Любой из семи городов. команды которых в декабре 1946 года вышли на старт первого чемпионата СССР, вправе считать себя родоначальником хоккея с шайбой в нашей стране. В их числе - и столица Среднего Урала - Свердловск. О причинах, побудивших остальные команды осваивать новый в ту пору вид спорта, судить не берусь, а вот в отношении армейцев Свердловска все известно доподлинно. Ваяться за укрощение каучукового диска уральцев заставил соответствующий приказ Спорткомитета Министерства обороны. После двух (!) тренировок в родном Свердловске команда капитана Михаила Созинова прибыла в Москву, чтобы в матче чемпионата скрестить клюшки с хоккеистами ЦДКА. Некоторые пункты правил, не говоря уже о каких-то тактических нюансах, свердловчанам пришлось усваивать прямо а ходе игры. Тем не менее, этот матч, закончившийся поражением уральцев 15, навсегда вошел в историю Свердловского хоккея, а Георгий Логинов стал автором первой заброшенной шайбы.
Затем уральцы уступили на своем поле другому столичному клубу ВВС - 0:7 и получили первые два очка за... неявку на матч в Свердловск ленинградского ОДО. После чего биография команды в "канадском хоккее" благополучно завершилась. Армейцы с явным облегчением узнали, что этот вид спорта в городе намерены культивировать динамовцы, и продолжили занятие давно знакомым и любимым имя "русским" хоккеем, в котором впоследствии и преуспели.
Команду "Динамо" возглавлял большой энтузиаст хоккея с шайбой Г.Фирсов, известный в городе спортсмен, выступавший в довоенные годы за сборную Урала по футболу. Динамовцы быстро пробились в высшую лигу и в 1950 году заняли весьма почетное для дебютантов восьмое место. В последующие сорок лет превзойти этот результат свердловской команде удастся лишь однажды, в 1969 году, когда "Автомобилист" стал пятым.
В 1949 году лучший нападающий динамовцев Василий Володин получил приглашение выступать за сильнейшую в ту пору команду советского хоккея ВВС. Этот переход, словно бы положил начало обидам многих поколений свердловских болельщиков, не без оснований посчитавших, что столичные тренеры относятся к хоккею Среднего Урала, как к собственному карману. Вслед за Володиным, отправились в Москву Сергей Уфимцев, Лев Мишин. Особенно горевал Фирсов по поводу ухода в ЦДСА 19-летнего форварда Александра Черепанова (именно он стал первым воспитанником свердловского хоккея, "добравшимся" в итоге до сборной СССР).
К середине пятидесятых успехи динамовцев стремительно пошли на убыль. И не только постоянное изъятие лучших хоккеистов тому виной, но и прохладное отношение к команде руководителей облсовета "Динамо". Дело дошло до того, что в целях экономии средств, на выезд Фирсову разрешалось брать с собой... 11-13 человек.
А лидером свердловского хоккея стал "Спартак" - предшественник нынешнего "Автомобилиста". Почти полтора десятка лет спартаковцы стабильно играли в силу шестнадцатой - семнадцатой команды страны. Вначале в высшей лиге, а потом и за ее пределами. Нет, свердловчане не стали играть хуже, просто количество команд в высшей лиге было сокращено. Наиболее примечательным событием этого периода жизни "Спартака" следует считать первые международные матчи. В ноябре 1960 года свердловчане выехали в Финляндию, где дважды встретились с национальной сборной этой страны. Мало кто предполагал, что "Спартаку" удастся устоять хотя бы в одном матче, но свердловчане посрамили оракулов и победили финнов дважды - 2:0 и 2:1.
Осенью 1964 года команду возглавил московский тренер Сергей Митин. Именно под его началом "Автомобилист" добился самого крупного в своей биографии успеха, заняв в чемпионате 1969 года пятое место. Тот сезон памятен для свердловчан и еще двумя событиями: победой в Москве над ЦСКА - 6:0 и выступлением на чемпионате мира вратаря "Автомобилиста" Виктора Пучкова.
- Это был едва ли не единственный в истории команды период, когда ее главный тренер прибегал к широкой помощи хоккеистов "со стороны". За "Автомобилист" играли воспитанники московских клубов Валерий Голдобир и Анатолий Семенов. Рим Мендубеев и Александр Елистратов, Валерий Чекалкин и Виктор Замонин.
