Со дня основания нашей школы, в 1975 году, когда первым директором ее стал Аркадий Иванович Чернышев, знаменитый наставник сборной СССР и московского «Динамо» (потом этот пост занимали Владимир Юрзинов, Всеволод Блинков), она дала большому хоккею немало мастеров. Сейчас в «Динамо» играют Анатолий Семенов, Виктор Глушенков, Евгений Попихин, Зинэтула Билялетдинов. Не буду перечислять тех, кто принят в другие команды высшей и первой лиг.
Все это — достижения, но их гораздо меньше, чем нам бы хотелось. Что ж, мала отдача, где-то недорабатывают тренеры? Таких наставников, как заслуженные мастера спорта Станислав Петухов, Валерий Васильев, Александр Мальцев (ныне учащийся Высшей школы тренеров), мастера спорта Владимир Орлов, Евгений Котлов, Владимир Полупанов, заслуженные тренеры РСФСР Владимир Киселев, Виталий Ерфилов, вроде бы упрекнуть не в чем. Так где же, в какой момент переправы из юношей в мастера теряем мы игроков?
Первые разочарования
От трех до пяти лет затрачивает тренер, чтобы заложить своим воспитанникам основы техники. И вот первые соревнования. И... первые разочарования. Как тренера, так и игрока. Оба они сталкиваются со столь же непреложным, сколь и неприятным фактом: оказывается, то, чему учили до сих пор юных хоккеистов, здесь, на соревнованиях не подходит. Результаты, полученные, образно говоря, в лабораторных условиях, не выдерживают проверки практикой.
Помехи встречаются юному хоккеисту на каждом шагу. Постоянно приходится вступать в силовое единоборство с соперниками, которые то и дело норовят зацепить его клюшкой или прижать к бортику. Словом, налицо масса сбивающих факторов, к встрече с которыми он оказался не готовым. Лед соревновательный оказался куда более тонким, чем лед тренировочный.
Чем особенно грешат юные хоккеисты, впервые выходящие на лед соревнований, так это неточностью завершающих бросков. Неудивительно: если взять на круг все броски, сделанные ими за годы обучения, то окажется, что 90 бросков из 100 совершались без помех. Жалкий десяток же приходится на групповые упражнения, где без помех бросать просто нельзя.
Приходите в любую хоккейную спортшколу, когда там идет бросковая тренировка. Любо-дорого посмотреть на нее. Все броски выполняются на хорошей скорости, с силой, шайба летит точно в цель. Но все это делается, как мы говорим, по чистому льду. В игре-то хорошо, если тебе дадут так бросить в двух случаях из ста. Все остальные броски придется выполнять с помехами, из неудобных положений, на фоне усталости.
Вывод напрашивается: надо отодвинуть момент встречи с соревнованиями. Пусть уйдет больше времени на освоение техники, но осваивать ее надо на иной основе. Приобретает мальчишка начальный навык — тут же закреплять его, добавляя сбивающие факторы, говоря попросту, приближая к игровой обстановке. Впрочем, как именно это делать, каждый тренер знает и без подсказок. Главное, чтобы эти сбивающие факторы накладывались как фон на тренировку технических элементов.
Ведь по «чистому льду» хоккеист в матче катается не более 3 процентов игрового времени, все же остальное ему приходится проводить в единоборстве с соперниками. Значит, в условиях единоборства, с сопротивлением и надо тренировать юных хоккеистов на всех уровнях обучения.
Не будет хоккеиста без игры
Но вернемся на лед. По сравнению с нашими главными соперниками: .чехословацкими, шведскими, финскими (о канадских и говорить не приходится) хоккеистами — мы имеем этого льда значительно меньше. В ближайший десяток лет едва ли мы построим столько катков с искусственным льдом, чтобы учащиеся спортшкол получили на них времени для тренировок не меньше, чем мастера...
Так и слышится реплика: «Не было у нас когда-то вовсе искусственного льда, а какие мастера вырастали!» Мог бы в ответ сказать, что сейчас их растет не меньше. Если не брать звезд — их таланты развиваются с опережением обычных норм, то на круг уровень мастерства 15—16 игроков любой сегодняшней команды, конечно же, гораздо выше, чем команды того же ранга 50—60-х годов. Да ведь и требования к ним выросли, так что, как ни кинь, нехватка льда остается немалой помехой.
