До чего же живописный уголок - Архангельское. Щедрое майское солнце заливает лучами пышные кроны столетних деревьев бывшего родового имения князей Юсуповых. Как-то и не верится, что в такую жару, среди буйного разноцветья можно думать о чем-то, кроме пляжа и теплой речной воды. Спускаюсь по склону, и глазам моим открывается футбольное поле, на котором лениво катают мяч... хоккеисты ЦСКА. До конца тренировки остается несколько минут, и в ожидании своего собеседника усаживаюсь на лавочку в тени раскидистого вяза. Рядом со мной пристраивается пожилой мужчина. Он долго вглядывается в игроков, вдруг с удивлением спрашивает меня: "И это что - основной состав армейцев?" "Основной", - бросаю я. Он снова задумался и недовольно произнес: "А что ж так плохо играют?" Только теперь я понимаю, что он говорит о футболе, и отшучиваюсь: "разучились". Б это время последняя в этом сезоне тренировка закончилась.
- Какие планы на отпуск? - спрашиваю у Валерия по дороге к пансионату.
- Окончательно еще не все решено. Гретцки прислал вызов в Канаду. Может быть, с семьей съездим на пару недель в Торонто. Меня просили поприсутствовать на тренировках в местной хоккейной школе, так сказать, постоять с ребятами на льду. А пока дома, в Воскресенске.Ты не возражаешь, если мы дорогой поговорим? Дело в том, что я очень тороплюсь в Малаховку, в институт. У меня сейчас экзамены и опаздывать нежелательно.
- Неужто Валерию Каменскому так сложно сдавать сессию в институте физкультуры?
- Было бы легко, не мотался бы почти каждый день в такую даль Как-никак четвертый курс.
Разговор мы продолжили уже в машине, когда его белая "Волга" неслась по подмосковным дорогам.
- Как начинался твой хоккей?
- Сам я родом из Воскресенска. Городок наш маленький. Единственная достопримечательность - Дворец спорта. Естественно, что все дороги у мальчишек ведут к нему. Вот и я в девятилетнем возрасте зашагал по ней. Очень многим в своем становлении я обязан тренеру Николаю Александровичу Сырцову, который довел меня до юниорской сборной. Тогда же, в 83-м, меня стали привлекать в команду мастеров "Химика".
- Это было чуть позже. Сначала моими партнерами были Одинцов и Карпов. А в 85-м я с Сашей Черных ушел в ЦСКА и. спасибо Виктору Васильевичу Тихонову, сразу попал в "основу".
- И уже здесь сложилось знаменитое звено - Хомутов-Быков-Каменский. В связи с этим вопрос. Андрей и Вячеслав уехали в Швейцарию, а через год твоим партнером уже на мировом первенстве снова стал Быков. Вы сразу нашли общий язык?
- Конечно, мы поотвыкли друг от друга. Да и потом. Слава сам признался, что в Швейцарии другой хоккей и. естественно, с Хомутовым ему было бы полегче. Связка-то у них наиграна.
- Валерий, чемпионат мира закончился, а страсти вокруг него еще кипят. Не дает покоя болельщикам отступление сборной СССР на третью позицию, не выходит из памяти тот досадный матч со шведами, решивший судьбу золотых медалей, увы, не в нашу пользу. Именно на тройку Буре-Быков-Каменский и возлагали надежды в этой игре. Однако выглядели вы, прямо скажем, не на высшем уровне. Как лучший нападающий чемпионата мира и Европы оценивает эту ситуацию?
- В целом, чемпионат мы провели неплохо, и если бы не эта. выражаясь образно, ложка шведского дегтя, то въезжать бы нам в Москву на белом коне. И ведь не в первый раз шведские хоккеисты показывают, как надо умело распределять силы и в нужный момент подойти к пику формы.
- Ты имеешь в виду чемпионат мира 87-го года в Австрии?
- И это тоже. Не мытьем, так катаньем сборная Швеции подбиралась к золоту, и в финальном, решающем поединке просто выстрелила весь свой игровой и физический потенциал. А нас-то именно на этот матч и не хватило. К тому же и в атлетизме мы заметно уступали шведам. Что касается моей игры, то против меня здорово играли персонально, и было очень трудно уйти из-под опеки. Ну, а второе место канадской сборной, пожалуй, не требует разъяснения для любого, кто мало-мальски разбирается в хоккее.
