За всю историю хоккея с мячом было проведено 15 чемпионатов мира. 12 из них выиграла сборная СССР. Но минувшей зимой на первенстве мира в Швеции наша команда заняла лишь третье место, уступив и хозяевам соревнований, и финнам. Столь низко в турнирной таблице сборная СССР еще не опускалась. Давайте и попытаемся разобраться, как такое могло произойти.
Речи с трибуны
Выступление сборной СССР на XV чемпионате мира, естественно, было воспринято как провал. Прошло немного времени со дня возвращения команды домой, и собрался президиум Федерации хоккея с мячом СССР совместно с тренерским советом для обсуждения итогов мирового первенства. Давайте для начала послушаем сведущих людей, познакомимся с компетентными мнениями.
Как и положено, первым держал ответ старший тренер сборной В. Соловьев:
— После окончания чемпионата мира минуло 20 дней, и я каждый день думаю, как все это могло случиться, где допущен просчет.
Вроде бы все шло нормально. К чемпионату мы готовились два года. На заключительном сборе было проведено углубленное медицинское обследование и внесены необходимые коррективы. С каждым хоккеистом провели индивидуальные беседы. Их темой были обсуждение недостатков и достоинств — своих и соперников, поиск путей усиления игры. Не было недостатка и в лекциях, собраниях, во встречах с трудовыми коллективами. Словом, теоретически все выглядело вполне благополучно.
На практике же оказалось, что мы уступаем шведам и финнам во многих компонентах хоккея. По-прежнему основу нашей игры составляют короткие передачи, тогда как у скандинавов — средние и длинные, которые куда эффективнее. Обнаружились явные огрехи в технике. Вновь ахиллесовой пятой выглядела реализация стандартных положений. Тактическое однообразие не ставило перед соперниками неразрешимых загадок.
Нельзя сказать, что все эти недостатки явились откровением последних дней. За шесть лет моей работы со сборной о них говорилось не раз, в том числе и на тренерском совете. Но не так-то просто изменить психологию уже сложившихся спортсменов, преодолеть инерцию мышления. Возможно, я слишком доверился игрокам, их опыту. Тактическая перестройка, переход на более гибкую игру в сборной нынешнего состава не удались.
Такую исповедь услышали мы от В. Соловьева.
Но вот ведь какой вопрос возникает.
Два года назад советская сборная практически тем же составом завоевала звание чемпионов мира, и тогда все было хорошо, а сейчас все из рук вон плохо. Что же изменилось за столь короткий срок? Наверное, дело в том, что скандинавы не стоят на месте, движутся вперед, а наши ветераны, из которых состоит в основном команда (средний возраст 28,6 года), уже не в состоянии прибавить в игре. Но у кого поднимется рука бросить в них за это камень?
Впрочем, мы отвлеклись. На заседании президиума начались прения. Один за другим поднимаются на трибуну ораторы. И звучит с нее критика, критика, критика — водопад критики. На каком же выступлении остановить внимание? Послушаем, пожалуй, В. Янко, тренера юниорской сборной страны, ставшей в прошлом году чемпионом мира.
— После нашей победы раздавалось немало сердобольных голосов: вот бы сохранить эту команду. Но голоса вскоре смолкли, и о сказанном, как это еще нередко бывает, тут же забыли. А ведь есть же хорошие ребята, есть. Думается 3—4 человека при соответствующей подготовке могли бы подняться до уровня взрослой сборной.
А что, дело говорит В. Янко. Не может же стать чемпионом мира команда, состоящая сплошь из бездарей. Не забудем, что и наши юноши (до 16 лет) три месяца назад стали сильнейшими в мире. Значит, не оскудела земля наша талантами. Самые одаренные уже выступают за коллективы мастеров. Это ли не школа, не университет? Но что говорит с трибуны член президиума, замесититель директора крытого стадиона спорткомплекса «Олимпийский» Г. Иванов? Ушам своим не верю:
— На нашем искусственом льду команды высшей лиги проводят предсезонную подготовку. Так вот, наблюдая за их занятиями, я пришел к выводу, что большинство из них не имеют ничего общего с учебно-тренировочным процессом в современном его понимании. В лучшем случае — двусторонняя игра. И все...
Вот вам и школа, вот и университет! Что и говорить, серьезное обвинение бросил Г. Иванов тренерам. Но почему же они в рот воды набрали, почему не рвутся на трибуну? Ничего не остается, как принять молчание за знак согласия. Лишь после более чем настойчивых приглашений председателя Федерации Г. Гранатурова несколько тренеров взяли слово. Но до самокритики они не снизошли.