Количество же звезд и в самом деле имеет тенденцию к уменьшению. На всесоюзной тренерской конференции, состоявшейся сразу после московского чемпионата мира нынешнего года Анатолий Владимирович Тарасов заявил, что он видел на льду одно очень хорошее звено да еще двухтрех игроков такого же класса.
Да, особо выдающиеся мастера появляются не часто. Добавлю: и не сами по себе они появляются. Их надо искать: может быть, правильнее сказать — угадать в новичке будущую звезду. Вижу: взоры вновь обращаются к хоккейным спортшколам, слышу: предъявляйте повышенные требования к отбору в них.
Необходимость перестройки работы в спортшколах вроде бы лежит на поверхности. Да мешает, видно, сила инерции. Если так, то надо преодолеть ее как можно скорее. Искать, скажем на уроках в спортшколах новые упражнения, усложнять старые.
Тренер, набирая группу 7-летних приготовишек, должен ясно представлять себе все этапы их обучения до выпуска из школы в 18-летнем возрасте. Рассчитывать ежегодный прирост тренировочных часов и объема нагрузок, соотношение тренировок на земле и на льду и конечно же количество игр — без игры не будет хоккеиста. Мало того, он должен быть готовым и к тому, что группе его вечно будет не хватать льда.
И выходить из положения надо самим нам, детским тренерам. Если мы вернемся к хоккею 50—60-х годов, то обнаружим, что все или почти все его звезды прошли школу дворовых команд. Большое количество игр дало им немало, пусть и нестандартных (кстати, может, это и лучше что нестандартных?), навыков. Образно говоря, в дворовых баталиях они получили полиспортивое образование.
Теперешнее же увлечение так называемой функциональной подготовкой, а говоря попросту, — накачка мускулов породило не только игроков, но и целые команды, похожие друг на друга как близнецы. Оно и понятно: добиться результата благодаря повышению функциональной готовности можно быстрее, чем воспитать талант, звезду, если хотите.
Сказанное верно даже по отношению к игрокам сборных команд. Мне приходилось работать с юношескими сборными страны. Я прекрасно знаю, сколько дают хоккеисту игры в баскетбол, гандбол, футбол. Но закрепощенные донельзя атлетической подготовкой хоккеисты, далеко не все умеют играть в эти игры. Между тем хоккеист — игрок, у него должно быть нутро игровика.
Ведения, остановки у нас — разве не похожи они на такие же элементы в гандболе? Броски шайбы по воротам — не такие же удары в футболе? Я уж не говорю о массе простейших подвижных игр. Их специально разрабатывают для ДЮСШ, но хоккейные тренеры обращаются к ним неохотно.
Если ты при отборе в ДЮСШ угадаешь в 7-летнем мальчишке игровика, считай, что полдела сделано. Правда, если раньше мы могли позволить себе из тысячи мальчишек отобрать сорок, то теперь особенно не развернешься. Сколько потенциальных хоккеистов уходят в гимнастику, фигурное катание и другие виды спорта, где существует более ранний набор, чем у нас, если у этих ребятишек рано обнаружились и развились двигательные навыки!
В сроках набора, правда, выиграли и мы. Если прежде с хоккеем дети знакомились в 13—14 лет, то теперь в 7. Но в условиях больших городов это создает дополнительные трудности (эта беда, понятно, всех видов спорта). Каково родителям или дедушкам с бабушками каждый день возить к нам на «Динамо» семилетнего москвича, скажем, из Ясенева, Медведкова или еще с какого-нибудь «края географии»?
Такие родные площадки
Не мог бы пригодиться нам и здесь опыт тех же 50-х годов? Тем более что в современных условиях мы смогли бы, так сказать, поднять его на более высокий уровень. Я имею в виду те самые, такие родные, дворовые катки. Все чаще они выглядят как полноценные хоккейные площадки с бортиками. Их принято называть хоккейными коробками.
