Что отличает делового человека Запада от нашего доморощенного бизнесмена? Прежде всего уверенное поведение, четкость и твердость в решениях и формулировках, за которыми стоит глубокое знание предмета.
Эти черты характерны и для Джимми Лайца, бизнесмена от хоккея, вице-президента профессионального клуба "Детройт Рэд Уингз". Он хорошо знает, чего хочет. Ну а чего он хочет и в его лице другие хозяева профессионального хоккея США и Канады, попытался узнать наш корреспондент.
- Мистер Лайц, надеюсь, не все ваши планы являются коммерческой тайной?
- Отнюдь. Хорошая реклама - гарантия половины успеха задуманного. Стало быть, я порой даже заинтересован в пропаганде своих взглядов на хоккей в целом. хоккейный бизнес, в частности в средствах массовой информации.
- Итак, ваша сверхзадача на посту вице-президента одного из самых богатых клубов Национальной хоккейной лиги?
- Выиграть вместе с командой Кубок Стенли. Кроме того, создать такой финансовый и коммерческий потенциал клубу, чтобы он чувствовал себя здоровым в любую экономическую эпидемию.
- "Красные крылья" из Детройта - один из старейших клубов лиги. Гремел в 50-60-е, когда в его составе играл неповторимый Горди Хоу, многие годы державший в руках громадный букет всевозможных рекордов НХЛ среди форвардов. Затем команда медленно, но верно скатывалась вниз и в начале 80-х числилась среди аутсайдеров.
- В принципе, вы точно рассказали историю моего клуба. Точкой отсчета периода ренессанса я бы назвал 1983 год. Тогда клуб был выкуплен миллионером Иличем, поставившим и перед собой, и перед командой высокие задачи. Мне предложили оказывать клубу юридическую помощь, так что я с самого начала получил возможность наблюдать и участвовать в становлении "Рэд Уингз".
- Иными словами, до 1983 года вы в хоккее не работали?
- У меня два высших образования. В 1975 году закончил исторический факультет Эн-Арборского университета, тремя годами позже - юридический факультет "Вэйн Стейт юниверсити".
- Вернемся в 1983 год. С чего вы начали работу?
- Хозяин "Детройта" мистер Илич из тех людей, что умеют делать деньги из воздуха. Впрочем, так только говорится. На деле же надо досконально знать этот самый "воздух". Финансовая база любого профессионального клуба НХЛ зиждется на трех китах: зрительском интересе, спонсорах и контрактах на рекламу с телевидением. Илич и его бригада тщательно проработали все три направления. Сейчас "Детройт РэдУингз" самая посещаемая команда лиги, матчи на "Джо Луис арене" неизменно проходят при полных трибунах. Нашим спонсором. прежде всего из области автобизнеса. можно только позавидовать, как и отношениям с телевидением и рекламодателями. Прибыль, полученная в результате осуществления этой программы плюс деньги собственно Или-ча (он - совладелец богатой компании "Сизер Пицца", нечто неподобии "Макдональдс") позволили влить в клуб большие средства. приобрести необходимое количество сильных игроков, в том числе Стива Айзермэна, и выкупить в собственность гигантский спортивный комплекс: "Джо Луис арену", рассчитанную на 19000 зрителей, крупнейшую в США. "Коба-арену" - 13000 мест, "Фокс-Театр".
- И все же за семь-восемь лет "Дейтрогу" не удалось добиться сколько-нибудь значимых побед в НХЛ. Не связано ли это с некоторым перекосом в сторону коммерциализации деятельности вашего клуба в ущерб чисто хоккейной работе?
- Пока на площадке нам все время чуть-чуть не хватает то мастерства. то везения, то стабильности. В сущности, 1/8 финала Кубка Стенли этого года была проиграна "Сент-Луис блюз" потерявшим в одной-единственной встрече уверенность вратарем Шевелдэ. Однако по большому счету я уверен: наше время собирать плоды настанет очень скоро.
- Мистер Лайц, почему, несмотря на средние показатели и неровную игру команды, трибуны вашего дворца всегда полны?
