За последние два года чехословацкие хоккеисты поиграли на нервах своих поклонников вдосталь. То сборная ЧССР возносила болельщиков на вершины радости — после побед в чемпионате мира-85, в «Призе «Известий»-85, Кубке Калгари-87, то, заняв лишь пятое место в первенстве мира-86 и четвертое в «Призе «Известий»-86, бросала их в бездны отчаяния. Естественно, что об однозначных прогнозах перед венским чемпионатом мира и Европы, начавшимся 17 апреля, не может быть и речи. Но, проследив, как чехословацкая печать писала о победах и неудачах, кое-какие выводы все же сделать можно.
После «Приза «Известий»-86...
Как расценивать четвертое место чехословацкой команды в турнире, собравшем пять участников? — этим вопросом задавались многие спортивные обозреватели. Одни, вроде Б. Хануша из «Млады Фронты», были достаточно оптимистичны, другие — Я. Фройнт, например, из еженедельника «Гол» — на критику не скупились. И, что самое удивительное, обе стороны имели на то основания.
Наконец-то — это точка зрения оптимистов — тренеры чехословацкой сборной доверили место клубной тройке из пражской «Спарты», которая с самого начала первенства ЧССР 1986/87 года является лучшей. Ян Старши и Франтишек Поспишил, включившие из «Спарты» в сборную центрфорварда И ржи Грдину и правого края Давида Волека еще в начале осени, долгое время отклоняли кандидатуру их партнера, левого края Иржи Долежала — мол, он не имеет никакого международного опыта, никогда не выступал в юношеской и юниорской сборных, ему еще нужно дозреть в лиге... Когда же Грдина и Волек, отличающиеся бойцовскими характерами, так и не помогли — а это был тренерский замысел — Владимиру Ружичке стряхнуть психологический груз неудач в первенстве Чехословакии, то в Москву на «Приз «Известий» был призван Долежал.
Новичок сразу перечеркнул все сомнения тренеров — по канадской системе оценки эффективности игры он занял в сборной второе место, вслед за Грдиной. И даже пессимисты, отмечавшие, что на «Призе «Известий» из четырнадцати нападающих только четверо произвели впечатление, в этой четверке называли Душана Па-шека и всю троицу из «Спарты»: Волека, Грдину и Долежала.
Для остальных чехословацких нападающих у прессы добрых слов не нашлось. И особенно много критики раздавалось в адрес Иржи Шейбы и Отакара Янецкого, которые, по словам Я. Фройнта, «только катались». Невысокие оценки поставил Фройнт и защитникам, в первую очередь молодым Станиславу Мечарру, Людеку Чайке и Рудольфу Суханеку, добавив при этом, что и опытные Моймир Божик с Антонином Ставьяной чувствовали себя на московском льду не в своей тарелке.
... Буквально через несколько дней после окончания «Приза «Извес-тий»-86 сборные СССР, ЧССР, Канады, а также присоединившаяся к ним команда США разыграли Кубок Калгари. В финале чехословацкие хоккеисты обыграли сборную СССР 3:2 и завоевали первый приз.
После Кубка Калгари-87...
Победы всегда прибавляют оптимизма. Однако отдадим должное тренеру чехословацкой команды Яну Старши — шапкозакидательских тонов в его разговорах с прессой не чувствовалось.
В целом этот этап подготовки сборной можно, по мнению Старши, оценивать положительно. Если во время декабрьских товарищеских матчей в Финляндии и на «Призе «Известий» в Москве лишь отдельные игроки показывали хоккей необходимого уровня, то в Калгари стабилизировалась уже вся команда.
Особо чехословацкая пресса отмечает тот факт, что после Калгари сразу два клубных звена утвердились, чего не наблюдалось уже много лет, в сборной. Согласен с журналистами и Старши. Выделив клубные тройки из «Спарты» (Волек — Грдина —Долежал) и йиглавской «Дуклы» (Петр Влк — Иржи Кучера — Либор Долана), тренер подчеркивает, что молодые и быстрые форварды «Дуклы» сумели нейтрализовать в финале главную силу сборной СССР — пятерку Ларионова. «Мы решили попробовать этот вариант во втором периоде еще первого, безнадежно проигрывавшегося матча СССР — Чехословакия, и Кучера с партнерами, к нашему удивлению, чрезвычайно быстро нашел варианты решения этой трудной задачи», — подводит итог Старши.
Немало комплиментов высказано было на пресс-конференциях вновь в адрес Долежала: хорошо адаптировался, надежен в обороне (а по чехословацкой системе левый, именно левый, край должен первым из форвардов после потери шайбы откатываться назад и нести на своих плечах львиную долю оборонительного груза), агрессивен в атаке... Однако ситуацию с другими атакующими линиями победа в Калгари не прояснила. И фамилии весьма известных хоккеистов: Ружички, Игора Либы, Шейбы — вновь чаще всего упоминались в критическом контексте.
Шейба, ставший известным в один вечер, когда в решающем матче ЧССР — Канада чемпионата мира-85 он забросил три шайбы, так и остался игроком «одного вечера» — ни до, ни после вдохновение Шейбу больше не осенило. В Калгари тренеры перевели его —дабы снять с Шейбы оборонительные обязанности — на правый край, но и в тройке с Пашеком и Франтишеком Черны этот «специалист по сборной Канады» из ансамбля выпадал.
Сохранились проблемы и с двумя недавними асами чехословацкого хоккея — с Ружичкой и Либой. Достаточно сказать, что в финальном матче Кубка Калгари они — когда-то главная ударная сила сборной ЧССР — выходили на лед только изредка. Правда, следует добавить, что в матчах первенства Чехословакии после Нового года Ружичка вдруг заставил говорить о себе в прежних восторженных тонах.
Что же произошло?
Литвиновский клуб всю первую половину сезона выступал так же неудачно, как и его форвард-лидер Ружичка. И когда положение стало совсем плачевным, руководство команды уговорило тренера, 37-летнего Ивана Глинку, вернуться на лед в качестве игрока. Эффект этого возвращения превзошел все ожидания: помимо чисто психологического влияния, на которое, и только на которое, рассчитывало руководство клуба, Глинка оказался по-прежнему силен и как форвард. Более того, рядом с ним ожил и Ружичка. Но на вопрос, принесет ли это пользу сборной, может ответить только чемпионат мира в Вене.
Журнал «Спортивные игры», №4, 1987
Текущая статья
• Сборная ЧССР поиграла на нервах своих поклонников