Судьба свердловского "Автомобилиста" причудлива и загадочна. Его турнирный путь отмечен столь крутыми перепадами, что попытки предположить возможный результат выступлений в любом из сезонов сродни гаданию на кофейной гуще. Приведу лишь один пример. В октябре 1988 года "Автомобилист" лидирует в чемпионате, а спустя полтора года лишь в последний момент вскакивает на подножку уходящего в "высший свет" поезда.
- Мастерство команды в целом ниже мастерства ее отдельных игроков, - лаконично резюмировали специалисты. - Отсюда и нестабильность.
Вот такой коллектив принял под свое начало летом 1990 года Виктор Кузнецов, успевший за недолгую бытность тренером глазовского "Прогресса" и саратовского "Кристалла" обрести репутацию специалиста толкового и требовательного.
- Виктор Борисович, начну с такого вопроса: какой ожидали увидеть команду и какой ее увидели.
- С игрой "Автомобилиста" я был достаточно хорошо знаком, еще работая в Саратове. Все-таки на втором этапе сезона 1989/1990 гг. выступали в одном турнире. К тому же к судьбе своего родного клуба никогда не относился безразлично.
Что же касается внутренней обстановки в команде ... Здесь меня действительно ожидали сюрпризы, и сюрпризы малоприятные. Очень быстро убедился: хоккеисты просто не умеют и не желают трудиться на тренировках по-настоящему. Поразило недоброжелательное отношение игроков друг к другу. Каждый из них видел только ошибки партнеров, напрочь не замечая собственных. Не думаю, что это их личное дело, ведь хоккей - вид спорта коллективный. При получении различного рода материальных лаг господствовал принцип: сначала дай, а потом уж спрашивай игру. Я сразу же предупредил, что теперь все будет иначе: прежде - заслужи и только после - получи. Прежняя практика до добра не довела. Из года в год от команды ждали высоких результатов, да так и не дождались.
- В межсезонье в составе "Автомо6илиста"появилось сразу четыре иногородних хоккеиста - случай в истории команды необычный. Добавлю, что в прежние времена кандидатуры приглашенных зачастую вызывали недоумение, дескать, зачем брать "со стороны" хоккеистов, играющих не лучше, а хуже местных. А как вы оцениваете уровень мастерства нынешних дебютантов?
- К работе с командой я приступил в начале июля. Период комплектования уже остался позади. К тому времени в составе "Автомобилиста" тренировался нападающий Е.Бабаев из Новосибирска. Еще троих - защитника Д.Алехина из Ленинграда, нападающих Е.Башкатова из ЦСКА и Д.Пирожкова из Перми, выступавшего последние два сезона в свердловском СКА, в августе приглашал уже я. У каждого из названных - свои достоинства, у всех были удачно проведенные матчи. Но на сегодняшний день требованиям высшей лиги эти игроки в полной мере еще не соответствуют. Ребята они молодые, посмотрим, как пойдут дела в дальнейшем.
Полный цикл предсезонной подготовки прошла в "Автомобилисте" группа хоккеистов 1973-1974 г.р. Трое из них - А.Субботин, А.Яшин и О.Зайков образовали звено, выступавшее затем в основном составе.
- Справедливости ради, замечу: у ваших предшественников возможности столь смело вводить в команду молодежь просто не было. Два-три предыдущих поколения юных свердловских хоккеистов оказались почему-то не столь талантливыми.
- Возможно. В "Автомобилисте" действительно сейчас нет ни одного местного хоккеиста 1969-1972 г.р.
- ... Необычность ситуации, скорее, в другом. Молодежная тройка не эпизодически появлялась на льду, как это обычно бывает, а при любом счете и в любом матче играла от "звонка до звонка", в большинстве и меньшинстве. Вы сознательно шли на риск?
- А особого риска и не было. Еще во время предсезонных турниров по результатам микроматчей тройка А.Яшина не уступала другим звеньям.
Ввод в команду недавних юниоров позволил "подстегнуть" остальных, поскольку сразу обострилась конкуренция за место в составе. В общем, молодые не подкачали. Но и перехваливать не стоит. Неплохие задатки предстоит развивать, иначе так и останешься в "подающих надежды". У меня уже есть определенные сомнения в отношении О.Зайкова.
- На первом этапе "Автомобилист" сыграл немало запоминающихся встреч - победил ЦСКА, "Спартак", "Крылья "Советов, но в десятку так и не попал.
- Очень слабо наша команда играла за пределами Свердловска. Из пятнадцати клубов высшей лиги на выезде мы набрали меньше всех очков - только пять.
Не стану скрывать - во многом лишил нас шансов попасть в десятку и конфликт, возникший в "Автомобилисте" в ноябре. В какой-то мере я сам спровоцировал его, заявив, что не удовлетворен отношением к делу целой группы хоккеистов, и что на будущий сезон мне придется с ними расстаться. В ответ от имени всей команды мне выразили недоверие. Произошло это перед матчем в Ярославле.
