До чего же долго в нашем сознании складывался стереотип миллионера! С одной стороны - это презираемый всеми голливудский нувориш, выходящий из собственного ослепительного роллс-ройса с не менее ослепительной блондинкой и уходящий с ней в глубины изумрудного, опять же, собственного бассейна. С другой - наш дорогой, теневой, ни чем себя не запятнавший "товарищ Корейко". Постепенно наш образ мышления стал меняться, и мы начали записывать в миллионеры различных деятелей культуры и искусства.
И вдруг - ба! Как снег, на голову: оказывается, у нас теперь действительно есть официальные миллионеры, да еще, понимаешь ли, свои клубы заводят.
Итак, позвольте представить. Дмитрий Стерлигов, 29 лет, русский, образование высшее, не женат. Совладелец биржи "Алиса". Член клуба молодых миллионеров. "Но при чем здесь хоккей?" - спросите вы. Дело в том, что "Алиса" устраивает в этом году турнир "Миллион на льду", что, естественно, не могло оставить нас в стороне. Ну а, помимо того, независимая система бирж "Алисы" стала одним из спонсоров нашего еженедельника.
- Не каждый день нашему брату-журналисту случается брать интервью у миллионера. И посему естественный интерес вызывает чисто советский вопрос, так сказать, на злобу дня. Как и на что можно в наших условиях тратить миллионы? Одним словом, как живет миллионер?
- Да так же, как все. Наивно полагать, что я ложками ем черную икру и пью только ананасовый сок. Сосиски - так сосиски, пельмени - так пельмени. Да и, потом, времени-то, откровенно говоря, нет, чтобы тратить деньги так, как это представляет обыватель: кутить в ресторанах, летать на уик-энд в Сочи. Мои рабочие дни расписаны по минутам на неделю вперед, а то и на две. Вот и для вас я смог выкроить время только в десять часов вечера. Так что, трачу деньги, в основном, на сигареты. Предвижу ваш вопрос: "Тогда для чего зарабатывать миллионы, если их не тратить?" Вы знаете, бывают такие минуты, чаще по утрам, когда хочется все бросить и освободиться от жестких рамок бытия, учитывая, что денег хватит на долгие годы безбедного существования. Впрочем, это, наверное, характерная черта едва ли не каждого русского человека: подкопить деньжат, да залечь на печь, ну а потом-де можно снова найти какое-нибудь занятие. Но все дело в том, что для бизнесмена даже кратковременный отход от дел чреват потерей профессионализма.
- А как вы стали бизнесменом?
- Я закончил МГИМО и работал в Министерстве внешних экономических связей, в "Союзпушнине", два года работал за границей, в Ливии. Но образ жизни и психология министерского чиновника, в общем-то, хорошо известны. Хому как, а мне тягостно жить без личной инициативы. Так я пришел в большой бизнес. Разумеется, не обошлось без поддержки брата (Германа Стерлигова, 24-х лет, основателя биржи "Алиса" - от авт.).
- Помнится, в своем интервью в прошлом году Герман говорил о ежедневном обороте "Алисы" в 12 миллионов рублей. А каков он сейчас?
- Порядка 20-ти миллионов. Но эта цифра постоянно увеличивается. Ведь мы теперь не просто биржа "Алиса", а независимая система бирж. То есть в нашу систему периодически вливаются новые структуры, что, естественно, приносит определенную прибыль.
- У вас есть такая статья расходов. как благотворительность. Как и на что вы расходуете эти деньги?
