Сознаю, что иду на поводу у журналистского штампа. Ведь едва речь о челябинском "Тракторе", как в заголовке обязательно мелькнет что-нибудь "производственное". Сознаю, но ничего не могу с собой поделать. Тем более, что название южноуральской команды - динамичное, резкое, мощное -достаточно полно отражает ее характер, вообще, суть челябинского хоккея.
В середине прошлого десятилетия "Трактор" действительно "сломался". Покинув группу крепких середняков, он обосновался среди команд, с трудом цепляющихся за высшую лигу и время от времени скатывающихся в первую. Для поклонников хоккея, независимо от их клубных симпатий, это явилось истинным огорчением. Ибо "Трактор", начиная с 1968 года, был эдаким оселком для столичных суперклубов, из года в год преподносил сюрпризы, а кроме того, слыл одним из тех хоккейных центров, что постоянно поставляли в ведущие команды и сборные страны будущих звезд. Достаточно вспомнить Сергея Мыльникова, Николая и Сергея Макаровых, Сергея Бабинова, Сергея Старикова, Петра и Михаила Природиных.
В прошлом сезоне "Трактор" не попал в десятку сильнейших, разыгравших медали чемпионата, и вынужден был отстаивать свое место в высшей лиге в переходном турнире. Ясно, что такой результат никак не способен удовлетворить ни челябинских болельщиков, ни тренеров и игроков команды. Тем более, что нынешний ее наставник Валерий Белоусов был среди тех хоккеистов "Трактора", кто в 1977 году - единственный раз в истории клуба - получил бронзовые медали национального первенства. И он прекрасно помнит те времена, когда челябинскую команду побаивались "Спартак", "Динамо", даже ЦСКА.
Уверен, что в качестве тренера Валерию Константиновичу хочется добиться не меньшего, чем в бытность его игроком. А насколько это реально, вы узнаете из его беседы с нашим корреспондентом.
- Валерий Константинович, в 1973 году в команде произошло несчастье. Сразу девять человек основного состава погибли в катастрофе под Оршей. Однако "Трактор" остался в строю. Десяток лет спустя трагедии не было. А команда уступила свои позиции. В чем дело?
- Трагедия трагедии рознь. Такая беда, как случившаяся в 73-м, только сплачивает людей. А вот многолетнее методичное разграбление клуба, как не противься, неизбежно приводит к краху. Одних раньше. других позже. "Трактор" держался очень долго благодаря тому, что бесперебойно работала на команду детско-юношеская спортивная школа, команды города и области. И все-таки наступил момент, когда из клуба были вывезены чуть ли не все сильные игроки. В конце 80-х "Трактор" выставлял сплошную молодежь, а она, как вы понимаете, не могла стабильно выступать на протяжении всего сезона. И даже в такой ситуации селекционеры из Москвы не стеснялись: едва появлялся перспективный парень, он тут же призывался на службу в армейские и динамовские команды и в Челябинск уже не возвращался.
- Но сами вы не уехали. "По-честному" отыграли за "Трактор" одиннадцать сезонов.
- Действительно, у меня были приглашения из московского "Спартака", рижского "Динамо", но я остался в Челябинске. Не "клюнул" ни на какие уговоры и, признаюсь, нисколько об этом не жалею. Отказался не потому, что я такой хороший, патриот команды и так далее. Просто мне думалось, что правильнее будет остаться в "Тракторе". Но вы привели неудачный пример: таких, как Белоусов, избежавших "столичной воинской повинности", были единицы.
- Сейчас ситуация изменилась?
- "Трактор" оставили в покое потому, что брать было уже некого. Эта пауза в несколько лет и дала нам возможность подготовить большую группу молодежи, которая в прошлом сезоне стала "основой" команды. Судите сами: сегодня в "Тракторе" только пять игроков в возрасте 25-30 лет. Еще пятеро — 1967 года рождения. Остальные - после 1970. Это как раз те ребята, что вот уже четыре года подряд выигрывают чемпионат СССР среди молодежных команд 1970-1973 года рождения. Короче говоря, если не лишимся этих парней - у команды есть будущее.
