нет, — показатель того, что Ниерхофа необходимо дополнительно стимулировать, повышать значимость предстоящей игры. Когда требуется, чтобы Стин Фладберг играл с максимальной отдачей в одиночном разряде, где он лишь четвертый среди наших бадминтонистов, мы ставим его на третий номер и говорим, что верим в его силы, верим, что он не подведет. Как правило, Фладберг оправдывает наши ожидания.
Кого вы считаете наиболее совершенным бадминтонистом в настоящее время?
Победителя Уимблдонского турнира 1985 года китайского бадминтониста Жао Жанхуа. Ему 20 лет, рост 182 см, играет левой рукой. Необычайно гибкий, быстрый и выносливый. Спортсмен из КНР применяет в основном короткую подачу, сам такую подачу постоянно встречает атакой стрелой (что не характерно для других бадминтонистов в одиночных играх). Начиная атаку, доводит ее до конца, не снижая темпа. Прекрасно двигается по площадке, особенно при отходе назад. Можно сказать — «семенит быстро ногами», поворачивая туловище вправо и влево, Жао быстро начинает замах для удара, но перед контактом ракетки с воланом движение несколько замедляет — этим обеспечивается скрытность. Большинство ударов сверху китайский спортсмен выполняет в прыжке с двух ног, отрываясь от пола примерно на 60—70 см. Победитель Уимблдона почти не использует удар сверху закрытой стороной ракетки, предпочитая этому приему удар открытой стороной из-за головы.