Зто сейчас его, Марио Лемье, знают если не все, то многие. Он в составе сборной Канады, где играл под номером 66, стал вице-чемпионом мира. Специалисты, наблюдавшие за играми пражского мирового хоккейного форума, сразу обратили внимание на этого не по годам искушенного форварда. И есть, видимо, смысл познакомиться с ним поближе, хотя, как известно, в 20 лет биография его еще скупа на яркие факты. Поможет в этом канадский обозреватель Боб Мак-Кензи, один из ведущих хоккейных экспертов в Стране кленового листа. Его рассказ относится к июлю позапрошлого года, и любопытно, что уже в то время кое-кто в Канаде считал Марио Лемье вторым, после Уэйна Гретцки, игроком страны.
Свои размышления о Лемье Боб Мак-Кензи озаглавил так: «Поднимет или опустит «Пингвинов» Марио?» («Пингвины» — команда НХЛ «Питтсбург пингвинз»).
У этого парня таланта больше, чем у кого-либо другого. У таких, как Кирк Мёллер, Эд Олчек, Крэйг Редмонд, подобного богом данного таланта не видно. Что касается природных способностей, то Марио ближе всего подходит к Гретцки. У него невероятная скорость движения!
Я должен сказать, что существует большая разница между самым талантливым игроком и его способностью стать лучшим. Дело не в том, какой у тебя талант, а в том, как ты сможешь его использовать. И может быть, один из названных — Мёллер или Олчек, или даже кто-то стоящий ниже их окажется в дальнейшем лучшим хоккеистом, чем Лемье. Я лично думаю, что он либо станет суперзвездой, либо... никем.
Для «Пингвинов», конечно, которых в последнее время так часто называют не иначе как неудачниками, лучше, чтобы Марио Лемье, сильнейший из тех, кто пополнил их состав в 1984 году, стал суперзвездой.
Один из наших экспертов как-то сказал мне: «Я просто не могу представить себе Лемье, делающим ошибку». Мой собеседник, очевидно, был более, чем я, уверен в способностях 18-летнего уроженца Монреаля сразу показать высокий результат. «Если он не забьет 40 голов и не получит 80 очков (по системе «гол плюс пас») в следующем сезоне, я буду несколько удивлен. Я вовсе не удивлюсь, если он наберет 100 очков». (Для справки: в прошлом сезоне Марио Лемье в играх набрал именно 100 очков — 43 гола плюс 57 передач и получил «Колдер трофи» — приз лучшему новичку лиги).
Опросите у нас десять любых хоккеистов, и все десятеро скажут вам об огромном таланте Лемье, его сверхъестественных способностях. Тех самых, что принесли ему 133 гола и 282 очка в юниорской лиге провинции Квебек. Но спросите тех же 10 человек, станет ли Лемье суперзвездой НХЛ, поведет ли он «Пингвинов» к славе, и вы получите: пятеро «за» и столько же «против».
Почему же кто-то настроен против этого великолепного парня, который вышел из юниорской лиги, побив там все рекорды? Думаю, что на это есть три причины.
Первая. Потенциальная звезда часто играет на уровне более низком, чем тот, что ожидают. Происходит это потому, что от хоккеиста ждут нереального. А иногда потому, что игрок не обладает необходимыми качествами, чтобы вести к победе команду, в которой нет звезд, способностями к постоянной борьбе. Такие игроки постоянно находятся под прессом психологического давления. За ними постоянно наблюдают, и, откровенно говоря, не всегда в таком «климате» можно оправдать надежды. За последние десять лет, например, Грег Жоли, Мэл Бриджмэн, Дэйл Мак-Корт, Рик Грин и Дуг Викенхайзер надежд, связанных с ними, не оправдали.
За тот же десятилетний период Дени Потвен поднялся до уровня, соответствующего высшему стандарту. А еще четверо — Дэйл Хаверчук, Горд Кпузек, Бобби Смит и Боб Рэмэдж проявили себя вполне способными, хотя первые двое еще молоды, чтобы достичь статуса суперзвезд.
Вторая причина. Уровень хоккея в юниорской лиге Квебека по сравнению с лигами Онтарио и Западной с точки зрения глубины понимания игры и компетентности юных просто нельзя сравнивать. Иными словами, побить рекорды в этой лиге проще. Отсюда, наверное, и появилось распространенное теперь мнение о том, что возможности Лемье сильно преувеличены.
Третья причина намного важнее, чем две предыдущие. Это — сам Лемье. Несмотря на хорошие показатели и бесспорный талант, некоторые эксперты сомневаются в качествах его характера и в отношении к людям. Особенно ярко это сомнение прозвучало после того, как он пренебрежительно отнесся к «Пингвинам» в день своего принятия в команду, отказавшись подойти к столу руководителей команды, пожать им руки и по традиции надеть питтсбургский свитер. Он был недоволен ходом переговоров об условиях контракта, и многие хоккеисты отнесли это именно к разряду «плохого отношения к людям».
