С первых же дней работы в качестве главного тренера национальной сборной я четко усвоил, что любой результат, кроме победного - на чемпионатах мира и Европы, Олимпиадах, в суперсериях с профессионалами НХЛ, позже - на Кубке Канады, будет всеми расцениваться как неудачный. Ничего удивительного в этом нет. Ибо постоянно диктуют задачу-максимум славные традиции, заложенные сборной СССР в пятидесятые годы и продолженные в шестидесятые. Понятно, неизменно выигрывать ни моим предшественникам, ни мне не удавалось. Но систематических неудач не было. На смену, скажем, второму месту на мировых первенствах или серебряным наградам на Олимпиаде приходили новые стабильные победы.
Тем не менее, даже в лучшие времена, легкой жизни не было. Знаю, в клубе трудиться далеко не просто, в сборной - еще сложнее, потому что главная команда - это ежедневная тяжелая работа, не дающая и секунды передышки. Например, все у меня, на первый взгляд, в порядке. Есть отличный подбор хоккеистов, которые могут решать любые задачи. Но в то же время это люди, знающие себе цену, с разными характерами, взглядами на жизнь, отменно разбирающиеся в тонкостях игры... Их надо было убеждать в правильности выбранного мною плана учебно-тренировочных занятий, игровых концепций.
Это к тому, что большой спорт у нас еще не было до конца профессионален, как, к, слову, в НХЛ. Там нет жестких методов воздействия - с улыбкой благодарят хоккеиста за хорошую игру, а если он сбавил обороты, перестал устраивать клуб, столь же любезно извещают его об отчислении. То есть, существует система взаимоотношений, соблюдение прав и обязанностей - закон, который преступить нельзя.
Не надо никого уговаривать - не нарушай режим, не опаздывай на тренировки... Все зафиксировано в контрактах. А у нас от взрослых людей разговор порой исходит детский: "Виноват, простите" или "Он больше не будет". Выходит, мы еще на пути к тому истинному профессионализму, что наблюдается в НХЛ. И нужно, используя в известной степени ее опыт, пройти его как можно быстрее. Результат, уверен, не заставит себя ждать. Во-первых, ребята у нас способные, во-вторых, по моему твердому убеждению, в стране немало высококвалифицированных тренеров, умеющих работать и мыслить творчески даже в нашей далеко не идеальной обстановке.
Сейчас, когда до старта очередного чемпионата мира остается совсем немного времени, многих, естественно, интересует, с чем идет к нему сборная страны. С одной стороны - это обычный традиционный разговор, а с другой - с учетом последних событий в советском хоккее - принципиально новый.
Любители спорта, конечно, знают, что особых проблем с подбором хоккеистов в сборную прежде не возникало - важно было выбрать из кандидатов самых верных. Понятно, имела место смена поколений, проходившая не всегда гладко, но без излишней нервотрепки. Сталкиваться с этим процессом и я, когда после Олимпиэды-80 уходили из сборной многие ее лидеры. Однако оставался широкий выбор талантливой молодежи, сумевшей быстро обрести опыт, заиграть на высшем международном уровне.
Ныне картина иная. Отток игроков за рубеж создал массу трудностей, с которыми мы прежде и мимолетно знакомы не были. Ведь, все лучшие находились дома - в стране. И имей я сейчас под началом Макарова, Ларионова, Крутова, Фетисова, Касатонова, Гусарова, Хомутова, Быкова, то ни у сборной, ни у ЦСКА проблем бы не было. И что тревожит - не за горами новые контракты с НХЛ у ряда талантливых игроков. В этой связи срочно нужна долговременная, продуманная до мелочей контрактная система, выгодная для обеих сторон. Тут важно не искать слабости у нас или у них, а серьезно договориться и закрепить все документально, чтобы не было беглецов за океан. На мой взгляд, разумно расписывать подобные приглашения по определенным срокам. Например, взяв за основу полный олимпийский цикл. Тогда клубам НХЛ будет проще, ибо и они не заинтересованы в уже имевших место конфликтах. А если договор нарушится, то должны следовать утвержденные в нем санкции.