- Мы, прежде всего, не работаем ни через какие фонды. Отдавать деньги в фонды, на наш взгляд, - это выбрасывать их на ветер. Может быть, кто-то и считает иначе, ведь существуют же эти фонды, а значит, и существуют функционеры, их создающие, которым надо платить зарплату. Мы помогаем конкретным людям с их конкретными бедами. К нам довольно часто приходят письма с просьбами о помощи. Порой такие, что требуют немедленного участия, а нередко и курьезные. Мол, вы что там, ребята, совсем одурели, ворочаете миллионами, а нет, чтобы мне подкинуть тысчонок двадцать на машину. Так вот, если мы видим, что кому-то действительно туго - помогаем. Как вы понимаете, просто так. по письму, мы деньги не высылаем. Для этого у нас есть специальные агенты, которые выезжают на место и разбираются в обстановке. У же на основании их выводов, мы определяем размеры помощи.
- Прошу прощения за вопрос, но не может случиться так, что среди этих агентов окажется, мягко говоря, нечистоплотный человек, который, используя свое положение, начнет делить благотворительные суммы со всякого рода лжестрадающими?
- Мне бы не хотелось так думать. Во-первых, потому что у нас работают порядочные люди, которые дорожат честью фирмы и своей репутацией. Во-вторых, необходимо еще и просто доверять людям. Ну, согласитесь, не можем же мы к каждому проверяющему приставлять еще одного проверяющего, а к этому - другого! Этак мы всю страну втянем в слежку. Так уже было в тридцатых годах, но ничего хорошего из этого не вышло.
- Дмитрий, как, на ваш взгляд, надо делать бизнес в нашей стране? Хитрить, ловчить или играть в честную игру?
- Честность - она и в Африке честность, и потому, в какой стране мы бы не жили, пусть даже с ужасным экономическим состоянием и огромным бюрократическим аппаратом, я - за честную игру. Видите ли, в бизнесе, как, вероятно, и в любой отрасли, очень хорошо отлажен свой телеграф, и если ты раз кого-то по-крупному обманул, с тобой просто не будут иметь дело.
- Мы говорили о благотворительности. Как можно расценивать организуемый вами турнир "Миллион на льду"?
-Уж, во всяком случае, не как меценатство. Мы бы не хотели, чтобы нас выставляли этакими добрыми дядями, швыряющими налево и направо миллионы. Мы, прежде всего, вкладываем деньги в дело. Будем откровенны: во всем мире там, где спорт - там бизнес. И, конечно же, если все наши планы по проведению турнира осуществятся, то мы предполагаем получить прибыль.
- А каковы, кстати, планы?
- Прежде всего, мы рассчитываем сделать этот турнир традиционным. то есть чтобы у него был свой статус и он на равных с другими входил в календарь сезона. А чтобы это было так, он должен быть непохожим на другие, иметь свой престиж. К слову, первый блин ни в коем случае не должен лечь комом. Это будет не просто турнир. В период его проведения мы планируем красочное шоу, именно шоу, а не концерт. Хотим также устроить тотализатор. причем не только в стенах Дворца спорта, но и по телевидению. И мы сейчас ведем переговоры с некоторыми зарубежными фирмами, которые имеют опыт проведения телевизионного тотализатора. Думаю, что у нас это получится. Кроме того, мы планируем так называемую коммерческую ложу (примерно десять мест), в которой цена билета, одновременно являющегося лотерейным. будет исчисляться в тысячах. Но это - исключительный сервис плюс один из десяти получит ценный приз.
- А какова цена, не коммерческая?
- Она будет примерно а два раза превышать обычную, но, повторяю, сервис будет далеко не тот, к которому привык наш зритель.
- Где, когда и по какой схеме пройдет турнир "Миллион на льду"?
- С 7 по 11 ноября в Москве во Дворце спорта ЦСКА. Надеюсь. что к этому времени его благоустройство закончится. Первоначально мы хотели провести его по схеме - две подгруппы по три команды и финал, потому как, сжатые сроками, мы рассчитывали на участие всего шести команд. Но теперь ситуация несколько меняется. Желающих принять участие оказалось больше. Боюсь, нам придется воспользоваться кубковой системой.
- Какие команды примут участие в вашем турнире?
