Их в Союзе шестеро - игроков, первыми получивших новый приз большого хоккея. Вместе с Алексеем Марьиным, Евгением Попихиным, Валерием Каменским, Александром Семаком и Павлом Буре "Золотым шлемом" награжден капитан ЦСКА и сборной СССР Владимир Константинов. Кроме того, защитник армейского клуба по опросу, проведенному нашим еженедельником, признан болельщиками лучшим игроком обороны по итогам сезона 1990-91 годов.
Клички в среде хоккеистов - вещь необходимая. Не желанием обидеть или унизить продиктованы превращения Ларионова в Ларика, а Фетисова в Филю. Есть этому объективные причины. Ну, представьте себе, выкатываетесь вы на ворота соперника. Шайба у партнера, перед ним защитник. А вы свободны. Но если через доли секунды шайба не будет у вас на крюке, атака захлебнется. И вы кричите в сторону противоположного бортика: "Здесь, Касатонов!" Пока скажете, партнер уже и шайбу успел потерять. То ли дело Касик - коротко, динамично и не спутаешь ни с кем другим.
Как правило, клички дают в рабочем порядке, не мудрствуя лукаво. Сократят или видоизменят фамилию - и готово! С Константиновым получилось иначе.
Когда он появился в "основе" ЦСКА, Сергей Бабинов, понаблюдав несколько дней за будущим партнером по обороне, легко подметил главные его черты - основательность, серьезность, немногословие. И суммировал наблюдения коротенькой характеристикой - "Дед". Прижилось. А стал Владимир Дедом в восемнадцать лет.
Шесть лет прошло с тех пор. Многое изменилось, но тех своих качеств, подмеченных Бабиновым на сборе в Архангельском, Константинов не растерял. Почему и стал, наверное, капитаном ЦСКА в 24 года, в возрасте, который до недавних пор в командах мастеров считался молодым. Конечно, не только в характере дело. Ветеранов в команде по пальцам пересчитать можно. И все же Константинов не самый старший. Однако авторитет.
Откуда это в нем, гадать не приходится. Родом из Мурманска, северянин. Это не означает, что люди за Полярным кругом сплошь мрачные молчуны. Но без толку болтать там не любят. Слово ценят за его значимость и вес. Во-вторых, Владимир из семьи моряков. Мать его хоть и на берегу работала, но берег-то Мурманским портом называется. А отец - тот мореход без всяких натяжек. Не один год ходил на траулерах за рыбой. Что ни рейс - шесть месяцев, ловили далеко - в центральной Атлантике. Так что было откуда взяться у маленького Володи и серьезному отношению к жизни, и привычке все делать обстоятельно, без спешки.
Он и в хоккей пришел неспеша. В десять лет. По нынешним меркам переростком. Правда, данные быстро позволили наверстать упущенное. Тренеры тоже на возраст сквозь пальцы смотрели. Мурманск хоть и северный город, но хоккей там не в особой чести. Вот лыжи - это да! К слову, Владимир как-то признался, что до того, как понял, - хоккей для него всерьез и надолго - даже по телевизору смотрел только матчи чемпионатов мира. И то вполглаза.
Настоящий вкус к игре он почувствовал лет в 14. Когда их юношескую команду впервые заявили на первенство России. Где-то там, в полусонных мечтах появилась большая и казавшаяся такой труднодостижимой цель - играть в большой хоккей. Тогда же пришло понимание, что возня на льду с маленьким резиновым кружочком не развлечение, не способ убить длинные полярные вечера, а профессия, больше того - форма жизни. И ее суть.
Юношеская команда тогда в Мурманске подобралась неплохая. Уже на следующий год ребята играли на первенство СССР. Судьба, которая так или иначе дает о себе знать каждому будущему мастеру, явилась к Владимиру в образе... Геннадия Цыганкова, защитника той нашей блестящей сборной 70-х, которую вспоминают даже те, кто ее на льду никогда не видел. Уж слишком сильна магия имен: Харламов, Мальцев, Васильев, Третьяк...
В 1981-82 Цыганков тренировал юношей ЦСКА. После календарной игры с мурманчанами он подошел к Володе и предложил ему попробовать силы в Москве.
- Я долго не раздумывал. Это был тот шанс, который дается большинству мальчишек из провинциальных команд один раз в жизни, - рассказывает Владимир.