...Не берусь судить много или мало для такого города, как Москва, четыре специализированные хоккейные спортшколы: ЦСКА, «Динамо», «Спартака» и «Крыльев Советов». Но зона влияния их, если можно так выразиться, охватывает небольшую территорию столицы, привлекают они в свои классы ребят по преимуществу из расположенных поблизости районов. Из Ясенева и Медведкова, как я уже говорил, к нам не наездишься. Вот тут-то на сцену и могли бы выступить дворовые хоккейные коробки.
Всем хорош турнир на призы «Золотой шайбы». Но слишком мало игровой практики дает он юным хоккеистам. Сыграют они два-три матча, попадут в следующий круг — хорошо, поиграют еще. Те, кто дойдет до самой вершины турнира, наиграются вволю. Но ведь тем-то, кто не прошел первого круга, не видать уже никаких соревнований!
Не стоит замахиваться на всесоюзные масштабы, пусть соревнуются на первенство района, но проводят не меньше 15 календарных матчей за сезон. Пусть играют по одному матчу в неделю, но всю зиму. Узнав, что проводится, скажем, первенство Фрунзенского района, тренеры хоккейных спортшкол непременно отправятся на игры и, уверен, без «улова» оттуда не уйдут. Нелегко будет конкурировать мальчишкам из дворовых команд с теми, кто начинал в нашей спортшколе. Но лучшие из них пробьются, станет меньше детских слез, а мы получим дополнительно энное количество кандидатов в большие хоккеисты.
Но главную ставку, и это мое глубокое убеждение, мы должны сделать на спецклассы. Между тем с ними далеко не все благополучно. Впрочем, эта тема заслуживает особого, причем большого разговора.
Где играть, если тебе 18?
Задачи, что я тут перечислил, из тех, за решение которых надо браться сообща. Но браться надо, чтобы не превратилось хорошее дело в некую кампанию: пошумели да и забыли — от чего предостерегают нас последние решения партии и правительства.
До сих пор я называл проблемы, с которыми мы, детские тренеры, можем и обязаны справиться и самостоятельно. Но есть одна, может быть, как раз самая главная, разрешение которой не то, чтобы не в наших силах, а вне нашей компетенции. Я говорю о так называемой доводке игры юношей до уровня мастеров. Мы выпускаем ребят из спортшколы в 18 лет. Сам факт выпуска вроде бы предполагает переход их в команды мастеров. Но в 18 лет одолеть эту переправу может только очень одаренный паренек. Большинство же его сверстников к игре в режиме команды мастеров еще не готовы. Это не значит, что мы чего-то недодали им в спортшколе, «недотянули». Не готовы они просто в силу своего юного возраста. Лучший способ такой доводки — соревнования. Но, увы, для хоккеистов 18—21-летнего возраста специальных турниров у нас нет.
Мне близка наша динамовская команда ребят 1965—1966 годов рождения. Она выиграла в 1984 году молодежное первенство СССР. В ней — бывает такое — как бы специально подобрались весьма одаренные хоккеисты. Их нельзя было не заметить, и восьмерых ребят пригласили сразу в команду мастеров нашего клуба. И что же? Через какой-нибудь год их остается там трое, а теперь и вовсе один — вратарь Михаил Шталенков, да и то он практически сидит за спинами Владимира Мышкина и Юрия Никитина.
Сейчас на выпуске у нас тоже очень неплохие ребята 1968 года рождения. Игорь Дорофеев, например, уже пробовался в команде мастеров, отыграл несколько матчей. Но он, видимо, то самое исключение, которое подтверждает правило. Другим ребятам из этой группы, хотя многие из них и числятся кандидатами в сборную юношескую команду страны, явно требуется доводка, о которой здесь уже упоминалось. Получить же ее они могут только на соревнованиях.
Надо крепко задуматься над этой проблемой. Хоккейный календарь у нас достаточно богат. Почему бы Москве не заявить в какую-то из лиг первенства страны не клубную команду, а сборную юниоров, составленную из выпускников четырех столичных хоккейных спортшкол? Пусть выступают там ребята. Но выступают с перспективой, набравшись опыта и достаточно окрепнув, возвратиться в свой клуб уже полноправными игроками команды мастеров. Это как один из вариантов решения проблемы. Искать надо и другие. Лишь бы были они такими, что помогут нам избежать потерь на переправах.
Ян Каменецкий, заслуженный тренер РСФСР, директор хоккейной СДЮШОР московского «Динамо»