На чемпионате мира 1985 года в Праге журналисты не случайно признали лучшим центральным нападающим турнира чехословацкого хоккеиста Владимира Ружичку. Его игра производит яркое впечатление стремительностью и напором, техничностью и мощью, нестандартными решениями и высокой результативностью. 11 очков записал этот форвард на свой личный счет (8 голов и 3 голевых передачи).
В атаке Ружичка — надежный лидер чемпионов мира. Тактика всего звена подчинена использованию сильнейших качеств бомбардира. При переходе команды к нападению против успевших построить оборону соперников центрфорвард обычно набирает скорость во втором эшелоне. При его высоком росте и длинных ногах трудно спуртовать с места. Зато в дистанционной скорости с ним едва ли кто сможет потягаться.
Разогнавшись в глубине площадки, Ружичка устремляется на прорыв, и партнеры непременно снабжают его шайбой. Защитникам очень редко удается прервать его рейд на синей линии. Хотя бы оттеснить чехословацкого форварда к боковому борту, не дать ему выйти на ворота — и уже это они считают успехом. Подобные ситуации случаются в каждом матче не раз. Может быть, поэтому у Ружички выработался «фирменный» маневр: на большой скорости он объезжает с шайбой ворота и с другой их стороны выкатывается на пятачок.
К этому моменту партнеры въезжают в чужую зону и присоединяются к атаке своего лидера. А если они не успевают это сделать, то Ружичка либо сам бросает по цели, либо, как случалось не раз на последнем чемпионате мира, делает вокруг ворот еще один вираж и снова выкатывается с шайбой к центру зоны соперников.
Игра чехословацкого форварда не стандартна. Он постоянно учитывает особенности позиции и ищет лучшие продолжения в атаке. Взять хотя бы эпизод из пражского матча сборных ЧССР и Финляндии (схема 1).
Как обычно, Ружичка на полной скорости миновал с шайбой границу чужой зоны и вдоль борта устремился за ворота. Защитник катился рядом, чуть отставая от форварда, но все же препятствуя тому выехать на пятачок. Вероятно, финн был доволен тем, что справился с задачей. Да и голкипер решил, что с левого фланга опасность миновала, ее нужно ожидать с другой стороны, и начал перемещаться к дальней стойке. Но хитроумный нападающий в дблю секунды изловчился и послал передачу на дальний пятачок, так что шайба прошла, как говорится, впритирку к воротам. Финны не предвидели этого хода и попали в затруднительное положение. Шайбу перед воротами принял защитник сборной ЧССР Антонин Ставьяна. своевременно вышедший в нужное место.
Многие атакующие комбинации национальной команды Чехословакии отрепетированы заранее и потому в стандартных положениях нередко приносят быстрый успех. По крайней мере, так происходило в Праге при игре команды в численном большинстве. Одной из главных фигур в подобных ситуациях выступал Ружичка, проявлявший незаурядные способности диспетчера. Примером может служить взаимодействие чехословацких хоккеистов в игре против шведов, у которых были удалены с поля два хоккеиста (схема 2).
Шведы старались затормозить атаку тем, что не давали Ружичке выбросить шайбу из-за ворот на пятачок. Тогда Владимир направил передачу партнеру к правому борту, а сам выкатился на более активную позицию сбоку ворот и тут же получил обратную передачу. Шведы сместились в сторону игрока с шайбой. Но центрфорвард не стал атаковать сам, а дал пас по диагонали на левый фланг. Там Павел Рихтер выкатился к дальней штанге и, не останавливая шайбу, щелчком переправил ее в сетку, увеличив счет матча до 5:1.
Броски Ружички по воротам настолько впечатляют, что не забываются. Наши любители хоккея, конечно же, помнят, как в Праге Ружичка удачно применил это оружие и против советской команды. В матче на первенство мира он вошел в зону сборной СССР по левому краю и так сильно щелкнул по шайбе, что вратарь Владимир Мышкин оказался бессилен парировать бросок.
И все же даже у лучшего центрфорварда мира не все проходит гладко. В завершении атак он подчас бывает прямолинеен, полагаясь больше на пробивную силу броска, чем на хитрость прицеливания и финты. Может быть, поэтому не все его выходы один на один с вратарем завершались голами. Да и в такой перспективной обстановке, как выход вдвоем с партнером против одного защитника, Ружичка тоже порою вместо паса сам бросал по цели.
В обороне Ружичка играет активно и хитро. Нападает на игроков, получающих шайбу, и в случае ее отбора тут же устремляется к чужим воротам. Даже при игре в меньшинстве чехословацкие хоккеисты стараются в полной мере использовать сильнейшие качества лидера, его нацеленность на контратаку. Маневрируя впереди по центру, Ружичка пытается перехватить поперечные пасы чужих защитников. Делает это он мастерски: сильно наклоняясь вперед и далеко вытягивая клюшку, достает шайбу и делает с ней рывок между соперниками, быстро оставляя их позади себя.
Популярность Ружички в Чехословакии огромна.
Наши специалисты обратили на него внимание уже давно — на первенстве Европы среди юношей в Минске в 1981 году. Уже тогда ему ничего не стоило, подхватив шайбу, обыграть всю команду соперников и забить красивый гол. Любовались им и в Ленинграде на мировом чемпионате среди юниоров 1982/83 года, где он также был признан лучшим нападающим...
