За год, что мы не виделись, он почти не изменился. Такой же хитроватый прищур голубых глаз, такая же уверенная походка, немножко вразвалку, как у моряка, такое же добродушие и одновременно немногословие.
И все-таки что-то неуловимо новое пряталось в нем, не желая показываться сразу, в первые минуты встречи. Может быть, какой-то своеобразный европейский лоск. Впрочем, что было гадать? Проще адресовать вопрос самому Владимиру Мышкину.
- Володя, о финском хоккее, жизни в зарубежье потом. А сейчас, пожалуйста, покопайся внутри себя: ощущаешь ли ты перемены, скажем, психологического плана, после года выступлений в Финляндии?
- Сказать, что я остался таким же, было бы неправдой. Хотя приехал в Финляндию отнюдь не мальчиком, почти 35 стукнуло. В этом возрасте, говорят, мироощущение не меняется. Но, как выяснилось, это не совсем так. Образ жизни неизбежно сказывается на психике человека. Думаю. для советских людей не секрет, как живут в Финляндии. Налаженный быт, уверенность в завтрашнем дне, чувство собственного достоинства, которое здесь всячески поощряется, - все это успокаивает, настраивает на волну, которая созвучна радиопрограмме "Европа +", столь популярной сегодня в Москве. Популярной, наверное, потому как раз, что своей музыкой она дает людям состояние покоя и уверенности. Но если в России эти категории - труднодостижимая цель, то в Финляндии - норма.
- Ты говоришь об уверенности в завтрашнем дне. Но, насколько я знаю, вопрос о будущей игре за клуб "Лукко" решился не в твою пользу. Хозяева команды предпочли нового голкипера - чехо-словацкого мастера Бржизу.
- Это уже работа. А что это за профессия, где не встречается трудностей, экстремальных ситуаций, нервотрепки? Да, по причинам, мне не слишком понятным, контракт с "Лукко" мне продлить отказались. В 42 играх национального чемпионата я выступал основным вратарем, и лично мне, не сочти за нескромность, претензий высказано было немного. Хотя вынимать шайбу из ворот приходилось частенько. За сезон "Лукко" пропустил 177 голов в 44 матчах, в среднем 4 за игру. Видимо, дело все-таки не именно во мне, а в результате клуба в целом. Предпоследнее место в высшей лиге не могло не подвигнуть хозяев клуба, тренеров на поиск новых вариантов состава.
- И тебе все равно, кто будет играть: Бржиза или ты?
- Нет, конечно, за год привык к команде. Я о другом. Не вижу трагедии в том, что контракт истек и не продлен. Просто надо .активизироваться и вместе с моим менеджером-агентом выбрать оптимальное предложение из тех, что уже поступили. Знаешь, именно неопределенность с "Лукко" связывала руки. Я просто не имел права вести целенаправленные переговоры с представителями других клубов, пока не получил официального уведомления об "увольнении с работы" здесь. Таковы правила в финской федерации хоккея. Так что о будущем пока не спрашивай, ответить нечего. Все прояснится через пару недель.
- Если по большому счету, не надоело? Помнишь, ты сам говорил: "Семнадцать лет без перерыва ловлю "кирпичи"...
- Теперь восемнадцать. Но я тогда добавил, это единственное, что я умею делать достаточно хорошо. В конце концов, хоккей -это моя профессия. И если я готов выполнять порученную мне работу, почему должен отказываться? Бывает, конечно, когда хочется все бросить к черту. Как в любом деле. Но такие настроения возникают, как правило, после поражений и долго не мучают. Пока...
- Володя, национальные хоккейные школы еще существуют. Хотя, как это ни досадно, грани стираются на глазах. Что подтвердил и чемпионат мира в Турку. Тем не менее нашел ли ты в финском хоккее что-то новое для себя? Или "советские кирпичи" такие же, как "финские"?
- Не разделяю мнение, будто финский хоккей - что-то промежуточное между первым и вторым сортом. В Суоми умеют играть, первенство страны проходит в очень напряженном режиме. Много непредсказуемости, неожиданных результатов. Главное, что отличает финский хокеей, это природная сила и здоровье игроков. Очень крепкие ребята. Поэтому вратарю здесь не сладко, броски такие, что не позавидуешь. Но, с другой стороны, тактически финские клубы играют очень однообразно и одинаково. Не надо быть семи пядей во лбу, чтоб предсказать в большинстве случаев, как будет Атаковать ворота нападающий в той или иной ситуации. Почему Яри Курри герой? Потому, что он неординарен.
- Когда ты играл за московское "Динамо", много было разговоров о том, что Мышкина отличает не только мастерство, но и манера - так кричит на игроков, что под потолком Дворцов спорта слышно. Интересно, что ты кричишь финским партнерам?
- Тактично пытаешься узнать. изучил ли я язык? На бытовом уровне - да. Но игра - совсем иное. Представь ситуацию: соперник атакует, я просчитал, что нашему защитнику надо сместиться левее. Все происходит за считанные доли секунды. И я кричу ему на своем родном с кировочепецким акцентом: "Левого держи!" Думаю-то в игре я по-русски. Переводить некогда. Да если и переведу в уме, финские слова такие, что, пока выговоришь, шайба уже в сетке. Трагикомично все это.