- Могу сказать только о тех. с кем вопрос практически решен. Это - московский клубы "Спартак". ЦСКА. "Крылья Советов", а также "Динамо-2" (к сожалению, у основного состава "Динамо" в эти же сроки будет проходить полуфинал Кубка европейских чемпионов). К радости болельщиков. будет выступать новая команда "Звезды хоккея" с нашими прославленными ветеранами - Вячеславом Старшимовым, Борисом Михайловым, Борисом Александровым и другими. Ну и, конечно же, наша "Алиса". Нет, нет, не работники биржи. Это хоккейная команда второй лиги, в прошлом "Аргус", владельцами которой мы стали и надеемся довести ее до высшей лиги.
- У вас есть основания рассчитывать на успех?
- Бесспорно. Мы xojhm создать своим игрокам и тренерам условия, максимально приближенные к нормальным для работы в нашей стране. Игрок не должен за свои победы получать жалкие подачки. Во всем мире спрртсмен знает, за что он работает, у нас, к сожалению, пока нет. В нашей команде существует своя система поощрений. О размерах я бы не хотел сейчас говорить, дабы не вызывать кривотолков. Скажу только, что заработок хоккеиста нашего клуба значительно превышает заработок игрока высшего дивизиона. К тому же. мы собираемся приглашать игроков по контрактам, развивать свою материально-техническую базу. В планах "Алисы" - строительство своего Дворца спорта. Словом, поживем - увидим. Между прочим, "Алиса" - не единственное наше приобретение в спорте. Московская регбийная команда "Локомотив" теперь тоже стала называться нашим именем.
- Но вернемся к турниру. Судя по его названию, призовой фонд довольно внушительный?
- Только для команд-победительниц он составляет 1.200.000 рублей. За первое место - миллион, за второе - двести тысяч. Помимо этого будут учреждены традиционные призы и денежные премии для лучших игроков по линиям и бомбардиров. И что хотелось бы отметить, те деньги, которые предназначены призерам, будут не переведены, как обычно, на счет клуба (а дальше -"как бог пошлет"), а вручены наличными непосредственно игрокам, то есть тем, кто извините, "пахал" на льду, и, разумеется, тренерам.
- Дмитрий, пять с половиной тысяч зрителей на трибунах Дворца спорта ЦСКА еще не могут гарантировать сенсационности турнира. Вполне понятно, что без помощи телевидения здесь не обойтись. Как в этом плане обстоят дела у вас?
- Я ведь не случайно упомянул о телевизионном тотализаторе. У нас сложились довольно прочные взаимоотношения с ТВ, и потому я думаю, что мы сможем порадовать телезрителей показом наиболее интересных матчей и, конечно, шоу. К тому же, в настоящий момент ведутся переговоры с некоторыми иностранными телекомпаниями относительно трансляции за рубеж. И вообще, для решения множества вопросов. связанных с проведением турнире, создан оргкомитет, в котором конкретные люди отвечают за конкретную работу. Назову лишь некоторых из них. Решением телевизионных проблем и всех коммерческих вопросов занимается Юрий Голованов, к слову, коммерческий директор команды "Алиса". Моим непосредственным заместителем является Александр Садовников. Вся реклама - епархия Арнольда Уварова, а культурную программу ведет Светлана Петлякова.
- Дмитрий, последний вопрос. Почему именно хоккей?
- Сразу скажу, деньги нужно вкладывать только в то, что перспективно, Хоккей в нашей стране наиболее сильный и перспективный вид спорта. Но, как я понимаю, вы имеете в виду мои чисто спортивные пристрастия. К сожалению, теперь я могу заниматься спортом только по ночам, но на это меня не хватит просто физически. До определенного момента я очень много времени уделял спорту. Играл в теннис, занимался каратэ, конным спортом. Конечно, особое место в моей жизни занимает хоккей. В детстве мы с Юрой Головановым три года занимались в московском "Динамо", хотя я всегда был ярым поклонником "Спартака". А сейчас, видимо, придется болеть за "Алису".