Просуммируем все три причины, и возникнет явный скепсис, быть может и не очень сильный, но все же, думается, что он будет постоянно сопровождать Лемье, пока он сам не сделает все, чтобы ликвидировать его.
«Будет нелегко», — говорит сам Лемье, красивый парень, ростом 193 см и весом 91 кг. У него железная воля, и кое-кто считает его упрямым до порочности. Но я уверен, что блеск его как игрока выше, чем у всего питтсбургского клуба.
Предоставим, однако, слово самому Лемье:
— Хоккей — командный вид спорта. В команде — 20 парней, и я знаю, они должны будут мне много помогать. Предстоит выдержать большое напряжение. Но я прежде всего думаю о чести. Множество парней не в состоянии выдержать подобное напряжение. Мне кажется, что я смогу. Я верю в свои способности, но думаю, что и другие должны быть терпеливы ко мне. Мне необходимо время, чтобы все отладить...
Уэйн Гретцки уже после того, как впервые увидел в игре Марио Лемье, сказал: «Он будет лидером».
Ну а как же быть с первой причиной? Говорят так: «Только дайте ему шайбу, и пусть он играет. В прошлом юные игроки, у которых возникали трудности в НХЛ, вводились в игру, как правило, медленно. Если у кого-то такой же талант, как у Марио, а он привык играть за матч по 45 минут, слишком трудно привыкнуть к тому, чтобы выходить на лед по нескольку минут за матч. Если ему будет отведено достаточно времени, он справится с напряжением».
Весьма важно то, что происходит в уме и сердце самого Лемье. Является ли он испорченным и раздражительным, как говорили многие в день отбора в НХЛ, или он независим, умен и горд, то есть наделен качествами, которые произвели впечатление на всех, кто его окружает?
Здесь не следует забывать, что Лемье — продукт своего окружения. Квебек и его обитатели, говорящие по-французски, окружены всем английским, а это «все» стремится растворить их в себе. В Квебеке Лемье являлся, как сказал один журналист из Торонто, пишущий о хоккее, божеством. Причем с... девятилетнего возраста. Уже тогда он научился идти своим путем на лед и со льда. В Квебеке любят иметь своих героев. Их там создают, ставят на пьедестал, и все это в полной мере относится к Марио. Надо к тому же помнить, что прошло целых 14 лет с тех пор, как французский канадец из Квебека стал претендентом номер один на переход в НХЛ (речь здесь идет о Ги Ляфлере в 1970 году). И если Марио вступил на тех же основаниях в НХЛ, это означает, что он не только представляет себя и свою семью, он представляет весь Квебек. А это слишком много — выражать надежды и чувства целой провинции.
Он хорошо держится в обществе. Задайте ему вопрос — он смотрит вам прямо в глаза и дает простые и прямые ответы. Марио настоял на том, чтобы в Питтсбурге регулярно делался публичный опрос зрителей после его выступлений. Марио не увертывается от ответов. Когда его спросили, почему он не подошел в день приема к столу «Пингвинов», он ответил: «Я не хотел пожимать руки Эдди Джонстону (менеджер клуба), так как он не хотел заключать со мной хороший контракт». Марио всегда действует самостоятельно. Он не из тех, кем можно манипулировать, он страшно независим и упрям.
Как сработают гордыня, упрямство и статус божества в Квебеке — за или против Лемье, — покажет время. Надо, однако, помнить, что ему было только 18, когда он впервые покинул дом. До пресс-конференции 19 июня 1984 года в Питтсбурге, где оглашалось подписание контракта Лемье, он никогда не видел большого города, что, кстати, было причиной многих мелких раздражений Для него во время перебранок при подписании контракта.
«Хорошо, очень хорошо, — говорит Винс Делиэи, владелец питтсбургской радиостанции, которая сделала 40-минутную передачу о Лемье за несколько дней до того, как «Пингвины» объявили, что контракт подписан. — У нас был всего лишь один резкий звонок, да и то звонивший критиковал не Марио, а «Пингвинов».
Трехлетний контракт Лемье в финансовом выражении составляет немногим менее 600 тысяч долларов, включая 150 тысяч, полученных при подписании. В контракте нет статьи о доходе со сбора. Эти цифры говорят больше о состоянии хоккея, чем о статусе Лемье, говорят о положении деп в команде «Пингвинов». Лемье для них — будущее. Если Лемье станет главной фигурой и даст «Пингвинам» кредитоспособность, болельщики начнут возвращаться в «Иглу» (зал команды). Если же Лемье не удастся поднять «Пингвинов» и обеспечить тем самым отношение к ним, о котором они так страстно мечтают, то болельщики могут вообще забыть о «Пингвинах».