Окна подсобного помещения выходят на хоккейную площадку. И когда у рабочего по стадиону Петра Федоровича Петрова, в прошлом тренера по футболу и хоккею, выпадает свободная минута, его невольно тянет посмотреть, чем и как там занимаются ребятишки. Не по долгу службы (пригляд за пацанами есть, поскольку тренер на поле), а скорее по стародавней привычке. Ведь столько лет отдано этому делу, что и не сосчитать.
Да, сколько же мальчишек прошло через руки Петра Федоровича, и, уверен, у каждого из них остались добрые воспоминания об этом человеке, который, может быть, как никто другой умел совмещать в себе и учителя, и тренера, и наставника, и отца родного. Поэтому и тянулась к нему ребятня. И если говорю об этом в прошедшем времени, то по той лишь причине, что с 1976 года Петр Федорович пребывает на заслуженном отдыхе. А поскольку на 95-рублевую пенсию не разгуляешься (особо 8 наше-то время), то и Петров определился на стадион завода резинотехнических изделий в рабочие. Должность свою выполняет исправно. Как говорится, не за страх, а за совесть. Раньше всех здесь заливают лед, и нередко на площадках заводского стадиона занимаются юношеские команды свердловского "Автомобилиста".
Словом, социальный статус Петрова мы определили, и самое время вернуться к главной теме -рассказу о том, почему к нему так тянулись ребята. Конечно же. футбол и хоккей, которым учил мальчишек Петров, уже само по себе дело интересное. Так ведь и на Петрове свет клином не сошелся. На какие только ухищрения не шли пацаны, лишь бы остаться в его команде. Те, у кого хромала учеба, нередко в свою обложку вкладывали дневники девчонок и с невинным видом показывали тренеру. Петр Федорович по простоте душевной не сразу раскрыл это надувательство, но зла на мальчишек не таил. Старался действовать методом убеждения. Высшей же мерой наказания считалось отлучение от занятий. Но никто из ребят повода для этого не давал, да и кому из них хотелось лишиться любимого дела.
Своих подопечных Петров опекал как родных детей. Сам каждому точил коньки, подгонял амуницию, показывал, как лучше выполнить тот или иной прием. И вот эта добросовестность Петра Федоровича порой оборачивалась для него курьезами. Вот один из них.
Однажды, чтобы продлить время занятий. Петров не стал ждать, когда после тренировки фигуристов зальют лед. и вывел своих ребят на площадку. В этот день по плану была отработка силовых приемов в борьбе у борта. Можно, конечно, достаточно подробно рассказать об этом или по крайней мере сымитировать прием. Петр же Федорович, будучи сторонником теории "как в бою", показывал сам. Конфетная обертка, оказавшаяся на льду, стала причиной падения, и в результате сотрясения мозга.
Кому-то этот эпизод покажется банальным, мне же в нем видится желание и умение тренера открыть ученику тайны искусства. Именно искусства, а не ремесла. К примеру, Витя Кузнецов (нынешний главный тренер "Автомобилиста" Виктор Борисович) очень хотел научиться играть в хоккей. Готов был даже в валенках стоять в воротах, лишь бы не прогнали (в ту пору уже ему пророчили неплохое футбольное будущее). Мог ли устоять Петр Федорович перед такой самоотверженностью? Начинали, как говорится, с нуля. А буквально через год в финале всесоюзного турнира "Золотая шайба" в Москве Кузнецов получил приз лучшего защитника. А.Тарасов. вручая ему фотоаппарат "Смена", предсказал юному лауреату дорогу в большой хоккей. И не ошибся. И разве не отрадно было мне слышать самые добрые и самые сердечные слова о своем учителе от чемпиона мира и Европы В.Кузнецова. Как. впрочем, и В.Кутергина, известного хоккеиста, выступавшего не только за "Автомобилист". но и команду ЦСКА, открывшего счет шайбам армейцев в их первой суперсерии встреч с клубами НХЛ:
- Петр Федорович подготовил меня к большому хоккею. Из защитника сделал меня нападающим. Да что там нападающим -человеком сделал. Поэтому и считаю его своим вторым отцом. Я ему благодарен за все.
Впрочем, наверняка не поскупился бы на добрые слова и В.Прокофьев, ставший в составе юниорской сборной страны чемпионом Европы, а затем долгое время выступавший за свердловский "Автомобилист". Или А.Куликов, большая часть хоккейной жизни которого прошла в киевском "Соколе". Не говоря уже о многих других игроках, чья судьба на многие годы была связана с местной командой мастеров.
Весьма расхожее выражение "дневать и ночевать" на работе порой отдает некоторым преувеличением. Но только не в отношении Петрова. От дома до работы приходилось добираться по нескольку часов. И нередко случалось так. что. проведя вечернюю тренировку, Петр Федорович вынужден был ночевать на стадионе, чтобы не сорвалось утреннее занятие. Добавлю и то, что поле деятельности Петрова не ограничивалось хоккейной коробкой. спортивным залом или футбольным полем. Равно как и его нагрузка не регламентировалась академическими часами, отмеченными в тренерском журнале. Ведь зачастую занятия продолжались и после отведенных для них часов.