- Но ведь потери в составах - вещь неизбежная. Особенно теперь, когда многие хоккеисты спят и видят себя в НХЛ, европейских клубах.
- Согласитесь, это разные вещи: когда игрок из команды уходит с согласия тренеров, которые уже просчитали вариант равноценной замены, и когда хоккеиста, вопреки нашей воле, забирают, когда хотят. В прошлом году мы отпустили по контрактам в Югославию Рожкова, Парамонова и Цыгурова, но мы знали, на что идем. Похожая ситуация и с нападающим Гомоляко. Он - единственный из "Трактора", кто стоит в драфте клуба НХЛ. С одной стороны, потеря этого игрока будет для нас чувствительной, но с другой - продажа принесет клубу финансовое подкрепление, отнюдь не лишнее в современных условиях, и морально стимулирует ребят. Они поверят, что из "Трактора" тоже есть путь в Национальную хоккейную лигу. Правда, на сегодня путь еще непроторенный. Получив предложения из-за океана, мы согласились отправить Гомоляко туда на смотрины. Но вызов до Челябинска так и не дошел. Не знаю уж, кто в этом виноват. Поэтому с переговорами пришлось повременить.
- Валерий Константинович. вы затронули финансовый вопрос. Откуда вы берете деньги на содержание команды и каков сегодня статус челябинского "Трактора"?
- Еще в 1947 году, когда команда родилась (под названием "Дзержинец"), ее главным инвестором стал Челябинский тракторный завод. Он не отказывает нам в помощи по сей день. Правда, к началу сезона статус хоккейной команды изменится, и из профсоюзной она превратится в самостоятельный хоккейный клуб. Но ЧТЗ как был, так и останется нашим генеральным спонсором. За что большое спасибо его руководителям и коллективу.
- На каких условиях играют хоккеисты "Трактора"?
- В нашем клубе ставка спортсмена - 400 рублей в месяц. Не густо, если бы не система премиальных. Поэтому мы на премии не скупимся. Разработана целая шкала премиальных бонусов: за гол и голевой пас, за игру "на ноль", за ничью и победу на чужом поле и так далее. Короче говоря, понимаем, что для профессионального спорта недостаточно эмоциональных призывов. Между прочим, в прошлом сезоне хоккеистам "светили" довольно крупные премии за выход в десятку сильнейших. Но... мы остались за ее чертой, а деньги остались в банке. Чем не стимул для улучшения игры в будущем сезоне?
- Кстати, на что вы будете делать акцент в игре в сезоне 1991-92 годов?
- На традиционно сильные стороны челябинского хоккея. Тем более, что его выразителями на льду будут, в основном, ребята с Южного Урала. Это отличная коньковая подготовка и атакующая манера игры. Заготовки есть, но позвольте не углубляться в нюансы накануне чемпионата страну.
- Вы говорите о коньковой подготовке. Все тренеры периферийных команд, да и некоторых московских также, жалуются на острую проблему льда. У вас что, иная картина?
- В Челябинске заботятся о своей команде. Сегодня у клуба два крытых катка: во Дворце спорта и рядом - тренировочный. Так что нам есть где учить стоять на коньках мальчишек.
Я не сказал еще об одном традиционно развитом у челябинских хоккеистов качестве: высокой работоспособности. Как тренер, разделяю концепцию Тихонова относительно того, что физическая подготовка - основа всего в хоккее. В прошлом сезоне мы полностью выполнили программу по развитию этого качества у наших ребят и, надеюсь, в этом году результаты дадут себя знать.
- В любой команде есть хоккеисты, которых называют лидерами. Сейчас, когда наш хоккей резко и заметно помолодел, понятие лидерства принимает условный характер. И все-таки, на кого вы делаете беспроигрышную ставку?
- Перед сезоном я не хотел бы называть конкретные фамилии. Исключительно из педагогических соображений. Ребята у меня молодые, может и голова закружиться от похвалы. В то же время хочу создать такой коллектив, чтобы надеяться можно было не на избранных, а на всех без исключения. Пусть не весь сезон, хотя бы его отрезки. Думаю, придет время, когда откажусь от условной нумерации пятерок. Они должны быть конкурентоспособными внутри команды.
