Проблема совершенствования молодых хоккеистов не нова. Во всех спортивных играх, а не только в хоккее происходят значительные потери игроков при переходе из юношеских команд в коллективы мастеров. Обычно выпускникам спортшкол не хватает игровой практики.
Ну а как растут умения тех хоккеистов, кто попадает а юношеские, юниорские и молодежные сборные страны? Ведь у них игровой практики достаточно. Что происходит с самыми способными игроками после выхода из стен спортивной школы? Осветить эту тему мы попросили заслуженного мастера спорта Евгения Зимина; бывшего до недавнего времени старшим тренером юношеских сборных СССР.
— У нас постоянно действует институт сборных команд молодых хоккеистов. Ежегодно мы собираем сильнейших игроков в юношескую, юниорскую и молодежную команды. Хоккеисты под руководством лучших тренеров набираются турнирного опыта в течение 3—4 лет. Казалось бы, все условия для творческого роста молодежи есть. Но из 70 таких юниоров в команды мастеров попадают лишь 30—40 человек. В чем же причины потерь?
Одна из главных — в недочетах обучения игроков в спортшколах. Там многие тренеры поставлены в такие условия, при которых вынуждены стремиться к достижению высокого спортивного результата. От наставников юношеских и юниорских команд требуют побед во всесоюзных соревнованиях. Поэтому сам тренер, работая с хоккеистами, основное внимание уделяет созданию сыгранного коллектива, совершенствованию командной игры, подведению воспитанников к высокой спортивной форме перед турниром, в результате страдает другая, на мой взгляд более важная, сторона обучения и совершенствования — индивидуальная подготовка хоккеистов.
Подавляющая часть игроков юношеских сборных имеет определенные способности, самобытные достоинства. свои приемы игры. Эти наиболее ценные качества молодых хоккеистов можно и нужно развивать до самого высокого уровня — ведь нет предела совершенствованию мастерства. А в спортшколах, откуда мы приглашали ребят в сборные команды, самым способным игрокам уделялось внимания даже меньше, чем остальным.
Рассуждения тренеров, как правило, сводились к тому, что, мол, лучшие хоккеисты и так достаточно сильны и к их уровню нужно подтягивать других — тогда команда добьется еще больших успехов на турнирах.
Получается так, что самые ценные индивидуальные качества игрока остаются на прежнем уровне, а в коллективе растут хоккеисты, похожие друг на друга по стилю и силе игры. За примерами недалеко ходить.
В прошлом году Александр Семак из уфимского клуба «СК Салават Юлаев» так хорошо зарекомендовал себя на юниорском первенстве Европы, что его в нынешнем году включили в молодежную сборную страны, где играли партнеры двумя годами старше. Наблюдая матчи этой сборной, я заметил, что Семак не прибавил ни в одном компоненте игры, а остался на прежнем уровне. Ясно, что в клубе с ним не занимались индивидуально. А ведь у него хорошая обводка, тонкое понимание игры, эффективная манера завершения атак — все это поддается бесконечному совершенствованию.
Правда, ни один молодой игрок сам не способен решить такие сложные задачи. Нужно, чтобы тренер давал ему целенаправленные упражнения, предлагал специальные задания. Скажем, в ходе занятий или после них пообводить соперничающих партнеров в течение 15 минут, поработать 30 минут над завершающей стадией атаки и т. п. При такой практике, я уверен. Семак в нынешнем сезоне забрасывал бы в состязаниях юных хоккеистов по 10—15 шайб вместо прошлогодних 7—8. Но в Уфе. видимо, заботились больше о подтягивании физических качеств юниора, который, естественно, отставал от взрослых партнеров в силе и мощи. Думаю, не это важно для молодого игрока. Повысить физические кондиции с возрастом нетрудно — это умеют делать все тренеры. Главное же в работе со способным игроком — совершенствование козырей его игры.
Приведу другие примеры. Защитник рижского «Динамо» Дмитрий Зиновьев — мощный хоккеист с хорошим броском, с тенденцией проявлять активность в позиционном нападении. Получая на синей линии шайбу, он мог так сильно бросить ее по воротам, что ее буквально не было видно.
В нынешнем году Зиновьев как активный защитник стал меркнуть. В клубе либо вовсе не развивали его лучшие игровые качества, либо все усилия направляли на подтягивание менее сильных сторон игры. Кое-какие пробелы он ликвидировал, а сильнейшее качество — утерял. И стал малоприметным середнячком.
Еще один молодой защитник Андрей Коршунов, привлекавшийся в юниорскую сборную из киевского «Сокола», был очень хорош в организации начальной стадии атак. У него высокая техника, быстрая ориентировка на поле. Отобрав у соперника шайбу. Коршунов отдавал точный первый пас партнеру, устремившемуся вперед, — это ценное и довольно редкое умение. Я надеялся, что оно будет еще ярче отшлифовано в клубе, тренерам которого мы дали план по совершенствованию сильных сторон мастерства молодого игрока с просьбой уделить побольше внимания именно этому (такие планы мы посылаем тренерам всех игроков юношеских сборных).
Мне трудно сказать, почему так вышло, ибо я не знал всех проблем «Сокола», но киевские тренеры перевели молодого защитника в центральные нападающие. Эксперимент не оправдался, хотя длился немалое время. К сожалению, этого времени хватило на то. чтобы Коршунов утерял «изюминку» в своей игре. Когда его вновь вернули в защиту, он уже не так удачно, как прежде, организовывал атаки.