- Что такое аншлаг на "Джо Луис арене"? Это 400 000 долларов с продажи билетов. И столько же приносит продажа пищи, пива,, сувениров, печатной продукции. Стало быть, посещаемость дворца - это финансовая стабильность. Но не только. Полные трибуны - гарантия престижа команды, гзрантия интереса к ней со стороны спонсоров, рекламодателей. Значит, каков вывод? Он на поверхности: работа со зрителем должна вестись самым тщательным образом. В мои обязанности входит изучение зрительского рынка, его потребностей и пожеланий. В межсезонье проводим встречи с болельщиками клуба, пытаясь в откровенном разговоре выяснить, где мы можем прибавить, а что делаем лишнего. Признаюсь, я благодарен нашему зрителю. Его не надо слишком долго уговаривать прийти на хоккей. Исторически сложилось, что штат Мичиган, где находится город Детройт, "болеет" хоккеем. Наша задача -не дать этому стабильному интересу угаснуть.
- Где профессиональный хоккей черпает свои резервы? Советские любители этой игры знают, что в НХЛ практически отсутствует такая система детско-юношеского хоккея, как в СССР.
- Да. у наших клубов нет своих детских хоккейных школ. Этого и не требуется. Игра активно культивируется в обычных школах. колледжах, университетах. Основной приток молодежи - оттуда. Но мы не абстрагируемся от этой проблемы. Ежегодные отчисления с прибылей всех клубов лиги, в том числе нашего, идут в штаб-квартиру НХЛ. А оттуда "спускаются вниз" - в детский хоккей.
- Вы, наверное, догадываетесь, что следующий вопрос будет касаться новой формы селекционной работы - привлечения в клубы НХЛ игроков-иностранцев.
- Это относительно новая форма. Русские хоккеисты у нас действительно появились два года назад, но мастера других европейских стран начали обживаться в НХЛ в середине 70-х. И что интересно, адаптация шведов и финнов происходила почти по той же схеме, что и ваших парней. Первоначально была эйфория трибун и газет, затем - разочарование, наконец - нормальная работа. Оно и понятно: первыми приехали "звезды", завораживающе действовала магия имен, и в этом случае зритель всегда ждет чего-то фантастического. Но даже "звезда" не способна показывать чудеса в каждом матче, в любом возрасте. А ваши "звезды" приехали в НХЛ отнюдь не мальчиками. Большинству - 30.
- Во сколько же лет желательно надевать латы НХЛ, по вашему мнению?
- Чем раньше, тем лучше. Молодые быстрее и легче привыкают к новой среде. Не комплексуют по этому поводу. Кроме того, НХЛ пока предоставляет куда более выгодные условия, чем другие федерации. Социальная защищенность, высокие материальные стимулы также способствуют росту игрока. Вместе с другими менеджерами, специалистами мы не раз обсуждали тему притока в НХЛ советских хоккеистов. И все пришли в выводу, что оптимальный возраст - 20-23 года.
- Не кажется ли вам, что отток молодых игроков обескровит национальные хоккейные школы Европы? И тогда через 5-10 лет вам уже некого будет ставить на драфт.
- Давайте обсудим этот вопрос на примере скандинавского хоккея. Подобные опасения высказывались первоначально и в Швеции, Финляндии. Но вот что вышло. При покупке европейца НХЛ. вернее, ее клуб выплачивал бывшему хозяину спортсмена громадный трансфер. Эти средства - благо у скандинавов это процесс отлаженный - вливались в детско-юношеский хоккей, стимулировали его, и число классных игроков в Скандинавии ничуть не уменьшилось. К ним прибавляются те опытные хоккеисты, кто сыграл в НХЛ два-три сезона и вернулся домой, - получается довольно богатый сплав.
- А вы уверены, что и советские хоккеисты будут возвращаться на Родину по истечении контракта?
- Большинство - да. Законы США и Канады таковы, что работающим по контрактам весьма трудно добиться права на постоянное проживание в Америке. Да и всем ли это надо, если во время работы в НХЛ скоплен приличный капитал, а дома тебе с удовольствием предоставят место в клубе еще на несколько сезонов?
- Как относятся в Америке к "русской волне" игроков? Правда ли, что есть много недовольных среди коренных хоккеистов?
- Во-первых. Национальная хоккейная лига - это мощный хозяйственный механизм. Не стоит забывать об этом. Он сам себя кормит. И если время диктует, что наиболее выгодная форма работы сейчас - интеграция, создание всемирного хоккейного рынка. значит, надо двигаться в этом направлении без всяких лирических отступлений.
- Вы сказали "интеграция". Выходит, речь и о взаимных обменах?