- К тому времени как раз закончил восьмой класс. Родители не возражали. И я отправился "покорять" столицу. И раньше в Москве бывал, но проездом. А тут она навалилась всей громадой. Впечатления ошеломили. Первое время только и знал один коротенький маршрут: интернат на Песчаной - спорткомплекс ЦСКА на Ленинградском проспекте. Сейчас даже странно...
В 1985 году его впервые пригласили на сбор основного состава. Правда, без каких-либо гарантий. Владимир хорошо запомнил этот день. Собрались все - перед выездом в Архангельское надо было пройти диспансеризацию. Календарь и у "основы", и у "молодежи" в сезоне плотный, выступают мастера и их смена вроде за один клуб, но встречаться доводится редко То одни в разъездах, то другие. А гут вот они, звезды - рядом! Даже Третьяк.
- Старики поехали на базу на своих машинах. А мы - автобусом, - говорит Константинов. - Добрались. Я все больше в сторонке держусь. Тут ко мне Серега Бабинов и подошел - "Запомни, раз в команде, значит, равный со всеми, не тушуйся". Так что хоть и армейское подразделение, а "дедовщины" никакой. Наоборот, молодым - повышенное внимание. Вот только шайбы после тренировки на площадке собирать было нашей обязанностью. Но это традиция. Бабинов вообще был мне вроде старшего брата. На льду много помогал - меня ведь с ним в паре поставили. И в обыденной жизни не забывал. Как не приедет на базу - обязательно с книгами. Для меня. Повезло мне с первым партнером...
Тот сезон для ЦСКА простым не был. Всю дорогу пришлось догонять убежавшее вперед "Динамо". Лишь на финише, когда бело-голубые несколько раз оступились, армейцы вырвались-таки на очко вперед и стали первыми.
Первый сезон в ЦСКА, первая большая победа, первая потеря. В 1986 году Бабинов повесил коньки на гвоздь, как говорят. И Владимир остался без постоянного партнера. В защите чехарда с напарниками особенно ощутима. Тем более, что тебе еще расти и расти. Кстати, ждать "своего защитника" Константинову пришлось долго - три года. Только в последних двух сезонах он более-менее постоянно играет с Владимиром Малаховым.
А тогда? Тогда Дед тренировался до одури, потому, что рядом точно так же не жалел себя на льду Вячеслав Фетисов. Заразительная это штука - пример. Особенно, если его показывает звезда такого класса. Настойчивость и желание добиться своего дали себя знать. После молодежного чемпионата мира 1986 года тренер Васильев рекомендовал Тихонову в национальную команду Четверых: Белошейкина, Тата-ринова, Каменского и Константинова.
- Странно, - вспоминает Владимир, - но будучи приглашенным на сбор перед чемпионатом мира в Москве, я эйфории не почувствовал. Уж очень все было похоже на работу в ЦСКА. Игроки, в основном, те же, тренер. Только база другая - новогорская, которая мне понравилась куда меньше, чем обжитая армейская в Архангельском. Сыграть на чемпионате мира тогда не пришлось, нас только проверили на будущее. Но кое-какие надежды появились. И тут это злополучное молодежное первенство 1987 года в Чехо-Словакии. Нашу общекомандную потасовку с канадцами потом не раз прокручивали по телевизору, в прессе нас склоняли с пристрастием. Вооб-ще-то поделом. Тот чемпионат проиграли вчистую Да еще и массовая драка...
Рассудительный Константинов заработал год дисквалификации. И не он один Но это утешало мало. Целый год в международном хоккее был потерян! А значит, и чемпионат мира в Вене, и Олимпийские игры в Калгари -стороной. Другой бы, как знать, расслабился, сбросил обороты,а Володю это лишь подзадорило. Настолько, что сразу после Олимпиады-88 он прочно занял место в составе сборной СССР.
1989 и 1990 год - сплошные медали, звание заслуженного мастера спорта Казалось бы, радуйся да и только. Но именно в это время наш хоккей сотрясли скандалы, отголоски которых слышны и поныне. И родились они не где-нибудь, а в недрах суперклуба, цвета которого защищал и защищает Константинов Он не был среди тех, кто активно выступил против существующего порядка вещей в этом престижнейшем у нас виде спорта Но и не прятал голову от проблем в песок. Много было передумано, переосмыслено. Кто знает, может быть, как раз тогда всерьез абстрагировался от игры как таковой и посмотрел на себя, товарищей со стороны. Кто они, звезды советского хоккея?