В семидесятые годы "Автомобилист" не блистал, но мастеров высокого класса хоккейные школы Свердловской области выпускали исправно. Вспомним хотя бы Виктора Кузнецова и Сергея Шепелева, а также за сборную СССР не выступавших, но ничуть не менее именитых игроков Аркадия Рудакова и Виктора Кутергина.
Те годы выделяют несколько событий, прямого отношения к жизни "Автомобилиста" не имеющих. Под руководством своего наставника, директора детско-юношеской хоккейной школы "Спартаковец" Льва Мишина мальчишки самостоятельно перекрыли каток с искусственным льдом. Сергей Гущин создал при кафедре фиэвоспитания УПИ единственную в стране школу хоккейных арбитров. А "Автомобилист" первым из советских клубов обзавелся искусственным льдом на загородной базе. В 1981 году сразу шесть свердловчан стали чемпионами Европы среди юниоров.
Тем временем, положение хоккейного флагмана области продолжало оставаться незавидным. В 1983 году "Автомобилист" занял всего лишь восьмое место в первой лиге. Надежду в сердце хоккейных болельщиков вселило заявление не привыкшего бросать слова на ветер первого секретаря обкома КПСС Бориса Ельцина: "На следующий сезон "Автомобилист вернется в высшую лигу".
И действительно, весной 1984 года свердловская команда праздновала успех. С тех пор лишь однажды, и то только на сезон, "Автомобилист" расставался с классом сильнейших.
На этом экскурс в историю можно считать законченным. Что же представляет собой свердловский хоккей сегодня? В многочисленной семье различных видов спорта, культивируемых в городе, хоккей по-прежнему остается "любимым ребенком". Единственное соревнование, на которое вы рискуете не достать билет - это матч с участием "Автомобилиста". Правда, и на хоккее в последнее время аншлаг - явление нечастое. Играет "Автомобилист" в присутствии местной публики, как правило, азартно, напористо и нередко побеждает даже самых именитых (в последнем сезоне - московские клубы "Спартак", ЦСКА, "Крылья Советов"). Но постоянные неудачи на выезде заметно охлаждают пыл свердловских болельщиков. Положение, при котором "Автомобилист" балансирует на грани двух лиг, им уже приелось.
Еще двух хоккейных команд мастеров город лишился совсем недавно. "Луч" расформировали, а армейцы перебрались в Серов, где отныне защищают спортивную честь не только Приволжско-Уральского военного округа, но и местного металлургического завода. Правда, серовцев пока в команде немного - они не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны призванных на службу в армию юниоров из Усть-Каменогорска, Челябинска, Перми, Казани, Свердловска... Но и в таком варианте СКА "Металлург" не смог удержаться в первой лиге. Не блещет и еще одна команда области - нижнетагильский "Спутник", с трудом сохранивший место во второй лиге. С хоккейными клубами области тесно связан и вопрос подготовки качественного резерва. Количество источников пополнения "Автомобилиста" за последнее время сократилось до минимума. Вряд ли можно сетовать на то обстоятельство, что отныне не могут подготовить хороших хоккеистов заводские или студенческие команды, как это было в 50-60-е годы. Время само отобрало наиболее оптимальные методы подготовки спортсменов. И мальчишки, прошедшие полный "курс наук" в детско-юношеских школах, получают неоспоримое преимущество перед остальными сверстниками, а в таком технически сложном виде спорта, как хоккей, в особенности. Но вот некачественная работа с детьми в признанных хоккейных центрах области бумерангом отражается на уровне игры "Автомобилиста". Ведь в прежние времена за свердловский клуб выступали такие мастера, как В.Пучков, Г.Велижанин, А. Рудаков, Г. Шаповалов, В.Шугин из Серова, М.Малько, С.Шепелев, А.Бал-дин, Ю.Глотов из Нижнего Тагила, В.Татаринов из Верхней Салды... Все это, к сожалению, в прошлом. Нынче пополнение для "Автомобилиста" готовит только две хоккейных школы - "Спартаковец" и "Юность". Любопытно, что ни одна из них ведомственно "Автомобилисту" не подчиняется. При создании хоккейного клуба заинтересованные лица долго думали, как же теперь поступить со школами, и в итоге... все осталось по-прежнему. Решено, что собственные группы подготовки, при желании (и, разумеется, возможности), "Автомобилист" будет создавать себе дополнительно, так как использовать в этом качестве уже имеющиеся школы с постоянными и устойчивыми, что совсем немаловажно в наше время, источниками финансирования неразумно.