- Конечно. Клубы НХЛ не только берут, но и отнимают игроков. Десятки наших профессионалов сейчас выступают в европейских командах. Есть примеры тому 8 "Детройт Рэд Уингз". Недавно отправился в Швейцарию наш центрфорвард Джон Шабат. Швейцарские и итальянские клубы сегодня - серьезные конкуренты НХЛ, и это только стимулирует хоккейный рынок, увеличивает интерес к самой игре.
Среди наших хоккеистов есть такие, кто против притока зарубежных игроков. Так. Джим Карсон, вернувшись из двухлетнего вояжа по "Лос-Анджелес Кингз" и "Эдмонтон Ойлерз", надеялся, что займет место рядом со Стивом Айзермэном. Но оказалось, что ваш Сергей Федоров способен на большее, чем Джимми. Что тут скажешь, кроме того, что доказать право на место в элите можно лишь классной игрой. А вот Айзермэн. наоборот, очень хорошо отнесся к появлению Федорова среди лидеров. Стив понимает, что наличие партнера высокого класса - лишний шанс клубу показать более высокие результаты. В любом случае я бы не стал говорить о возможной безработице среди американоканадских хоккеистов. В НХЛ примерно 1000 рабочих мест, сейчас, с появлением клубов "Сан-Хосе", "Тампа" и "Оттава", понадобилось еще 150 игроков. Учтите специфику хоккея и вы поймете - работы хватит всем талантливым парням.
- Не кажется ли вам, что теперь, когда эпицентр хоккейных бурь сместился в Америку, произойдут и серьезные изменения в структуре международных соревнований? Более того, не скажется ли американо-канадское увлечение клубным хоккеем на судьбе национальных сборных европейских стран? Чемпионат мира в Финляндии показал, что былого интереса к этим соревнованиям нет.
- Первый из двух вопросов -очень болезненный. Из-за несовершенства международного календаря лучшие хоккейные силы практически лишены возможности встречаться на крупнейших турнирах. Это обедняет хоккей и разделяет его на два лагеря. Тра-гедия в том. что никто не хочет уступать. И я думаю. НХЛ не уступит никогда. Значит, надежда на то. что Европа все-таки попробует подстроиться под нас. Объективно это было бы справедливо. Судите сами, какой турнир вызывает больший интерес: чемпионат мира или Кубок Канады, на котором сыграют лучшие из лучших? Это заодно и ответ на второй вопрос - об интересе к игре сборных. Если разумно определять сроки турниров с участием национальных команд, профессионально их организовывать - зритель придет. Как придет он на Кубок Канады. Что же до международной клубной системы. то идея это. безусловно, очень богатая, но, по-моему, она еще не вызрела. Если этот плод сорвать раньше времени, хоккейный мир получит оскомину, не более того. Лично я не представляю, что сегодня может противопоставить разрозненная Европа. идущая пока по рельсам полупрофессионального хоккея, отлаженному механизму Национальной хоккейной лиги?
- Мистер Лайц, как вы относитесь к идее проведения чемпионата мира в Канаде?
- В Канаде? - смеется. - Мне кажется, всерьез сейчас об этом никто не помышляет. Невозможно в апреле-мае совместить два таких турнира, как первенство планеты среди сборных и Кубок Стенли, на одной территории. Хотя с точки зрения аргументов в споре на тему "Переносить ли сроки чемпионата мира?" я бы решился на такое совмещение.
- Интерес к хоккею - вещь непостоянная. Сегодня публика идет на "Детройт Рэд Уингз", завтра - на баскетбол в исполнении "Детройт Пистоне". Уверены ли вы в завтрашнем дне?
- Хоккейный бум продлится не один год. Гарантия тому - постоянно растущее благосостояние американцев. Хлеба много, нужны зрелища. Есть другой нюанс: хоккей - это "белый" вид спорта. Хотим мы того или нет, но приходится признать, что чернокожее население США "выдавило" из спорта белых. Хоккей - последняя, так сказать, отдушина.
- Мистер Лайц, кто из советских игроков, согласно вашим планам, может пополнить скамейку "Рэд Уингз"?
- Нам бы очень хотелось видеть защитника Константинова. Но если у него возникнут проблемы с отъездом в США. мы попробуем договориться с "Дэвилз" по поводу Касатонова. Вот пока и все.