На хоккейный чемпионат мира и Европы в Москве в апреле 1986 года приедут шесть из семи сильнейших зарубежных сборных, принимавших участие на турнире в Праге. Советская команда поставит перед собой самую высокую цель. Но для использования своих планов нашим хоккеистам нужно будет подойти к каждому матчу с полной ответственностью и играть с полной самоотдачей. Вспомнить же сильные и слабые стороны игры соперников может помочь записная книжка с наблюдениями на пражском чемпионате. Обратимся к тем записям.
Эта команда почти на всех крупных турнирах является загадкой для остальных участников соревнований. Ведь окончательный вариант ее состава определяется чуть ли не в день выезда из страны. Сборная США то полностью разочаровывает, то неожиданно поднимается до самой верхней строки турнирной таблицы. На финише прошлого чемпионата мира американцы были четвертыми, хотя на старте им никто не предсказывал места в «большой четверке». Думается, что и в Москву команда США приедет в роли «темной лошадки».
И все же типичные черты североамериканского хоккея, несомненно, будут превалировать в новой сборной США, в каком бы составе она ни прибыла в нашу столицу. Так что же характерного было в игре заокеанских спортсменов?
В Праге хоккеисты США предложили соперникам высокие скорости и жесткую силовую борьбу. Иногда при контратаках американцы опережали даже очень быстрых игроков чехословацкой команды. Особенно интересен был первый матч США — Канада. Стремительные атаки следовали без конца то на одни, то на другие ворота. В ожесточенной, мужественной, жесткой борьбе верх тогда взяли американцы. Выдержи они свои стиль и темп до конца турнира, я уверен, завоевали бы медали чемпионата. Как знать, не поднимутся ли физическая подготовленность, скоростная выносливость хоккеистов сборной США к московскому турниру?
И если даже игроки не достигнут высших кондиций, все равно они будут способны преподнести сюрприз любому сопернику, ибо тренеры сборной США уже имеют опыт экономии сил хоккеистов. Так, после напряженнейшего матча с канадцами игроки сборной США во встрече со спортсменами ГДР играли «чисто», только клюшкой, совершенно отказавшись от быстрого темпа и силовой борьбы. Так же экономно они играли и в матче против финнов, сберегая силы к более важным встречам. В общем, с ними нужно держать ухо востро.
На прошлом чемпионате американцы определяли и наигрывали основной состав команды в ходе турнира. Перемены в нем от матча к матчу были значительными. Вот один из вариантов: Даниэль Дорион, Томас Фергас и Роберт Миллер с защитниками Майклом О'Коннеллом и Гэрри Сатером; Кларк Донателли, Энтони Грэнато и Келли Миллер и сзади Марк Фуско и Морис Манта; Джоэл Отто, Марк Джонсон и Аарон Бротен и защитники Нил Шихи и Роберт Брук; Пол Фентон, Кори Миллен и Тимоти Томас; вратари Джон Ванбисбрук и Кристофер Террери.
Понятно, что при скоротечной подготовке команды сыгранность хоккеистов оставляла желать лучшего. Наиболее острые моменты создавались в основном усилиями одного-двух игроков. Но ведь к московскому турниру американцы, возможно, станут готовиться более длительное время. Это тоже нужно иметь в виду.
Пока американские хоккеисты сохраняли свежесть, можно было восхищаться крепостью их обороны (исключение — первый матч против наших спортсменов, в котором после первых неудач американцы отчаялись добиться хотя бы ничьей). Они очень жестко играли на своем пятачке, прямо-таки сметая оттуда всех соперников. Это особенно наглядно было в их первом матче против хозяев льда. Поэтому соперники могли бросать по воротам лишь со средних или дальних дистанций. Но вратарь Джон Ванбисбрук вставал на колени — и все шайбы ударялись о его щитки.
При контратаках соперников американские защитники не рисковали, не вступали в борьбу в центре поля, а сразу откатывались назад, создавая прочный заслон на ближнем пятачке.
Обороняясь в своей зоне, хоккеисты США делали ставку на силовую борьбу. А клюшки использовали во вторую очередь. Если, к примеру, защитник и чужой форвард бежали наравне, то американец даже не пытался опередить соперника. Защитник навязывал форварду силовое единоборство, увозил того в сторону, а шайбу подбирал партнер.
Даже в пылу азартной борьбы большинство игроков сохраняли трезвую голову. Отобрав в своей зоне шайбу, не выбрасывали ее за линию, а расчетливо пасовали партнеру — не очень сильно, удобно для приема.
На общем фоне быстрой, старательной, самоотверженной игры всех хоккеистов отдельные спортсмены выделялись еще и интересными тактическими задумками. Например, форвард Томас Фергас нередко опережал соперников или выигрывал у них силовые поединки у борта, отбирал шайбу и тут же, даже не глядя, пасовал на чужой пятачок. Остальные атакующие словно только этого и ждали. Или внезапно для соперников Фергас от борта делал рывок к воротам и там ожидал передачи. Иногда такой маневр заканчивался удачей.