- И чем все закончилось?
- Окончательное "выяснение отношений" состоялось спустя недели три, уже после завершения первого этапа. Как раз в то время начал свою деятельность хоккейный клуб "Автомобилист", и игрокам предложили заключить контракты. Это сделали все, за исключением И.Лукиянова и Е. Мухина.
- Слышал, что полтора десятка хоккеистов заключили контракты только до окончания сезона. Это правда?
- Да. Игроки советовались друг с другом, и мнение большинства из них сводилось к следующему: надо еще посмотреть, что это такое.
- Их, наверное, легко понять. Зачем связывать себе руки на несколько лет, если контракт при желании всегда можно продлить?
- Вы не учитываете один нюанс. Правлением клуба рассматриваются различного рода бытовые вопросы хоккеистов, заключивших контракт на несколько лет. Имеющие контракт сроком на сезон играют только за зарплату и премии.
- А вообще создание хоккейного клуба уже как-то сказалось на положении команды?
- Бесспорно. Скажем, хоккеисты значительно выиграли в финансовом отношении. Улучшилась дисциплина - система штрафов за различные нарушения действуют очень эффективно.
- Сложилось впечатление, что в переходном турнире у "Автомобилиста" особых проблем не возникало.
- В январе мне трудно было предположить, что четверка сильнейших определится задолго до финиша. Нынешний переходный турнир получился не столь интересным, как предыдущие, но это - дело случая. Именно четыре команды оказались сильнее остальных. Будь количество путевок в высшую лигу любым другим - две, три, пять или шесть - борьба не утихала бы до самого финиша.
Не заладилась игра у армейцев Ленинграда и динамовцев Минска. Не хватило сил соперничать с более опытными и таким своеобразным коллективам первой лиги, как харьковское "Динамо", омский "Авангард", хабаровский СКА.
- А как вы относитесь к феномену "Лады"?
- В этой команде созданы беспрецедентные условия. Кроме того, "Лада" очень удачно укомплектовалась. В руководстве команды сразу четыре (!) бывших главных тренера команд высшей и первой лиг - Г.Цыгуров, В.Семыкин, А. Тычкин, С.Михалев. Почти все приглашенные в Тольятти хоккеисты играли ранее под их руководством в Воронеже, Омске, Уфе, Усть-Каменогорске. Значит, возможности дебютантов были прекрасно известны.
- Вернемся, впрочем, к "Автомобилисту". Дает ли право успешное выступление в переходном турнире считать, что команда будущего сезона практически создана?
- Нет. У нас по-прежнему нет звена-лидера или, хотя бы, игрока - лидера. Хорошо провел чемпионат О.Старков, но летом он уезжает в датский клуб "Эсбьерг" (кстати, перспектива выступлений за рубежом весьма благотворно сказалась на игре Олега). Его партнеры по тройке З.Гатаулин и И.Захаров в большинстве матчей выглядели неплохо, часто забивали, но во многом благодаря О.Старкову. В целом же это игроки "зависимые , в компании с любым другим центрофорвардом нашей команды они смотрелись далеко не так. Сам Бог велел задавать тон тройке Д.Попов - В.Еремин - С.Осипов, еще пару лет назад входившей в олимпийскую сборную СССР. Но все трое играют нестабильно. То же самое скажу о защитниках, чей уровень мастерства в среднем ниже, чем нападающих. На первом этапе неплохо защищал ворота А.Зуев а на втором, когда наши голкиперы играли по очереди, предпочтительнее выглядел уже А. Ширгазиев.
- Как бы вы охарактеризовали положение с хоккеем в Свердловской области?
- У нас очень сильная областная Федерация хоккея. На высоком уровне проводятся областные соревнования взрослых и детских команд. Кроме того, работники Федерации немало сделали для развития международных связей.
В Свердловске неплохая материальная база: три катка с искусственным льдом в городе и еще один - на нашем учебно-тренировочном комплексе в Курганове. Эффективным оказалось объединение выпускников детских школ "Спартаковец" и "Юность". Эта команда, ШВСМ, заняла нынче в чемпионате страны среди юниоров третье место.
Более сложная ситуация с командами мастеров. Нижнетагильский "Спутник - среди замыкающих во второй лиге. СКА "Металлург" (Серов) выбывает из первой. Взаимоотношения между "Автомобилистом" и этими клубами пока оставляют желать лучшего.
- Ну что ж, подведем итоги. "Автомобилист" все-таки выполнил свою задачу, по крайней мере на втором этапе. А в нашей Беседе трудно даже сказать какие тона преобладали - мажорные или минорные...
- А стоит ли приукрашивать ситуацию? Проблем-то ведь действительно хватает. Но в команду я верю. Иначе просто не стоило браться за дело.