Билетов на скорый поезд "Москва - Жигулевское море", единственный, которым можно добраться в Тольятти, в кассах Казанского вокзала, похоже, нет никогда. На третий день регулярных посещений кассового зала я окончательно убедился, что командировка - на грани срыва, и пошел "ва-банк".
Начальник поезда внимательно выслушал просьбу, бросил взгляд на корреспондентское удостоверение и спросил:
- На ВАЗ едете? За машиной?
- Нет, - с твердостью ответил я. - В гости к Цыгурову. Посмотреть, как готовится ваша "Лада" к хоккейному сезону...
Больше вопросов начальник поезда не задавал. Молча выписал билет на свободное место (они все-таки в поезде были) и, уже на прощание, поинтересовался:
- Как думаете, зацепятся наши в высшей лиге?
В сущности, целью моей поездки в Тольятти было выяснить примерно тоже самое. Насколько серьезны планы команды на предстоящий сезон и более дальнюю перспективу, и каким образом эти планы воплотятся в жизнь.
Кто знает о команде такое, что не ведают тренеры, руководители. врачи? Конечно, водитель автобуса, на котором игроки "Лады" ездят на матчи. Именно он выдал мне первую информацию об обстановке в клубе, подвозя из гостиницы во Дворец спорта:
- Давненько не видел, чтоб ребята так "пахали" на "предсезонке". А режимят как? - заметив пачку сигарет в моем кармане, водитель покачал головой. - Одна затяжка во время сбора может в 50 рублей обойтись. Так же - опоздание на тренировку. Ну, а если выпил или не явился на базу, считай в десять раз больше штраф заплатишь...
Честно признаюсь, взяло сомнение: так ли необходимо нам копировать систему, взятую на вооружение в НХЛ? Не такие доходы у наших хоккеистов. да и психология иная. Сомнения развеял Геннадий Федорович Цыгуров. главный тренер "Лады", встретивший меня в своем кабинете в.. .одних спортивных трусах. Часы, между прочим, показывали восемь утра.
- Видели рядом с тренерской дверь? За ней - тренажерный зги, - объяснил свой неофициальный вид "главный". Пока до тренировки есть время, весь руководящий состав найдете там. Нам ведь тоже надо быть в форме. Какой же это тренер, если у него парочка лишних подбородков? Что же касается штрафов за нарушения режима во время подготовки. то это - не самоцель. Это один из компонентов воспитания нового хоккеиста, новой команды. Мы много говорим о профессионализме в спорте, а умение не только словом, но и рублем отвечать за поступки - это и есть профессиональное отношение к делу.
- Новая команда - это в каком смысле?
- По сути, во всех. В игровом. психологическом, коммерческом. Мы собрались на сбор 1 июля и сразу определились с главной задачей: надо забыть о прошлогоднем успехе и готовиться к высшей лиге "с нуля". Ребята, с помощью которых мы в нее вышли, в большинстве - ветераны. Мы так и планировали, что они будут решать задачу-минимум. А вот дальше придет черед тех, кто должен обеспечить стабильные успехи уже в высшем эшелоне. По-человечески жаль расставаться с теми, кто в прошлом сезоне заставил соперников считаться с "Ладой", доселе сереньким середнячком первого дивизиона. Но ничего не поделаешь, кое-кто уже не готов для дальнейшего подъема. Есть игроки, у которых кончились контракты, и завершать карьеру они хотят за рубежом. Так, отправился в Финляндию Лавров, в Югославию уезжает Шиханов, абсолютный рекордсмен "Лады", одиннадцать сезонов защищавший ее цвета. Очень нам хотелось найти достойное предложение для Жукова, но пока не удается. А вот. скажем, с Грищенко и Романишиным контракты расторгнуты по инициативе клуба. Эти игроки наших идей не разделили.
- Геннадий Федорович, новая команда - это новые игроки?
- Необязательно. Это, как я сказал, прежде всего новое отношение к делу. Как. например, у лучшего снайпера прошлого сезона Николая Мариненко. Хотя не обошлись мы и без приглашений. Это вратарь Дроздов из ЦСКА, защитник Рыжих из "Сибири", Иванов из подмосковного города Электросталь, мой младший сын Денис, игравший в челябинском "Тракторе".
- Отцовское чувство не мешает сохранять деловые отношения?
Когда Денис на льду, я воспринимаю его, как однофамильца. Иначе нельзя, в команде все должны быть равны. Не могу сказать, что мы полностью удовлетворены тем, как укомплектована команда. Есть проблема центральных нападающих. "Чистый центр" - только Корешков, молодой и очень талантливый парень. И не скажешь, что мы этим не занимались. Просьбы о переходе в "Ладу" поступали от игроков всех амплуа. Но вот что интересно: финансовая стабильность нашего клуба хорошо известна и это породило своеобразную форму спекуляции. Целая группа игроков "Автомобилиста" изъявила желание играть в Тольятти. На поверку вышло, что они блефовали, чтобы под предлогом перехода "выбить" у руководства свердловской команды дополнительные льготы. В результате мы потеряли время. Впрочем, оно еще есть, и поиск игроков продолжается.
