Он рисковал. И прекрасно понимал это, расставаясь с профессией и всем тем, к чему привык. Но он знал также, что иного выбора у него нет. А, значит, в который раз взвешивать все "за" и "против" - попросту терять время. Кроме того. подсознательно он был убежден - справится.
Теперь, спустя 22 года, руководитель подросткового клуба "Гайдаровец" Виктор Зенин может сказать себе, что он не ошибся. В конце концов, обретение призвания стоит всех прошлых сомнений и трудностей нового дела.
- Вначале я ломал голову, ну как, чем увлечь подростка, да еще "трудного". А таких набиралось у меня осенью 1968 года человек 15-20. И вспомнились уроки, полученные в детстве у знаменитого Петра Артемьева. Он собирал нас, окрестных пацанов, у себя и рассказывал о команде 20-х годов, о легендарной поездке советских футболистов в Турцию. Мы, словно на стадионе, сидели и воочию видели все чудеса, которые творил на поле Пека Дементьев.
А бывало, Артемьев ставил кого-нибудь из нас в ворота, наспех выложенные из портфелей или кирпичей, и учил бить по мячу. С левой ноги, с правой, в верхний угол, низом, подкручивая и подрезая. Потом уже, по его совету, учился в вечерней школе футбольных тренеров. Да что там, помню, даже в разговоре я подражал ему.
И вот дворовая педагогика Артемьева теперь пригодилась. И ее главные принципы - "чтобы всем было интересно, чтобы не на словах, а на деле, чтобы по-мужски, без вранья", оказались понятными ребятам из дворов, прилегающих к Садовому кольцу вблизи улицы Чкалова. Получённых клюшек, комплектов хоккейной формы сразу лишались те из них. кто приходил на тренировку после посещения всем известных "точек", торгующих в розлив. Пусть впереди был решающий матч, пусть присутствие основного голкипера было необходимым - исключение не делалось ни для кого.
А щитки и перчатки, маски и освещение катка, все. что требовалось для приема команды гостей, делалось сообща, без скидок на возраст и положение в клубе. И каждый из ребят знал - "Андреич" работает рядом и работает на совесть. Случайно ли "Гайдаровец" несколько лет подряд удостаивался призов городской спортивной газеты за качественную и своевременную заливку льда? Случайно ли его хоккейная дружина не раз побеждала более укомплектованного противника? И случайно ли, наконец, все в клубе: хоккейные площадки и атлетические залы, комнаты отдыха и теннисные столы, пресс-бюллетени и разнообразные призы сделаны его ребятами? Теперь, правда, их у Зенина уже не 15, а около 500...
А сколько за это время состоялось хоккейных матчей, футбольных турниров. состязаний по борьбе и настольному теннису! Именитые гости, приходившие на обычную дворовую коробку, к тем самым пресловутым "трудным", видели их здесь сосредоточенными, управляемыми и ответственными. Свой первый актив Виктор Андреевич помнит до сих пор: Андрей Счастнев. Леша Шма ков, братья Мельниковы, Паша Торчин братья Красновы, Вова Аржанов, Женя Ермилов, Володя Павлов, Рома Ханифеев... Теперь они - верные помощники Арбитры, организаторы, строители. Они частенько заглядывают сюда, где по прежнему живут на уходящем человеческом доверии, без рекламных авансов и растущей платы за час занятий.
- Я глубоко убежден в том. что детский спорт должен быть бесплатным. Особенно, по месту жительства. Если называть вещи своими именами, то арендная плата и крах нашего движения - одно и тоже. Или я буду должен брать с каждого по 10-15р. в месяц, или закрывать клуб. Кроме того, пустившись в предпринимательство, я, так или иначе, отодвину интересы детей на второй план. Мне уже не будет хватать времени отработать тот или иной маневр хоккейной пятерки или придумать новый семейный конкурс, мне придется ломать голову над экономическими показателями. А я хочу работать с детьми. Соревноваться, заливать лед, оформлять новый выпуск "Секундомера", а не сводить дебет с кредитом.
Конечно, один он бы не выстоял. Но, во-первых, кроме мальчишек с самых первых шагов ему помогал районный спорткомитет. Не забывал о Зенине и его родной завод "Плутон". А Дмитрий Богинов, Иван Трегубое, Анатолий Ильин, Флюра Булатова и еще многие, многие другие друзья "Гайдаровца"...
Трудно поверить, но за 20 лет клуб расширил свои владения почти в сто раз. Если в 1969 он начинал с 15-метровой комнаты, то теперь площадь кружков и секций составляет около 1500 метров. Но Зенин не был бы Зениным, если бы не мечтал о большем. Например, об искусственном льде. Его не имеет ни один подростковый клуб в стране? Ну, так что ж? Кому-то надо рискнуть. И стать первым.
..."А помнишь, друг, команду нашего двора?!"
Увы, не у многих сегодняшних московских парней была в детстве такая команда. А вот у них, у ребят Калининского района Москвы, она есть. И знаменитая на всю округу хоккейная площадка совсем не случайно называется "Радость".
Разместите ссылку на статью на своем сайте, блоге или форуме:
HTMLTextBB Code
Напишите свой отзыв к этой статье
Виктор
23.12.2016 23:40
Приятно вспомнить былые времена,теперь это кажется какой то сказкой!Очень благодарен за историю,которую не выбросишь из сердца! Участники той дворовой жизни также как и я с большой теплотой вспоминают очень часто прожитые годы...
С уважением Виктор Андреевич Зенин