Впрочем, есть и определенные, на мой взгляд, чрезвычайно прогрессивные новшества. На всех уровнях, кроме юниорского, "Спартаковец" и "Юность" выступают собственными командами. А вот на последнем этапе сильнейшие хоккеисты этих школ образуют одну команду - ШВСМ. Отныне она является своеобразным подразделением хоккейного клуба "Автомобилист", а играть будет в чемпионате страны среди юниоров. Главным тренером ШВСМ назначен М.Малько, а помогать ему станут тренеры "Спартаковца" и "Юности", занимавшиеся с этими ребятами все предыдущие годы. Не ставится крест и на хоккеистах, не прошедших в состав ШВСМ - им предоставляется возможность выступать в чемпионате области.
По идее, именно команда ШВСМ является "дочерней" для "Автомобилиста". Вероятно, в будущем она станет участником всесоюзного первенства во второй лиге. Но вполне возможен и другой вариант, который предлагает заместитель председателя областной Федерации хоккея Владимир Альфер:
- Содержание "дочерних" команд, в связи с резким подорожанием жизни, становится непосильным для многих клубов. А почему бы не создать при командах лиги дублеров? На мой взгляд, преимуществ тут немало. Во-первых. значительно сократятся финансовые расходы. Ведь штат команды мастеров отныне включает в себя порядка тридцати хоккеистов. И семь-восемь, а то и десять человек не имеют стабильного места в основном составе. Добавляем к ним столько же наиболее способных юниоров - и дубль ногой. То есть требуется нести дополнительные расходы на содержание только десяти игроков, а не "полного комплекта" дочерней команды.
Во-вторых, все наиболее способные хоккеисты будут постоянно находиться перед глазами своего наставника, участвовать в едином тренировочном процессе. Из основы в дубль игроков можно переводить при необходимости хоть перед каждой игрой, а не брать или отдавать хоккеистов на месяц и более, как это случается при взаимоотношениях с дочерней командой.
Быть может, действительно стоит попробовать?
А сегодня "Автомобилист" занят прозаическими заботами по комплектованию состава. Вот уже несколько лет подряд при любом тренере и независимо от занятого места сезон завершается косяком заявлений хоккеистов с просьбой освободить их из команды. Следующий этап - переговоры в обещания руководства удовлетворить различного рода требования игроков. После этого число заявлений сокращается примерно вдвое.
Нынешняя весна - не исключение. "Планируемой" была лишь потеря Олегй Старкова. первым из свердловских хоккеистов отправляющегося в зарубежный клуб. Замечу, что Старков на редкость добросовестно отыграл последний чемпионат и в традиционном опросе газеты "На смену!", определяющем лучшего хоккеиста области, с большим преимуществом занял первое место. Но ват желание уйти из "Автомобилиста", очень перспективного (в том самом опросе главный тренер команды Виктор Кузнецов поставил его на второе место) 23-летнего защитника Андрея Скоморохи, оказалось большой неожиданностью. Тем более, что выбрал он себе клуб первой лиги -магнитогорский "Металлург". Покинул Свердловск и Егор Башкатов, под вопросом выступление за "Автомобилист" еще нескольких игроков. Правда, есть надежда, что все эти потерн будут компенсированы приходом дебютантов.
В переговорах с хоккеистами нынче возникают и совсем уж неожиданные варианты. Скажем, Сергей Осипов согласился продлять контракт с "Автомобилистом" на три года при условии выступления в ближайшем из этих трех сезонов за... зарубежный клуб. Если возможность "гастролей" в Западной Европе не будет найдена - стороны считают себя свободными от взятых обязательств.
Впрочем, вести разговоры о составе "Автомобилиста" в новом сезоне пока преждевременно. И все же, несмотря на период межсезонья, хоккейная тема по-прежнему занимает воображение наших любителей спорта. Слухи, опасения, предположения... Словом, все как всегда. Свердловский хоккей живет своей обычной жизнью.