В стандартных ситуациях, однако, американцы, как правило, и играли стандартно, без особой выдумки. В меньшинстве они оборонялись пассивно, располагая двух форвардов впереди, двух защитников сзади. А завладев шайбой, выбрасывали ее из зоны или передавали самому искусному из своих дриблеров на площадке. Например, Марку Фуско. Однажды он так искусно держал шайбу, затягивая время игры в меньшинстве, что вызвал аплодисменты на трибунах. Войдя в зону сборной ЧССР, он действовал хладнокровно и расчетливо. На него устремился соперник, а американский защитник резко убрал шайбу в сторону, и соперник промчался мимо. На игрока с шайбой налетел другой обороняющийся — и снова тот же финт. Затем, оглядевшись, Фуско отдал пас направо, где партнер с ходу щелкнул по воротам. Так же искусно в острые моменты матча действовал и второй защитник — Майкл О’Коннелл.
Получая численное превосходство, американцы создавали как бы перегрузку на фланге, где втроем обыгрывали двух соперников и создавали угрозы воротам. Эффективно действовал в подобных эпизодах форвард Кларк Донателли. Широко расставив ноги и нагнувшись, он упирался коньками о лед так крепко, что защитники не могли его вытеснить с пятачка. А при особенно сильном давлении обороняющегося форвард только разворачивался кругом — и снова оставался на месте. Мне он чем-то напомнил игру на пятачке Вячеслава Старшинова.
Западногерманская команда считается крепким середнячком среди представителей элиты мирового хоккея. Во всяком случае, она давно уже удерживает место в шестерке или восьмерке сборных, разыгрывающих медали чемпионов мира и Европы, а в 1976 году даже завоевала бронзовую награду олимпийского турнира.
Состав этой команды довольно стабилен, может быть, оттого, что в стране не так уж велик выбор классных игроков. Возможно, и в Москве в апреле мы увидим вариант состава, лишь незначительно отличающийся от пражского. Тогда на ледяную площадку обычно выходили следующие игроки сборной ФРГ: вратари Хельмут де Рааф или Карл Фризен; нападающие Рой Редгер, Эрих Кюнхакль и Манфред Вольф с защитниками Удо Кисслингом и Ули Химером; форварды Франц Райндль, Эрнст Хефнер и Георг Франц, игроки оборонительной линии Манфред Шустер и Петер Шарф; впереди Хорст Хеккельсмюллер, Дитер Хеген и Михаэль Бетц и сзади Харольд Крайс и Андреас Нидербергер; тройка форвардов Манфред Ане, Маркус Бервангер и Аксель Каммерер с первой парой защитников.
Успех или неудача игры сборной ФРГ во многом зависит от боеспособности первого звена на данный момент. Пойдет игра у лидирующей тройки — и команда словно обретает крылья. Тут она способна преподнести сюрприз даже общепризнанному лидеру. А если Эрих Кюнхакль с партнерами не в духе — ожидай двузначного счета... не в пользу команды ФРГ.
Эрих Кюнхакль — самая колоритная фигура в коллективе: почти двухметровый гигант, физически сильный, техничный, тактически опытный. Он — основная пробивная сила команды. Партнеры всегда ищут его на поле, чтобы бросить в атаку. Но вот в обороне этот центрфорвард не так упорен, как в атаке. Да и командная организация игры позволяет ему в обороне беречь силы. А тяжесть защитных усилий распределяют между собой остальные полевые игроки пятерки.
Тренер западногерманской команды Ксавер Унзин подметил в игре своих подопечных неприятную закономерность: в матче с сильным противником у хоккеистов через 8—10 минут после стартового сигнала арбитра начинает проскальзывать труднообъяснимая безмятежность. В эти минуты шайбы легко влетают в ворота сборной ФРГ. Потом хоккеисты снова играют жестко и часто атакуют ворота соперников.
Зато во встречах с соперниками средней силы хоккеисты ФРГ играют стабильно, старательно, организованно. без срывов. Словно сами поджидают: не расслабится ли противник? И если такое случится, то наказывают его незамедлительно.
Пока спортсмены ФРГ не пропустят одну-две шайбы, они сопротивляются ожесточенно. А при крупной неудаче позволяют себе не тратить зря силы и доигрывают матч спустя рукава. Следовательно, против этой команды особенно важен стартовый напор.
Есть в арсенале команды фирменные технико-тактические разработки. Например, обороняясь в своей зоне, хоккеисты нередко оставляют одного из быстрых форвардов впереди. Через него стараются развивать контратаки. Такую позицию занимает то Рой Редгер, то Дитер Хеген, то Эрих Кюнхакль. При удаче в борьбе за шайбу хоккеисты ФРГ, не глядя, дают пас к середине синей линии, где партнер, подхватив ее, устремляется вперед по центру между чужими защитниками. Умело играли некоторые хоккеисты и при вбрасывании шайбы боковым судьей. К примеру, Дитер Хеген не раз успешно применял такой прием. Быстро разворачивался почти на месте и, оказавшись спиной к сопернику, «отрезал» того от шайбы. Только после этого хоккеист ФРГ играл клюшкой, захватывая инициативу для своей команды.