При этом у нас, естественно, многое меняется в плане подготовки резерва. Время нахождения в клубе и сборной, по сравнению с привычными понятиями, может сократиться как минимум вдвое. Лучшие, отменно зарекомендовавшие себя в сборной, имеют шанс отправиться в НХЛ куда раньше, чем, например, Макаров. В Европу же отъезд должен быть регламентирован возрастным цензом - не менее чем в 28 лет. И отбывать туда должны не летуны по клубам, а спортсмены честно отслужившие своему коллективу. По сему и надо пересматривать способы воспитания хоккейной смены, решать вопросы со строительством искусственных катков, без которых работать с мальчишками в современном ключе невозможно. У команд мастеров должен стать, как прежде, шире выбор молодежи. Это - плюс и для сборной.
Сейчас, конечно, сложнее вести дела по созданию сборной. Прежде можно было, к примеру, ориентироваться на подбор звеньев по клубному принципу. Но где теперь взять такие тройки, как Старшинова, Альметова, Полупанова, Петрова, Ларионова... То же самое и с парами защитников.
Впрочем, то, что происходит сейчас не так уж страшно. Есть звено - хорошо, нет - надо искать игроков по разным клубам. Были же в сборной Мальцев, Лебедев вместе с партнерами из других команд. Главное - правильно подобрать игроков по мастерству. А что касается принципа, он есть один - сформировать крепкую, боеспособную команду в целом.
Проблемы, в целом аналогичные нашим, испытывают, кстати, и в ЧСФР. Правда, там большинство ведущих хоккеистов играет в Европе. И их тренеры смогут пригласить на сборы своевременно. У нас такая же картина только с Быковым и Хомутовым. А вот из НХЛ в подготовительный период игрока не получишь. Надо ждать - держать место в сборной до самого последнего момента. И, возможно, он появится уже после старта первенства мира. Но стопроцентной гарантии все равно нет. Поэтому мы решили просмотреть в сборной как можно больше кандидатов, старались постоянно следить за ними, то есть держать состояние дел на серьезном контроле.
Начали работать с прицелом на Финляндию сразу после Берна - на турнире в Японии. Потом был Сиэтл, где мы понесли незапланированную потерю после случая с Федоровым, важные матчи в ЧСФР, приз "Известий". Последний турнир подготовительного цикла - Кубок Глобена. Он, пожалуй, стал наиболее показательным и полезным. В Швеции мы увидели фрагменты хорошей финской команды, на которую обратили внимание еще в Москве - на призе "Известий", более четко обозначились контуры шведской и чехословацкой сборных. Да и вообще этот турнир коммерческий - с призовым фондом в 200 тысяч крон. И на него все приезжали не для прогулки. Попутно замечу, такое же соревнование планируют организовать и в Финляндии.
Еще одним этапом в плане подготовки к первенству мира мы считаем финишный отрезок нашего чемпионата. Возрос накал борьбы за медали, клубы действуют на пределе, ибо любые ошибки могут оказаться роковыми. Тут максимально должны проявлять себя лучшие хоккеисты, а это для нас еще одна их проверка.
Если говорить в целом, то в сборной есть настоящая конкуренция, команда хорошо двигается, трудится с желанием, азартом. Большинство хоккеистов примерно равны по мастерству. И выделять кого-либо не стоит. Мы так и говорим - у каждого из нас есть шанс и надо его обязательно использовать. Приятно, что в сборной теплая дружеская обстановка. Нет ни у кого надменности, которая прежде проскальзывала у лидеров.
После завершения первенства страны кандидаты в сборную (их более тридцати) начнут заключительную часть подготовки. С составом мы определимся к 13 или 14 апреля. Если позволят обстоятельства, оставим одно-два места для наших заокеанских профессионалов. Правда, рассчитывать на это основательно весьма сложно. Вы же прекрасно знаете, как формируется сборная Канады, - в нее прибывают игроки и к второму-третьему туру первого этапа первенства мира. Понятно, появление в сборной СССР даже одного зрелого мастера из НХЛ весьма кстати. Но если этого не случится - не беда. Надеемся, что наши опытные хоккеисты и молодежь и сами не подкачают.
Скажу прямо - нынешний чемпионат мира для нас важен как никогда. Ведь, в силу известных обстоятельств в нем пройдет труднейшую проверку на жизнестойкость советский хоккей.