- Итак, на сей раз вы избежали насильственных изменений в составе перед чемпионатом страны. Это единственная серьезная проблема "Трактора" или есть и другие?
- На последнем тренерском совете в Москве мы много беседовали с коллегами о положении дел в клубах высшей лиги. Оказалось, что у всех периферийных команд заботы одни и те же. Кроме трудностей с комплектованием, которых мы на сей раз счастливо избежали, всех беспокоят недоработки в организации международных контактов на уровне клубов. Командам, в том числе и "Трактору", очень не хватает игр на международном уровне. Так, в прошлом сезоне мы лишь однажды встречались с финским клубом. Игра проходила в Риге. Ну и как тут прикажешь перенимать все новое и хорошее, что есть в зарубежном хоккее? Я уж не говорю о существенной разнице в стимулировании загранпоездками наших игроков и тех, кто играет за привилегированные команды. Да, жалуюсь, но это не значит, что сижу сложа руки. Мы ищем собственные выходы на международную арену. Но все это невероятно трудно по весьма простой причине: Челябинск до сих пор закрытый город, и мы не можем вести речь о взаимных визитах. Чтобы хоть как-то поддержать ребят, пришлось в прошлом году буквально распихивать их по другим клубам, выезжающим на турниры за границу.
Проблематично в подготовительный период, в ходе перерывов в первенстве, найти необходимого спарринг-партнера внутри Союза. Этому мешает наша географическая удаленность, финансовые трудности.
Особняком стоит и проблема судейства. Я подсчитал: в прошлом сезоне мы недобрали по вине судей 4-6 очков. Как раз столько, чтобы зацепиться за "десятку". Ни в коем случае не собираюсь обвинять арбитров в предумышленной предвзятости к моей команде. Думаю, ошибки - следствие в первую очередь слабой профессиональной подготовки судей. И рассчитывать на принципиальные изменения здесь бессмысленно до тех пор, пока институт судейства у нас не станет полностью профессиональным и независимым. Как это сделано в НХЛ. Там где судьи, там и инспекторы матчей. Не знаю, как можно назначать на эту должность людей, к хоккею имеющих скорее любительское, чем профессиональное отношение? А такое, к сожалению, не редкость. Еще хуже, когда инспектором на игру едет человек, выходивший на лед в полосатой форме с теми, кто назначен судить инспектируемый им матч. У каждого свое понятие о принципиальности. и. случается, ее подменяет личный контакт инспектирующего и инспектируемого. Отсюда и странные порой оценки судьям за явно проваленные встречи.
- Валерий Константинович, в завершение вопрос, прямого отношения к хоккею не имеющий. Ваш клуб подарил нам игроков с мировым именем. Чего стоит один Сергей Макаров. Кое-кто из них играет в Европе, за океаном и сегодня. Не забывают ли они родной Челябинск?
- Слова о традициях - не пустой звук. Казалось бы, что сегодня Макарову Челябинск, если он живет в совершенно другом измерении? Но Сергей выбрал именно родной город для короткого отдыха и... тренировок. В течение двух недель в июле-августе он выходил на лед челябинского Дворца спорта вместе с нашими молодыми игроками. Кроме того, он привез подарок и детской спортшколе - новую, с иголочки, форму, цветом и рисунком напоминающую форму профессионального клуба "Питтсбург Пингвинз", нынешнего обладателя Кубка Стенли. Может быть, выбор Сергея не был случайным, и в этом подарке кроется какой-то намек на будущие успехи "Трактора"? Не забывают родную команду и Мыльников, и Стариков. А с Николаем Макаровым мы работаем в тесном контакте. Он руководит командой первой лиги "Мечел", в сущности, нашим фарм-клубом.
- Что ж. остается пожелать, чтобы намеками в следующем сезоне вы не ограничились.
- Не в привычках "Трактора" играть намеками. Он всегда был за открытый хоккей.