Действительно, чем объяснить взлеты и провалы в игре сборной Чехословакии за последний год?
Команда эта начала сезон 1985/86 года не только без семи чемпионов мира, но и с новыми тренерами Яном Старши и Франтишеком Поспишилом. Заявив о стремлении не только придерживаться прежних принципов формирование команды и руководства ею, но и использовать сыгранных хоккеистов клубов, тренеры уже в ходе подготовки к турниру «Известий» тем не менее оказались в ситуации, когда неизменным после Праги осталось лишь звено Лала — Пашек — Шейба. Попытка использовать пару форвардов из ВСЖ (Кошице) Либа — Водила, превосходно выступившую в «домашнем» чемпионате, не удалось из-за травм Водилы. А в поисках самого лучшего варианта на различных позициях пробовались опытные Цалдр и Свозил, а также Валек и Янецки, каждый из которых обладал как ощутимыми достоинствами, так и столь же заметными недостатками.
Неожиданная, но вполне заслуженная победа в решающем матче со сборной СССР на турнире «Известий» пришла к команде, состав которой был изменен в очередной раз. С Ружичкой и Хрдиной выступал Янецки. С Пашеком и Шейбой, вновь выполнивших задачу нейтрализации первой тройки советской команды, сыграл Дорнич. Все же остальные соискатели мест в атакующих порядках — Валек, Свозил, Цалдр — были сведены в одно звено. Таким образом воссоединилась тройка — но опять лишь одна — из пражского варианта Лала — Руснак — Либа. Достаточно убедительная — 3:1 (0:0, 1:0, 2:1) — победа этой чехословацкой команды над сборной СССР, казалось, подтверждала целесообразность поисков. Но...
Спортивная пресса ЧССР, отнюдь не недооценивая победы в «Призе «Известий», отмечала чрезмерные колебания в определении состава. Один из самых острых спортивных журналистов Вацлав Пацина из «Млады фронты» писал, например, о Янецком, установившем «своеобразный рекорд во время выступлений в турнире и сыгравшем во всех четырех звеньях атаки. Надо надеяться, что ни в защите, ни в воротах мы его не увидим». Сам Старши отмечал, что с формированием троек нападения, а особенно с правыми форвардами, еще много нерешенных вопросов. За исключением, пожалуй, Росола — его умелое взаимодействие с партнером по клубу ХЗ (Литвинов) Ружичкой убедило тренеров, что разрушать эту «связку» не стоит.
К сожалению, как мы увидим дальше, убежденность тренеров не простиралась так далеко, чтобы в конечном счете попытаться соблюсти этот принцип (неоднократно к тому же провозглашавшийся) и при комплектовании других троек.
Вот один лишь пример.
Сборная ЧССР завершала подготовку к московскому чемпионату матчами с финнами (2:2 и 6:1) и шведами (1:1 и 4:3). Во второй встрече с командой Суоми был травмирован Либа, что привело в матчах с «Тре крунур» к изменениям составов сразу двух троек — к Руснаку и Лале тренеры поставили Цалдра, а Пивоньку — в качестве правого края к Пашеку и Шейбе. Впрочем, уже в первом периоде первой игры стало ясно, что это решение неудачное, и во втором периоде все тройки вновь оказались перекроенными. Пивоньку посадили на скамейку, его место занял Лала, которого в звене Руснака сменил Дорнич, а рядом с Водилой и Сташем появился Валек. Шайбу, заброшенную шведами в конце периода, чехословацкая команда сквитала с огромным трудом на 59-й минуте. Игрокам нельзя было отказать в старании, но бесконечные смены партнеров не давали хоккеистам возможности полностью раскрыть свои способности.
Лучшей оценкой игры сборной со стороны многочисленной публики, собравшейся на пльзеньском стадионе клуба «Шкода», было почти не прекращавшееся скандирование «Шкода» йе лепши!» («Шкода» — сильнее!»)
О второй же встрече сборных ЧССР и Швеции Пацина написал в своем отчете в «Младе фронте» так: «Зрелище в целом оказалось занятным, но представить такой матч на чемпионате мира в Москве было бы настоящим кошмаром».
Столь же, если не более, неопределенной была ситуация в защитных линиях. Из «золотого» (пражского) состава выбыл Хоржава. Буквально в последнюю минуту в сборную был вновь включен Увира, жесткий, опытный, умелый игрок. Однако в последнюю секунду он был заменен новичком — литвиновским защитником Прохазкой. Видимо, потому, что на остальных-то шестерых, из которых четверо носили титулы чемпионов мира, а Сланина и Божик представляли нового чемпиона страны, можно было, казалось бы, положиться. Как выяснилось — только казалось.
Вряд ли имеет смысл столь же подробно останавливаться на самом ходе чемпионата. Хочу лишь напомнить, что уже в Москве заболел Валек. Он был заменен Свитеком, хотя запасным форвардом в официальной заявке числился Дорнич. В результате же в первом матче ни одна из троек, кроме звена Ружички, не выступала в составе, который подготавливался заранее.