Петр Федорович увлекательно рассказывал своим подопечным об истории нашего футбола и хоккея. О многих выдающихся людях спорта, с которыми ему довелось встречаться и в жизни, и на спортивных площадках, и которые стали легендой. И вот очарование неспешных бесед я испытал на себе. В.Бобров, П.Дементьев, братья Федоровы, В.Набутов, А.Тарасов. А.Черны-шов и многие другие, с кем Петров соперничал на хоккейном или футбольном поле, сколько интересного и доселе неизвестного я услышал о них. К примеру, поединок центрфорварда Х.Ме-лупса (легендарного хоккеиста команды ВВС, погибшего в авиакатастрофе) и центрального защитника П.Петрова на футбольном поле в Свердловске. Представляете, какой ажиотаж был.
Я не раз ловил себя на мысли, что передо мной сама история советского хоккея. Ведь Петр Федорович один из первых, кто стал осваивать в нашей стране канадский хоккей. В Свердловске, например, сначала в СКА попробовали новинку, но там она не принялась. Затем за это дело взялось местное "Динамо". Так что после армии Петрову пришлось перейти в "Динамо". Петр Федорович с особой теплотой вспоминает Георгия Кирилловича Фир-сова, тогдашнего директора динамовского стадиона, фронтовика. одновременно руководившего и хоккейной командой. Рассказывал много интересных, на мой взгляд, подробностей.
Скажем, это теперь клюшки фирмы "Титан" или "Кохо" стали обычным делом в команде мастеров. А тогда клюшка - в буквальном смысле дубовая палка и крюк на трех шурупах. И вот, представляете, этакой-то клюшкой игроку команды Василию Володину удалось оторвать шайбу от льда. Видимо, слух об этом дошел аж до самой Москвы, как скоро за Володиным приехали полномочные представители команды ВВС, и он в приказном порядке отправился в столицу.
Вспомнил Петр Федорович и о том, как ему довелось встретиться на хоккейной площадке с братьями Майоровыми. В Иванове проходил финал первенства ЦС "Спартака", и тогдашний играющий тренер свердловской команды И.Я.Крачевский пригласил Петрова. В паре они играли в защите, но сдержать натиск москвичей не удалось. Свердловчане уступили - 2:3.
А когда же пришло время окончательно повесить коньки на гвоздь, Петров переключился на судейство. Искусство арбитра он постигал под началом А.Старовойтова и немало преуспел в столь нелегком деле. Скажем, по взаимному согласию А.Чернышова и А.Тарасова, Петрову доводилось судить матчи столичных динамовцев и армейцев. Не стану утомлять читателя перечислением имен наших известных арбитров. с которыми Петр Федорович судил матчи команд высшей лиги. Остановлюсь лишь на Ю.Карандине, авторитет которого был так высок не только у нас, но и за рубежом. А с легкой руки Петрова успешно на судейском поприще зарекомендовал себя А.Гали-ахматов, который тоже прошел его многогранную школу, выступая защитником в детских и юношеских командах.
Пишу и постоянно ловлю себя на мысли. Скромный, застенчивый человек, который всю жизнь работал, что называется, на износ. Даже свой день рождения, который совпал с датой смерти В.И.Ленина - 21 января, Петр Федорович стеснялся отмечать. Для себя никогда ничего не просил. Считал неудобным. Скажем. ту же квартиру. Жил ведь, как говорится, у черта на куличках. Да еще в самой настоящей развалюхе. А везде значилось, что владеет домом. Чуть ли не буржуй какой. Так и остался бы свой век доживать, не будь рядом Павла Яковлевича Береснева, заместителя директора спорткомплекса "Юность", фронтовика. Выхлопотал-таки он для Петрова квартиру. Стало быть, есть люди, которым не безразлична судьба таких, как Петр Федорович.
Не надо бы забывать о нем и свердловской федерации хоккея, первой у нас в стране хозрасчетной федерации. И самой, надо полагать, прогрессивной. Диву даюсь, как же могло получиться, что рядом много лет работал тренер и даже малая толика сделанного им по достоинству не оценена. Справедливость, по-моему, восстановить никогда не поздно. Чтобы слово "пенсионер" не воспринималось носителем этого "титула", как отверженный, не годный ни на что человек. Чтобы Петр Федорович Петров с грустью не смотрел из окна своей подсобки на ребят, занимающихся хоккеем.
21 января этого года Петрову исполнилось 75 лет, не один десяток из которых отдан беззаветному служению спорту, великому делу воспитания. Еще раз вчитайтесь в слова Виктора Кутергина, под которыми могли бы подписаться многие из учеников Петра Федоровича. Да, я понимаю, что человек он не честолюбивый. Но пусть хотя бы ученикам будет отрадно от сознания того, что их учитель по праву будет носить звание "Заслуженный тренер России", являя собой пример истинного подвижничества и бескорыстия.