- Да. это был прекрасный пример "дружбы, взаимопонимания и добрососедства" двух держав. Но коль скоро речь зашла о неудачах, то давайте вернемся на пару месяцев назад и вспомним о чрезвычайном событии в истории армейского клуба - четвертом месте в чемпионате СССР. Что это - случайность или цепь обстоятельств, приведших к закономерному исходу?
- Не думаю, что это можно назвать случайностью. Причин здесь много, о которых не раз уже говорилось в спортивных кругах. Это, конечно, и отток ведущих игроков за рубеж, и блестяще проведенная серия с командами НХЛ (шесть побед из семи игр), после чего ребята далеко не сразу настроились на внутреннее первенство, и невысокий физический уровень нашей молодежи. Но мне, как игроку, видится еще один немаловажный аспект. Вспоминаю, как я пришел в ЦСКА. Признаться, у меня были серьезные опасения, что среди такого созвездия я потеряюсь как хоккеист, что такие великие, не побоюсь этого слова, спортсмены, как Фетисов, Крутов, Макаров, другие талантливые игроки отнесутся ко мне с пренебрежением. - как к неопытному юнцу. Но, представь, каково было мое удивление, когда я сразу почувствовал к себе человеческое, по-настоящему дружеское отношение. Ребята потянули меня за собой, не давали возможности отставать, за что я им очень благодарен. Это к тому, что, если тогда в клуб приходили два-три новичка. то при таком количестве маститых игроков им было у кого поучиться. А сейчас лучшие уехали, и молодежи, которой очень много в этом сезоне, не на кого равняться.
Эти слова вызвали у меня невольную улыбку. И это говорит трехкратный чемпион мира, четырехкратный чемпион Европы, победитель Олимпийских игр. Спортсмен, именем которого бредит любой мальчишка, мечтающий о большом хоккее. Вот уж поистине не страдает этот человек звездной болезнью. Я часто вижу, как ребята во дворах на хоккейных коробках с завидным упорством пытаются отрабатывать "коронку" Каменского. Стремительный прорыв вдоль борта и внезапное "пикирование" на ворота, на скорости обводя защитника и укрывая шайбу корпусом, которое, как правило, заканчивается голом. Зачастую это мне напоминает бросок коршуна на свою добычу.
- Как ты пришел к этому?
- Давно уже Виктор Васильевич говорил нам, чтобы мы меньше топтались в углах площадки и не кружили за воротами, а старались сразу идти на вратаря. Понемногу начал работать с этим приемом, и как-то в одном из матчей, теперь уже не помню в каком, получилось, забил гол. Ну. а потом уже стал уделять этому особое внимание.
- У каждой команды и, думаю, у каждого игрока есть свои неудобные соперники. С кем труднее всего приходится тебе?
- Пожалуй, с "Крылышками". У них очень грамотно работает оборона. А так, чтобы конкретный защитник или вратарь, то таких нет. Просто, когда играешь, обращаешь внимание не на какого-то хоккеиста, а в целом на тактическое построение игры.
- И все-таки, кого бы ты назвал лучшим голкипером и лучшим защитником сезона?
- Марьина и Константинова.
- Ты далеко не новичок в международных турнирах. Какой из них, на твой взгляд, самый предпочтительный?
- Если говорить о престижности. то, конечно, это Олимпийские игры. А с точки зрения выявления сильнейшего, это, бесспорно, Кубок Канады. Хотя, в общем-то, побеждать почетно и приятно везде.
- На драфте в НХЛ ты записан за "Квебеком". Но и Европа сейчас не дремлет. Насколько мне известно, ты находишься под пристальным вниманием "купцов" Старого Света. По этому поводу ходят разные толки. Одни считают, что Каменский уже потерян для отечественного чемпионата. Другие уверяют, что, мол. поиграет еще до Олимпиады. Так каковы же все-таки реальные планы?