Первый матч чемпионата — с поляками (1:2) — положил начало такой неудаче сборной Чехословакии, которой она не знала в последние 50 лет.
Поражение от сборной ФРГ (2:3) усугубило дело. В общем, выяснилось, что чехословацкие хоккеисты в новом составе куда больше подвержены психологической неустойчивости, чем это полагалось чемпионам мира, в каковом качестве они продолжали еще пребывать.
На послематчевых пресс-конференциях тренеры сборной ЧССР буквально не знали, как объяснить происходящее. Невесело глядя на обступивших его журналистов, Старши удивлялся, как могли так сделать не один-два игрока, а едва ли не вся команда разом. Не могут же все внезапно разучиться играть?!
Позже выяснилось, что разучились не все. Так, в матче со сборной США, решавшем судьбу 5-го места, Свитек и Либа — форварды клуба-чемпиона Чехословакии, сведенные, наконец, тренерами сборной в одно звено, — забили вместе со своим одноклубником Божиком только в первом периоде три гола. Матч у американцев команда Чехословакии выиграла с более чем убедительным счетом 10:2. Тезис о полезности использования клубных «связок» получил практическое подтверждение. Но подтверждение запоздалое.
Среди причин скверной игры на страницах чехословацкой прессы назывались нервозность даже самых опытных игроков, безответственность защитников и, как следствие, их грубые ошибки. Промелькнуло упоминание об отсутствии истинных лидеров команды. И, наконец, прозвучало обвинение в адрес создателей новой формулы розыгрыша первенства ЧССР, приведшей к усталости игроков.
Едва прозвучав, этот тезис, однако, был встречен недоуменными вопросами: как же так, ведь не кто иной, как сам Старши в интервью еженедельнику «Гол» заявил, что для хоккеистов сборной самым ценным в новой системе розыгрыша является то, что игра в каждом матче с максимальной отдачей закономерно превращается для них в привычку. Старши подчеркнул, что постоянная борьба с максимальными напряжениями всех сил — духовных и физических — благодатная почва для роста как ярких индивидуальностей, так и, в особенности, молодых игроков.
Это было сказано до чемпионата в Москве.
Вспомним теперь высказывания руководителей сборной ЧССР во время московского первенства.
Ян Старши: «Отдохнув 3—4 дня после чемпионата, мы провели пять контрольных матчей со сборными Финляндии, Швеции и ГДР. Видимо, такого отдыха было недостаточно, что и сказалось на возможностях игроков, на качестве игры».
Франтишек Поспишил: «Мы думали, что продолжительность восстановительного периода будет достаточной, но отпечаток наложило то обстоятельство, что игроки в контрольных матчах стремились доказать свое право на место в сборной».
Стоп! Это уже совсем иная постановка вопроса. Значит, виновата все же не сама новая формула (по примерно такой же схеме разыгрывают свое первенство шведы, что, однако, не помешало «Тре крунур» получить мировые и европейские серебряные медали), а пробелы в организации восстановительного периода, его длительности, интенсивности и форме контрольных встреч, а также ошибки в определении состава!
И в заключение о выводах, сделанных после чемпионата мира и Европы-86.
В июне руководитель Чехословацкого хоккейного Союза профессор Костка ознакомил журналистов с результатами работы комиссии из 17 человек, досконально изучившей причины неудачи сборной. Выводы оказались такими.
Повышенная напряженность внутреннего календаря, связанная с новой формулой розыгрыша, не была учтена ни в тренировочной работе (как в клубах, так и в сборной), ни в организации восстановительного периода после окончания чемпионата ЧССР. Недооценены результаты тестов физического состояния кандидатов в сборную.
Решающее влияние на выступление команды в московском чемпионате оказали два первых проигранных матча, недооценка соперников, стремление избежать силовой борьбы (в игре со сборной ФРГ). Усталость отдельных хоккеистов лишила команду одного из главных козырей — быстрого перехода в контратаку. Были отмечены также недостаточная сила воли и нехватка боевитости игроков, нерешительность и негибкость тренеров сборной.
Комиссия рекомендовала позаботиться об улучшении восстановительного процесса в ходе внутреннего первенства, которое будет разыграно по той же системе, что и в прошлом сезоне. В формулу розыгрыша, правда. внесены два изменения, еще больше повышающих значимость каждого матча. На этапе с выбыванием серии встреч будут проводиться не до трех, а до двух побед, и только в финале для выявления чемпиона потребуется выиграть три игры. Придет конец спокойной жизни и для команд, прежде отсиживавшихся в середине таблицы — отныне и места с 5-го по 8-е будут определяться в сериях матчей с выбыванием.
Костка сообщил также, что за неудовлетворительную игру из сборной выведены Лала, Цалдр, Руснак, Сланина и Мусил.
Меры, что и говорить, серьезные. И направлены они на то, чтобы вернуть чехословацкому хоккею его доброе имя.