Теперь он чем-то напоминает шагающий экскаватор, особенно когда движется на коньках: рост — под два метра и вес — почти центнер. На первый взгляд кажется, что для него скорее должны быть характерны сила и выносливость, а не отличающая его на самом деле скорость. Впрочем, силы ему не занимать — он способен выжать двумя руками над головой свой собственный вес. А своей элегантной манерой игры, стройной фигурой и, главное, усами похож на д'Артаньяна, каким мы привыкли видеть его в иллюстрациях к «Трем мушкетерам»...
На льду его отличают неуемная жажда гола, умение видеть площадку, чувствовать партнера, а также великолепное катание на коньках, которое далось ему самозабвенным трудом и упорством. С мальчишеских лет и в юношеские времена долгое время его «коньки хромали на обе ноги». Не получалось. Но слишком уж влюблен в хоккей этот парень из Литвинова! И готов ради этой любви пожертвовать всем — свободным временем, отдыхом, весельем. Вот как он сам говорит об этом.
— Я по своему складу оптимист. Никогда перед игрой не настраиваю себя на возможный проигрыш. На такой матч я просто никогда не смог бы выйти. Выиграть! Только выиграть или вообще не играть... Однажды обо мне написали в газете, что я перспективный хоккеист, но что удовольствие я нахожу только в хоккее. Не пойму, что в этом плохого? Ведь не находи я удовольствия в хоккее, вообще не играл бы в него.
Ружичка никогда, как бы ни устал, не уйдет раньше времени с тренировки, никогда не начнет первым разговор об отдыхе. А когда выдается свободный денек, он выезду за город предпочитает игру в теннис — это полезнее для хоккея.
Первые шаги в большой хоккей он сделал благодаря отцу. Как-то, когда Владимир, как говорят, еще под стол пешком ходил, нашел он под новогодней елкой у себя дома коньки — подарок Деда Мороза. Через пару дней упросил отца отвести его на литвиновский Зимний стадион.
Встал он на коньки в 5 лет, но долго техника владения клюшкой была у него гораздо выше, чем умение кататься — в этом он отставал от сверстников.
В 15 лет Владимира сразу перевели в юниоры. Именно тогда тренер литвиновской команды мастеров Франтишек Дум приметил его. С того дня Ружичка стал готовиться вместе со взрослыми — с командой, выступающей в высшей лиге чехословацкого хоккея. Вместе с мастерами прошел весь летний подготовительный период, вместе с ними вышел осенью на лед. И потом на скамейке у борта ждал, когда же, наконец, подойдет его черед играть. В перерыве матча с «Дуклой» наставник сказал:
— Раскатайся — со второго периода играешь.
Волновался Ружичка здорово — впервые придется играть перед таким огромным количеством зрителей. Тренер дал последние наставления — будешь играть в третьей тройке в центре, между Опачитым и Вейссманном. И через минуту Ружичка уже кинулся в самую гущу борьбы на площадке. Первый его бросок Кралику удалось отразить, но последовавший за ним тотчас же второй — в верхний угол, под планку — уже нет...
Впервые выйдя на лед высшей лиги, он через 10 секунд забил свой первый гол и сравнял счет — 2:2. А гол действительно оказался очень важным. Та игра закончилась вничью— 5:5.
В 15 лет он был призван под знамена сборной шестнадцатилетних. Играл в ее составе первые международные матчи против команд ГДР и Польши и в ее составе отправился под Новый год в свое первое зарубежное турне в Финляндию. Команда заняла тогда третье место, а он забил два гола советским хоккеистам, два — финнам, один — шведам и был признан лучшим нападающим. В том же сезоне в составе сборной семнадцатилетних он поехал в Берлин на турнир «Дружба». Команда выиграла его. И вновь забивал голы. И снова на фоне тех. кто старше на целых два года, он был самым лучшим, самым сильным, самым техничным!
Когда ему было семнадцать, он поехал на юниорское первенство Европы в Польшу и привез оттуда свою первую золотую медаль. В конце сезона отправился за океан. Там они — восемнадцатилетние сыграли дюжину матчей с канадскими университетскими командами, где выступали ребята, которым было двадцать и больше. В 12 матчах он забил 12 голов...
В то время Владимир не мечтал о большем, чем играть за свой родной литвиновский клуб. Даже тогда, когда переходил из одной сборной в другую, более старшую по возрасту.
В 1983 году в Ленинграде он, забив 12 голов, был в очередной раз признан лучшим игроком мирового молодежного первенства. А в 1983 году состоялся его старт во взрослом чемпионате мира. Больше всего на свете он любит забивать голы. Сам он говорит об игре так:
— Вы можете показывать зрелищный хоккей, но когда игра заканчивается со счетом 1:0, то болельщиков такой результат «не разогреет»... Игру четырьмя тройками я не люблю — слишком мало времени находишься на льду. Куда лучше тремя, а двумя — вообще было бы идеально. Тогда вдоволь можно наиграться Шайбой! Вы себе не представляете, что это за радость забить гол! Сначала «зашаховать» соперника, выйти один на один, выманить вратаря из ворот — сделать вид, что изготовился к броску — он и выкатывается тебе навстречу. А ты уберешь шайбу под себя. В погоне за тобой вратарь продолжает скользить все дальше. Ты же выдаешь аккуратный пас партнеру, который уже стоит рядом со штангой — и он спокойно забьет гол в пустые ворота... Или же сам, объехав распластавшегося на льду голкипера, забрасываешь шайбу в неприкрытый угол ворот...
Его тренер Владимир Кыгос сказал о нем:
— Такие таланты рождаются редко. Знаю я его еще с мальчишеских команд. И всегда был он трудолюбив, требователен и даже жесток к себе. Хоккей для него — радость. Он постоянно рвется на лед, жаждет забивать голы, решать судьбу матчей.