- Вы говорите о профессиональных отношениях в "Ладе". И при этом пригласили бывшего армейца Игоря Стельнова, отчисленного из ЦСКА по дисциплинарным мотивам. Где логика?
- Логика в том, что в "Ладе" просто невыгодно нарушать условия, оговоренные в контракте. Иначе останешься на голодном пайке. Думаю, Стельное это понимает. Мы его, кстати, ждали в первых числах августа, но случайность перечеркнула планы. Игорь получил бытовую травму и проходит курс лечения.
- Это как-то отразится на его финансовом положении? Вы ведь рассказывали, что двое игроков по вине Аэрофлота опоздали на сбор и, тем не менее, были наказаны штрафами.
- Они могли не опоздать. В этом вся разница. Игрок не несет ответственности только в том случае, если он бессилен выполнить обязательства. А знаете, куда идут штрафные деньги? Полчаса назад ко мне подошел врач команды и сказал, что есть возможность купить за наличные партию лекарств и медикаментов, с которыми, сами знаете, в любой команде беда. Вот тут эти деньги и пригодятся.
- Сейчас деньги нужны командам как никогда - хозрасчет! "Лада", благодаря заботе ВАЗа, находится в лучшем положении, чем большинство клубов высшей лиги. Но это до той поры, пока вы играете успешно. А если ваш дебют среди сильнейших закончится провалом?
- Потому и стараются ребята на тренировках в подготовительный период, что понимают: сегодня их будущее зависит от них самих, и только. Не будет игры - не придет на трибуны зритель, не захочет вкладывать в команду деньги спонсор. Впрочем, я погорячился, утверждая, что все зависит только от хоккеистов. В очень ответственный момент, когда клубы переходят на финансовую и организационную самостоятельность, их ожидает весьма сложный сезон. Наверное, я не первый говорю об этом нынешним летом, но не грех и повторить.
Так вот, будущий сезон подчинен интересам сборной. Достаточно сказать, что ей в календаре выделено 125 дней, а чемпионату СССР - 115. Нам надо успеть сыграть за 80 дней 30 матчей, потом, в случае попадания в плей-офф, еще несколько игр... И на этом завершать сезон в марте? Мне могут возразить, что клубы НХЛ тоже, не попав в Кубок Стэнли, рано завершают сезон. И не жалуются. Однако, там только в чемпионате НХЛ 80 игр. Понимаю, что проводить параллель между нами и НХЛ пока бессмысленно. Для меня небезразлична и судьба сборной СССР, у которой в этом сезоне три труднейших турнира. Ради престижа страны, советского хоккея можно и потерпеть, найти в себе силы и свести концы с концами. Но, согласитесь. клубы - основа основ. И им, безусловно, чтобы выжить сейчас и развиваться в дальнейшем, нужен хороший ритмичный календарь первенства. И, надеюсь, через год он будет.
- Имея деньги на счету, вы и сами способны финансировать мини-турниры, заполняя тем самым паузы в первенстве.
- Что мы и делаем. Тренировочные матчи в подготовительный период организовываются и оплачиваются самими командами. В частности, с 1 по 8 сентября Тольятти принимает турнир с участием "Торпедо" из Усть-Каменогорска и Нижнего Новгорода, "Химика", "Лады" и двух-трех зарубежных команд. Как мальчишки. которые во дворе скидываются на общий футбольный мяч, собрали клубы призовой фонд в 50 тысяч рублей. На этот турнир зритель придет - он в Тольятти соскучился по хоккею. Но как быть в середине сезона? Болельщикам подавай матчи первенства. А у нас в паузах - Кубок федерации... И расходы клубы понесут только ради того, чтобы не выйти из игрового тонуса.
- Клубы-лидеры выходят из положения, благодаря международным турнирам. Что мешает вам пойти по их пути?
- Международный календарь планируется централизованно. И периферийным командам в нем отводится пока мало места. Согласен, есть на то объективные причины. На Западе хотят видеть лидеров. Их уже знают, на них идет зритель. Там даже стереотип выработался: если команда из СССР - значит, из Москвы. Помню лет 15 назад "Трактор" играл в Канаде. На афишах так и писали: "Трактор", СССР, Москва". И здесь я, несмотря ни на что, надеюсь на помощь хоккейного руководства. Ибо есть способ привлечь внимание за рубежом и к нашим клубам не из столицы - дать им возможность понравиться западному болельщику. Теоретически этого не добьешься при любой рекламе.
...С обратным рейсом на Москву проблем не возникло. В "Ладе" действительно прекрасно отлажен хозяйственный механизм, обеспечивающий жизнедеятельность клуба. Во Дворце спорта-отличный лед, в клубной столовой - богатое меню, что по нынешним временам большая редкость, на базе "Алые паруса" - замечательные условия для отдыха хоккеистов, в дирекции автозавода готовы решить любую проблему - только обоснуй.
Ну. а что же планы "Лады" на ближайший сезон, спросите вы. На этот вопрос Геннадий Цыгуров тоже ответил: "Пошли смотреть тренировку, ответ там - на льду"...