Семнадцать лет назад в последний раз я вышел на ледяную площадку в качестве игрока. С тех пор с пристрастием слежу за совершенствованием своего любимого хоккея. Какими стали современные форварды? Что нового приобрели в игре и от чего, наоборот, отказались?
Успехи хоккеистов несомненно, возрос средний темп игры. Чаще происходят силовые единоборства. Мощнее стали броски по воротам. И все это покоится на крепком фундаменте основательной физической, функциональной подготовленности спортсменов.
Единственное, что меня беспокоит, это смещение акцента в воспитании молодых хоккеистов: на первый план стали выдвигать атлетический компонент мастерства в ущерб творческому, игровому.
Не только в хоккее, но и в футболе я вижу немало геркулесов со скованными движениями, плохо координированных. неловких. Они быстро пробегают отрезки дистанции, поднимают тяжеленную штангу, выполняют большой объем «работы». И только... думают на поле маловато.
Вспоминаю свою молодость. Мы много играли во дворах в футбол, волейбол, лапту, русский хоккей. Даже перед школьными уроками успевали часок погонять мяч. Сейчас эта традиция заглохла.
Самостоятельная, без тренерского надзора игра во дворе давала многое. Хотя в хоккей приходилось играть на земле или асфальте и не клюшками, а крючками, мы тем не менее набирались опыта единоборства с соперниками. Ведь прежде чем обыграть, надо перехитрить, и мы придумывали десятки приемов, финтов, уловок. Другие игры тоже способствовали накоплению багажа тактических хитростей.
Ныне в детских и спортивных школах, и в частности в футбольной секции ЦСКА, занятия — три раза в неделю. по 1 часу 20 минут каждое. Ну что могут приобрести молодые футболисты за это короткое время, упражняясь в составе большой группы? Конечно же, им нужно дополнять эти занятия частыми играми, и не только в школе.
Когда я начинал играть в русский хоккей в «Спартаке», тренеры отбирали в команду тех ребят, кто умел ловко обвести соперника или дать скрытый пас партнеру, то есть по творческим способностям и оригинальности приемов. Такими же были требования и к молодежи, желавшей играть в хоккей с шайбой, в ЦСКА. А если кто не умел быстро бегать на коньках, то это на первых порах прощали. Ведь наставники умели учить подопечных скоростному маневренному передвижению по льду.
На матчах младших хоккеистов не было строгих тактических установок. С ребят не спрашивали за отдельные технические ошибки, потерянные шайбы. Ценили в первую очередь способность к игровому творчеству, хитрость обводки, внезапность острого паса. Поэтому в мое время в хоккейных матчах было больше эпизодов с красивой обводкой, особенно в углах поля. Да и вся игра смотрелась с большим интересом, чем сейчас — при более быстрых и мощных и в то же время менее замысловатых действиях на льду.
Появилось мнение, что ныне невозможно показывать красивую игру из-за возросших скоростей и постоянных силовых единоборств. Не могу с этим согласиться. Истоки красоты игры — в оригинальности мышления хоккеистов. Когда все пятеро быстро придумывают и выполняют нестандартные ходы — что может быть эффектнее?
А вот если искусственно притупляется индивидуальное творчество каждого хоккеиста, то игра команды блекнет. В некоторых клубах тренеры ограничивают действия спортсменов строгими тактическими рамками. И что же получается? Возьмем для примера киевский «Сокол». Хоккеисты очень много «работают» на площадке, трудятся, мучаются, но их усилия сводятся в основном к разрушению чужой игры, а не созиданию своей. Привлекательного в этом мало.
Иное кредо у хоккеистов ЦСКА или у футболистов Бразилии. Забить больше, чем пропустить, — вот девиз этих команд, матчи которых всегда вызывают повышенный интерес.
Уже сама психология хоккеистов, играющих от обороны, значительно сужает возможности команды и тормозит рост мастерства спортсменов, в особенности молодых. Если в голове засела мысль о том, как бы не пропустить в свои ворота шайбу, то каждая ошибка воспринимается болезненно, все усилия направляются на своевременное возвращение назад, на подстраховку партнеров, на помощь вратарю. Творческие порывы игроков подавляются.