...Жена Владимира Ирина ставит передо мной очередную чашечку кофе В разговоре - пауза. Крохотная Настя ни в какую не хочет уходить из кухни, где сидит и - надо же! - никуда не торопится отец. Наконец-то с ним можно поиграть. У Ирины в глазах сомнение - а надо ли поднимать эту тему, ведь все уже сказано-пересказано. Сознательно иду на провокацию:
- Ира, так ли вы представляли себе жизнь жены хоккеиста?
- Когда мы познакомились, Володя получал "солдатские" деньги - 90 рублей в месяц. Какие уж там представления! Сейчас, разумеется, материально мы обеспечены. Но не в деньгах счастье, говорят. Замучило одиночество. Иногда не выдерживаю и -пусть не ближний свет - едем с дочерью на базу. Смотришь, найдется просвет в расписании дня, так хоть погуляем с Володей с полчасика. В принципе, я знала, что выбираю "жизнь морячки": ждать и провожать - но не думала, что это так тяжело - не видеть мужа по 300 дней в году. Вдвойне тяжело от того, что не понимаешь, кому это нужно...
Смотрю на Владимира. Он пожимает плечами. Не в его характере жаловаться. Хотя, бесспорно, есть на что. Конец мая на дворе, короткий отпуск хоккеиста - надо бы отдохнуть. А дома столько проблем, что не знаешь за что хвататься. Вон, Валере Каменскому пришло приглашение от Уэйна Гретцки, а он носится по Москве, ищет паркет для новой квартиры. С осени не может ремонт закончить.
Мелочи, скажете? Вовсе нет. Правы англичане, утверждающие "Мой дом - моя крепость". А какая тут крепость, если соседская семья чаще появляется, чем сам хозяин?
Владимир снимает с колен дочку, стряхивает с себя напускную апатию:
- Трудные времена в хоккее наступают. Все больше ребят будет уезжать в НХЛ, Европу. И нас несправедливо за это стараются обвинить. Должен быть баланс между вкладом и отдачей. У нас его нет. И нет гарантий, что скоро появится...
Этот сезон в карьере Владимира Константинова удачным не назовешь. Не потому, что сам он отыграл плохо. Скорее наоборот. Но хоккей - игра командная. А результатами ни ЦСКА, ни сборная похвастаться не могут. Что до чемпионата мира в Финляндии, то Владимир склонен искать причины поражения в игровых проблемах. Он убежден, что ошибаются те, кто думает, будто подвело сборную отсутствие былых стимулов у "наших канадцев". Не было бы стимулов, не приехали бы. Просто усталость дала себя знать. Да и в последнем матче со шведами не смогли вовремя забить и "задергались". А вот четвертое место ЦСКА только недочетами в игре не объяснишь. Старые методы в хоккейном хозяйстве уже не работают, а новые еще в зародыше. Молодые ребята не хотят ждать, пока все образуется. Понимают, что так не бывает: страна в кризисе, а хоккей процветает. И смотрят, смотрят за океан...
"Однако и Константинов на драфте", - возразят мне. Да, он не скрывает, что не против поиграть за "Детройт Рэд Уингз". Даже побывал с семьей в городе Форда, знакомился с теми условиями, что предлагают хозяева тамошнего клуба. Но вопрос остается открытым.Тихонов просит остаться в Союзе до Олимпийских игр. И пусть контракт с ЦСКА закончился, пусть очень хочется жить по-человечески, капитан армейцев события не форсирует. Как там подметил Бабинов: основательный серьезный?
Точно. В жизни Владимир такой. И на площадке, в целом, тоже. Но и азартный, заводной. А как же иначе? Хоккеисту без этого нельзя. Знаете, о чем он спросил, узнав, что болельщики признали его лучшим защитником? Кто был его конкурентом? Узнав, что киевлянин Валерий Ширяев, удовлетворенно улыбнулся. Значит, в острой борьбе победил, так интереснее. И свой золотой шлем не спрятал на антресоль, едва получив, как очередную ненужную реликвию. Стоит на столе, на самом видном месте. Наградами умеют гордиться только те, кто знает, каким трудом они достаются. Владимир Константинов знает.
Еженедельник "Хоккей", №12
Большое спасибо: Доставка игрушек для взрослых из секс-шопа г. Лобня PickPoint, почтой, курьером.