- В отличие от нас, не имеющих возможности смотреть трансляции финских матчей, ты мог следить за событиями, разворачивающимися в нашем первенстве. Благо, в Финляндии первая программа ЦТ "ловится" легко. Что скажешь об успехе "Динамо"?
- Рад за ребят. Второй раз подряд стать чемпионами ,- это серьезное достижение. Особенно понравились молодые игроки, в первую очередь, Леша Жамнов. Большое будущее у парня.
- Позже ты получил возможность не только встретиться с группой хоккеистов-динамовцев, приглашенных в сборную страны, но и тренироваться с ними, участвовать в чемпионате мира. Любопытно, о чем вы говорили, о чем тебя спрашивали?
- Тема, в основном, одна - хоккей. Суди сам, тому же Жамнову 21 год, Трефилову на год больше. Разница в полтора десятка лет сказывается. Хотя наблюдать за молодыми было интересно, сам ведь когда-то таким же мальчишкой стал дублером Третьяка. Зато нашли о чем поговорить со "стариками". Хоккейная судьба развела нас не то что по разным клубам, по разным континентам. Знаем друг о друге со Славой Быковым, Лешей Касатоновым, Славой Фетисовым, Лешей Гусаровым только то. что сообщают газеты сухими протокольными цифрами: сколько забил, сколько передач результативных сделал. Непривычно думать, что следующие поколения наших игроков, возможно, только в сборной и будут встречаться.
- А какую новость, из тех, что сообщил ребятам, ты выделил бы особо?
- Не знаю, в курсе ли болельщики в Москве, но самое радостное событие года для меня - рождение дочери. Произошло это 11 марта. Отдам должное финским медикам - рождение ребенка в Суоми таит куда меньше проблем, чем на Родине.
- Володя, ты был в Союзе десять дней, на сборах национальной команды. Наверняка, выбирался из Новогорска в Москву. Какие впечатления от города, страны, людей? Как-никак, а год отсутствовал. А у нас сейчас год за три идет.
- Это точно. Не ожидал, что изменения будут столь разительны. Уезжал - было не сладко. Сейчас трудностей еще больше. Одно дело, узнавать о них по телефону, по рассказам приезжавших из страны, совсем другое -увидеть собственными глазами. Я же попал в Союз сразу после тотального подорожания. Эти десять дней меня потрясли. Тяжелый осадок не столько от низкого уровня жизни, до боли знакомых очередей за несуществующими товарами, сколько от настроения людей. Все мрачные, озлобленные, понурые. Даже комплекс вины появился. Целый год, мол, живу как человек, а остальные что же, хуже меня? И еще: удручает, что все знают, почему страна в бедности, кто в этом виноват. Но никто не знает, что делать, чтобы ситуация изменилась к лучшему.
- По оценкам специалистов, Финляндия сейчас переживает спад. Сами финны винят в этом восточного соседа. Союз перестал выполнять договорные обязательства, исчезли заказы финским фирмам. Так ли это?
- Ну, я не экономист. Знаю из газет, что не все гладко. Безработица увеличилась, особенно в строительной сфере. Сам могу судить по тому, что видел на городских верфях. Они действительно в простое. Финские рабочие "отдыхают", а русские - их в нашем городке целая колония -собираются домой. За ненадобностью.
- А хоккеистам безработица не грозит?
- Вряд ли. Интерес к хоккею в Финляндии громадный. Даже странно, что на чемпионате мира зрителей не досчитались. К нашим игрокам и тренерам, в свою очередь, большое внимание со стороны хозяев клубов. Понимают, что сейчас такой момент, когда можно на взаимовыгодных условиях заполучить классного хоккеиста или тренера. К слову, в двух клубах уже работают советские специалисты.
- Но у себя в команде ты был один...
- Да. И это прибавляло проблем. Все-таки трудно, когда нет рядом людей, с которыми можно поговорить по душам. У финнов такое не принято. Доброжелательность, улыбчивость - это пожалуйста. Но не больше. Так что только в семье и наговоришься. С ребятами, игравшими в других командах, общаться трудно. Если только по телефону. График жизни хоккеистов здесь довольно напряженный, просветов для поездок в другие города ради удовольствия нет.
- И все же как-то ты отдыхаешь?
- Новых увлечений в Финляндии не приобрел. Рыбу ловить или в пабе (пивной бар - М.Б.) сидеть - это не для меня. Кроме того, когда в семье маленький ребенок - все внимание ему. Остальное время - работа. Профессионалы должны держать форму, с годами это все труднее и труднее. Так что стараюсь нагружать себя побольше. Хоккей-такая игра, на миг остановился, и тебя обошли.
- То-то я слышал, как на тренировке сборной тренер наших вратарей Пашков советовал тебе: "Вова, ниже клюшку, ниже..."
- Учиться никогда не поздно. И не зазорно. А раз умеешь слушать, значит, найдешь и что сказать. Я, по крайней мере, до конца на льду еще не выговорился.