Мне кажется, что в прошлом сезоне такой настрой был бедой столичного «Динамо». В этом клубе много хороших молодых игроков, которых в 17—18 лет пригласили в команду, ибо они подавали большие надежды. Их игра расцвечивалась и юношеским азартом, и технико-тактическими экспромтами. Но после включения в основной состав мастеров способная молодежь неожиданно замедлила свой рост. В чем дело?
Думаю, причина в том, что новички оказались лишенными свободы творчества на льду. Их желания сыграть активно, остро, оригинально подавлялись, так сказать, «долгом» — обязанностью не допускать обострений обстановки у своих ворот, во что бы то ни стало отстоять их от атакующих соперников.
Однако делать все это юные хоккеисты еще не умеют. Они ошибаются, выслушивают тренерские выговоры, расстраиваются. Стараются научиться сразу всем премудростям ведения сложной коллективной оборонительной игры, в то время как им хочется самим идти вперед, атаковать, показать все, на что способны. У молодых хоккеистов возникает своеобразный психологический разлад с самими собой, и они надолго теряют веру в свои возможности.
К учебно-тренировочной работе с молодежью требуется подход особый. Тут нет смысла упирать на физическую подготовку. Это вообще самый простой раздел программы, в котором для тренеров нет тайн. Все внимание надо сосредоточить на игровой подготовке резерва. Пусть молодые хоккеисты учатся думать на поле, творить, проверять новые приемы.
Помню, на занятиях команды ЦСКА наш тогдашний тренер Анатолий Владимирович Тарасов часто предлагал хоккеистам поиграть в баскетбол, волейбол. футбол, теннис. Мы дружили с одноклубниками, для которых эти игры были основными видами спорта, и общение с игровиками творчески нас обогащало.
Современные тренировки проводятся в соответствии с требованиями спортивной науки. Она предлагает дозировки нагрузок, но игровых упражнений не дает. Придумать их самому — дело хоккейного тренера.
Сейчас многие молодые хоккеисты не умеют играть в теннис, волейбол или баскетбол. Может быть, именно поэтому у них менее развиты координация движений и специфическое игровое мышление. Ребята привыкают выполнять задания, а не созидать на поле. В творческих способностях молодежь нередко отстает от хоккеистов старшего поколения.
За примерами недалеко ходить. Обратимся хотя бы к клубам первой лиги. В Казани настоящих «игровиков» лишь двое — Столбун и Маслов. Они забрасывают больше половины всех шайб, числящихся на счету команды СК Урицкого. В усть-каменогорском «Торпедо» львиную долю голов проводят тоже ветераны — Александров и Кузнецов. А что же остальные хоккеисты? Они в основном разрушают игру соперников.
Чем отличается команда ЦСКА от других коллективов? Ее хоккеистам предоставлен простор для игрового творчества. Это давняя традиция армейцев Москвы. К примеру, наше прежнее звено форвардов, в котором вместе со мной выступали Александр Альметов и Вениамин Александров, всегда обсуждало результаты своих микроматчей. Мы искали новые пути в атаке, предлагали друг другу разные варианты взаимодействия.
Особенно высок творческий потенциал современной первой пятерки команды ЦСКА. Вячеслав Фетисов. Алексей Касатонов. Сергей Макаров. Игорь Ларионов и Владимир Крутов выбирают в игре нестандартные ходы и этим ставят соперников в тупик. На лидеров равняется молодежь, а потому и растет быстрее, чем в других клубах.
Тактика атак первого звена столичной армейской команды ныне стала похожа на игру прежней тарасовской «системы» с одним защитником, двумя форвардами и как бы двумя полузащитниками. Схематически расположение игроков в атаке можно изобразить цифрами 1—2—2. Вперед выдвинуты быстрые, техничные, напористые крайние нападающие Макаров и Крутов, которые умело создают остроту в зоне противника. Им на помощь своевременно приходят центрфорвард Ларионов и один из защитников, чаще всего Фетисов. А Касатонов сзади подстраховывает атакующих партнеров. Мне кажется, что эти хоккеисты, обсуждая между собой способы усиления игры, сами пришли к такой тактике.
А как играли в прошлом сезоне хоккеисты московского «Динамо»? Для них главное — войти в зону нападения. И следующая задача — из угла площадки или почти из-за ворот направить шайбу на пятачок.