- Что касается моего отъезда, то это не входит в мою компетенцию. Скорее этот вопрос надо переадресовать хоккейному руководству. Разумеется, если отпустят, поеду. А где именно играть, то для меня на данном этапе это однозначно. Пока молод, пока чувствуешь в себе силы работать, надо стараться на самом высоком уровне. А НХЛ - это уровень.
- Думал ли ты о своем будущем по окончании спортивной карьеры? Ведь ты получишь диплом тренера.
- Хочется верить, что это пока еще далекая перспектива. Во всяком случае для меня эта проблема так остро не стоит. Ну а если и быть тренером, то мне бы хотелось бы заниматься только с детьми.
- Вопрос, так сказать, против шерсти. Как лучший игрок сезона умудрился нахватать такое количество штрафного времени - 66 минут? По этому показателю ты прочно занимаешь третье место, пропустив вперед лишь спартаковца Сергея Бушмелева и Михаила Бородулина из усть-каменогорского "Торпедо".
- Так и хочется сказать словами песни - "не сыпь мне соль на рану". Самому бывает неприятно, когда из-за какой-то мелочи, порой в безобидной ситуации зарабатываю две минуты. Вот и корю себя, сидя на скамье штрафников - мог ведь и не делать этого. не было никакой необходимости. А уж как больно бывает, когда приходится выходить на лед досрочно. Просто я, наверное, очень горячий... на льду, конечно.
А в жизни?.. В жизни Валерий иной. Выдержан, добродушен. Любит детей, а те, в свою очередь, просто обожают его. Детское сердце - чуткий барометр. Жена, Наташа, рассказывала мне, что когда к ним приходят в гости друзья или родственники со своим потомством, детвора буквально висит у него на шее. Так и ходит он весь день, словно с выводком. Валера безумно любит своего сына Витюшку. Пожалуй, самый счастливый день в его жизни был, когда 13 января 89-го года (может быть, поэтому число тринадцать для всей семьи - самое счастливое) он прилетел из Америки и уже в аэропорту ему сказали, что родился сын, да еще какой великан - четыре сто пятьдесят. Этот день стал любимым семейным праздником четы Каменских. И все два года каждую свободную минуту Валерий старается уделять ребенку.
Многие, кто знает его. отмечают в нем главную черту - порядочность. Да и сам он прежде всего ценит в людях честность! Не терпит, когда кто-то начинает хитрить, изворачиваться. Валера по гороскопу Овен, а это вообще в природе людей этого знака. Как глава семьи, он довольно хозяйственный. Когда все вместе приезжают на дачу, он с удовольствием возится в земле, помогая матери на участке. Увлекается музыкой в стиле регги. Предпочитает группу "Ю-Би-форти" и Фила Коллинза, а из советских исполнителей Александра Барыкина и Владимира Кузьмина. Если есть время - читает детективы, историческую литературу. И, вероятно, не случайно одно из самых любимых его произведений "Спартак" Джованьолли. Есть у них с героем романа что-то общее. Оба - в жизни добрые и отзывчивые, в бою решительные и смелые. Оба - лидеры.
...Мы свернули с московской кольцевой дороги на Рублевское шоссе, и через несколько минут Валерий, притормозив, показал на недавно отстроенный жилой дом:
- Вот, наконец-то, дождались. Получили в этом доме квартиру. Правда, пока еще ремонт идет...с осени. Конечно, если бывать дома почаще, то дела быстрее продвигались бы.
- Наверное, Наташе и Вите это по-настоящему в радость? Ты же постоянно на сборах, да и в разъездах.
- Это как посмотреть. Мне кажется, чем дальше от своего дома, тем теплее его стены, тем приятнее общение с семьей.
Мы распрощались на Смоленской площади, и. набрав скорость, его машина растворилась в шумном потоке Садового кольца. А меня еще долго неотступно преследовала мысль. Неужели не иссякнет никогда эта золотоносная жила советского хоккея для зарубежных селекционеров и дельцов. Сколько их еще будет, молодых, сильных, талантливых, вскормленных землей нашей, взращенных выдающейся школой отечественного спорта и так неудержимо разбредающихся по всему свету.