Молодой нападающий московского «Динамо» Николай Борщевский (он вырос в Минске) по своим данным — игрок творческого плана: быстро и нешаблонно мыслит на площадке, способен в зоне нападения обвести одного, а то и двух защитников и забить.
Конечно, для того чтобы импровизировать на льду, хоккеист должен сначала постичь общие закономерности игры, чтобы, отталкиваясь от стандартного, находить более эффективные оригинальные решения.
Видимо, на тренировках Борщевский не часто избирал самые логичные, напрашивающиеся ходы, порою не отдавал шайбу партнеру, когда тот ожидал пас. И молодому форварду запретили в матчах применять обводку — не только в своей и средней зоне, но и чуть ли не у ворот соперников. Ограничили его тесными тактическими рамками: вот, мол, что ты обязан делать на каждой трети площадки, и попробуй только сыграть иначе, как сам придумаешь, — тут же, особенно если при этом ошибешься, сядешь на скамейку.
Естественное желание молодого хоккеиста поиграть, повозиться с шайбой, а заодно и умение остро обводить стали притупляться, индивидуальность молодого спортсмена начала исчезать. Смогут ли динамовцы впоследствии воспользоваться эффективными оригинальными приемами игры Борщевского? Надежды на это, мне кажется, тают: за год Николай нисколько не прибавил в игре.
Много ли у нас нападающих, способных в единоборстве обыграть одного-двух защитников? У Борщевского в играх юниорской сборной это получалось. Тут бы всячески развивать это редкое умение — пусть бы он научился это делать так, как не умеет никто другой. Ан нет, перед ним поставили шлагбаум: играй, как все, только в плане коллективных действий.
Если вспомним спортивный путь наших выдающихся хоккеистов, то убедимся: каждый из них исключительно искусно владел своими любимыми приемами, причем именно благодаря им и входил в большой хоккей. А уже затем игровая практика заставляла будущую «звезду» изживать свои недостатки.
Убедительный пример — Валерий Харламов. Его смелый, стремительный дриблинг восхищал нас в самом начале игры 20-летнего форварда за основной состав команды ЦСКА. Многие тогда упрекали Валерия за жадность к шайбе, ибо при долгом дриблинге он попадался на силовой прием. Но зато Харламов в совершенстве овладел острой обводкой. А потом сама хоккейная жизнь заставила егс отточить и искусство паса.
Примерно такая же история рост; мастерства Сергея Макарова. До команды мастеров он вообще не отдавал партнерам шайбу. Сам обыгрывал соперников и сам забивал. Когда же в совершенстве освоил приемы индивидуальной атаки, то, как понимающий игру хоккеист, стал все чаще пасовать куда и когда надо.
Более тонко, чем в других клубах, ведется работа с резервами в «Спартаке» и ЦСКА. Спартаковцу Игорю Болдину, к примеру, на льду не запрещают делать ничего из того, что он умеет. А он демонстрирует способности вовремя открыться, принять шайбу, атаковать ворота или выполнить точную передачу. Его не заставляют использовать модную силовую обводку, ибо пока он еще не окреп физически. Но зато его острое игровое мышление и хорошая техника управления шайбой уже сейчас приносят команде пользу.
Или взять армейца Игоря Вязьмикина. Он хоккеист напористый, агрессивный, любящий завершать атаки. По играм команды ЦСКА видно, что этому юниору позволено лишний раз самому пойти на ворота, попытаться обвести еще одного соперника. То есть его яркие индивидуальные способности не заглушаются в сиюминутных общекомандных интересах, а наоборот, их проявление поощряется.
Молодой хоккеист этого же клуба Сергей Немчинов отличается высочайшим чувством ответственности перед коллективом, в котором играет, перед тренерами, перед самим собой, наконец. Он хочет достичь высот спортивного мастерства и ради этого не позволяет себе ни малейшего послабления ни в игре, ни на тренировке, ни в быту. В армейском клубе неуклонно повышают его достоинства: агрессивную игру в нападении умение своевременно дать пас партнеру, большой диапазон действии (он правильно играет в любой зоне), психологические качества лидера звена.
Еще один молодой нападающий команды ЦСКА Алексей Саломатин — игрок техничный, умный, я бы сказал, элегантный. Он прекрасно катается, владеет клюшкой, передает шайбу, бросает по воротам. В каком-нибудь другом клубе ему, возможно, предъявили бы претензии: почему, мол, не любит ввязываться в жесткую силовую борьбу. Но в ЦСКА тренеры стремятся в первую очередь развить дальше его способности. А может быть, такому игроку и не надо делать ставку на силу? Ведь он хорош в тонкой комбинационной игре.
Говоря о творческом росте молодых хоккеистов, хочу еще раз подчеркнуть: нужно готовить перспективных игроков, развивая их сильнейшие качества. Именно такая задача стоит перед детскими тренерами, ибо особые способности хоккеистов проявляются и формируются в раннем возрасте. Позже игроки могут в основном только совершенствовать те технические и тактические приемы, которым научились в детстве и юности. Если все тренеры спортивных школ встанут на этот путь, мы скоро станем свидетелями появления многих новых ярких, самобытных, высококлассных хоккеистов.