Такова, вероятно, была тренерская установка. Игроки стремились во что бы то ни стало ее выполнить, не смущаясь даже тем, что к моменту паса на пятачок партнеров перед воротами не было.
Прямолинейная, по заданию игра притупляла остроту творчества динамовцев. Они старательно трудились, выполняли с виду острые передачи и вынуждены были тут же нестись назад, в оборону. Сил на такую игру не всегда хватало.
Кстати замечу, что московский «Спартак», защитники которого по классу уступают своим динамовским коллегам, занял место выше традиционных соперников благодаря более свободной, раскрепощенной, творческой игре.
В последние годы мы усиленно пропагандируем стремление хоккеистов к силовой борьбе. Слов нет, каждый форвард, не говоря уже о защитниках, должен уметь ее вести. Но не перегибаем ли мы тут палку?
Давайте взглянем объективно на составы команд. Защитники в них сплошь и рядом крупнее, сильнее, здоровее нападающих. Так выгодна ли форвардам постоянная силовая борьба? Всегда ли нужно стремиться к цели напрямик? Не целесообразнее ли перехитрить, обыграть защитника, заставить его ошибиться?
Обыграть соперника можно с помощью обводки, и в частности в углу поля. Если здесь и потеряешь шайбу, то это еще не опасно. Можешь тут же продолжить борьбу за ее возвращение. А вот когда форварду удастся (пусть только, скажем, в двух случаях из пяти-шести попыток) выбраться с шайбой из угла, оставив защитника за спиной, то сразу возникнет острый момент.
Вот почему, я считаю, не следует вовсе отказываться от чистой обводки, а наоборот, надо ее совершенствовать. Для этого на тренировках не должно быть помощи дриблеру в углу площадки. Не надо туда подходить, ведь вместе с тобой туда придет и еще один защитник. Пусть лучше партнер сам придумывает, изобретает способы обыгрывания соперника.
Хоккеист с творческими задатками рассчитывает свои действия минимум на три хода вперед: где и как обвести, кому отдать шайбу, куда затем выйти самому? Нередко форварду приходится принимать на себя, не увертываясь, силовой прием соперника, чтобы облегчить игру партнеру. Необходимо, например, чуть-чуть выждать, пока товарищ выходит на перспективную позицию. Тут ты и держишь шайбу — пусть даже тебя ударят. Зато в последнее мгновение ты сможешь сделать острую передачу.
Для игры в подобном ключе требуется периферическим зрением видеть все ледяное поле. А вот многие молодые хоккеисты привыкают к иной манере атаки: получив шайбу, нагибают голову вниз и набирают скорость бега по прямой. Скорость есть, да толку мало. Защитник без особого труда оттеснит такого атакующего к борту, где тот не опасен.
Нередко слышишь советы игрокам бросать шайбу по воротам как можно чаще. Видимо, пример канадцев оказался заразительным. Как бороться с этим, убедительно продемонстрировал заокеанским хоккеистам Владислав Третьяк: он выкатывался вперед под каждый бросок и отражал шайбу.
Бросать по цели, конечно, надо, но непременно в подготовленной для этого ситуации. Этому надо учить молодежь не в соревновательном периоде. а перед его началом (потом будет некогда). И при этом не забывать об использовании других спортивных игр, которые, кстати, полезны и зрелым хоккеистам.
Особую ценность творческого начала в игре можно подтвердить недавними примерами. В прошлом сезоне несколько уже сложившихся мастеров по разным причинам подолгу не тренировались и не играли. Их физическая подготовленность значительно ослабла (это выявили врачебные обследования). Но острота мысли, игровая хитрость сохраняются надолго (если не навсегда). И вот когда эти хоккеисты вновь включились в состязания чуть ли не с середины турнира на первенство страны, то вскоре проявили себя лучшими в своих командах или даже на чемпионате.
Кто эти игроки? Вы хорошо знаете их имена Владимир Крутов в ЦСКА, Александр Кожевников в «Спартаке», Юрий Лебедев в «Крыльях Советов». Этими примерами я хочу еще раз напомнить, что физическая подготовка игрока — не такая уж сложная проблема. Основные же тренерские усилия желательно направлять на развитие творческих способностей молодых хоккеистов.