Надеемся, серьезным предупреждением руководителям команд высшей лиги (да и не только высшей) послужит та часть выступления начальника Управления хоккея Госкомспорта СССР А. Кострюкова, в которой он говорил о предстоящей переаттестации тренеров и, естественно, о соответствии каждого из них занимаемой должности.
Надо полагать, вы получили некоторое представление о положении дел в «высших сферах» нашего хоккея с мячом — в сборной и командах мастеров. Но это, как принято говорить, лишь вершина айсберга. Поэтому заглянем вглубь, поговорим об участи этого вида спорта в нашей стране.
Разговоры без протокола
Когда-то оранжевый мяч пользовался всеобщим уважением и почетом. Но в последние 15—20 лет дела его шли все хуже и хуже. И вот закономерный финал. Что же заставило хоккейный мяч катиться по наклонной плоскости? Для большей убедительности прибегну к помощи ветеранов, представителей «золотого века» в отличие от нынешнего «бронзового периода». Собеседника долго искать не будем. Обратимся к тому же В. Соловьеву, с выступления которого мы начали наш разговор.
Вячеслав Евгеньевич — одиннадцатикратный чемпион страны, пятикратный чемпион мира. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Вот как он рассказывает о своем приходе в хоккей с мячом, о тех временах, когда он был мальчишкой по имени Славка:
— Родился я в Москве, на улице Алымова. Подозреваю, что подавляющее большинство жителей столицы о ней и не слыхивали. Затерялась улица в окружении бывших городских окраин — Преображенки, Черкизова, Богородского...
Мой отчий дом, помимо всего прочего, был хорош тем, что в какую сторону от него ни пойди — придешь на стадион. В округе располагались «Алмаз», «Пламя», знаменитая Ширяевка, отличная база в Черкизове, носящая теперь название «Локомотив». Мог ли я разминуться со спортом, с хоккем, если они «подстерегали» меня на каждом шагу. Начинал на «Алмазе», потом перебазировался в Черкизово, и уж позже, как предел мечтаний, — «Динамо».
Согласитесь, путь Вячеслава Евгеньевича в хоккей с мячом естествен и логичен. А теперь мысленно оглядитесь вокруг своего дома. На каком расстоянии от него ледовое поле, каток? Может, час езды до него, может, два... Не исключено, что вы вовсе не знаете, где можно покататься на коньках.
А беда в том, что число ледовых арен у нас в последнее время постоянно сокращалось.
Поскольку лед был уподоблен шагреневой коже, то соответственно уменьшалось и количество занимающихся хоккеем с мячом. Все это, разумеется, не могло не сказаться и на делах команд мастеров. Пример калининградского «Вымпела» в этом смысле показателен и поучителен.
Калининградская команда — старожил высшей лиги. Самое примечательное ее достижение — третье место в чемпионате страны. И вот в минувшем сезоне подмосковные хоккеисты вынуждены были покинуть ка-горту сильнейших. С учетом выступлений за детские и юношеские команды 30 лет защищал цвета «Вымпела» мастер спорта Юрий Петрович Войкин. Ему ли не знать, как дошла команда до жизни такой? А посему предоставим слово Ю. Войкину:
— Если вспоминать совсем давние времена, то хоккей с мячом в наших местах начинался с команды «Трудкоммуна № 1» (Болшево). И имела эта трудкоммуна пять футбольных полей, которые зимой, естественно, превращались в поля хоккейные (сейчас, в современном Калининграде, их всего три). У нас начинали свой спортивный путь такие выдающиеся мастера, как Василий Трофимов, Виталий Данилов, Валерий Маслов... Да и ныне играющий за московское «Динамо» Александр Цыганов — наш, калининградский.
Долгое время резервы для «Вымпела» готовил, по существу, один человек — Николай Иванович Червяков. Он не был профессиональным тренером. Занимался с мальчишками в свободное от инженерских хлопот время. Но смена росла добротная.
Сейчас в спортклубе — специализированная школа с семью тренерами. А «Вымпел» комплектуется игроками, от которых за ненадобностью отказались в других командах. Стоит ли удивляться печальному финишу моего родного коллектива.
Итак, констатируем, что хоккей с мячом начал терять массовость — основу основ любого вида спорта. Ослабла работа с детьми и юношами, без чего не вырастишь новых незаурядных мастеров. Добавьте к сказанному хроническую нехватку формы, инвентаря, особенно детского, острую нужду в квалифицированных специалистах, ничтожный до последнего времени вклад науки в решение проблем этого вида спорта и многое, многое другое. Надеюсь, теперь вы яснее представляете себе, что произошло в нашем хоккее с мячом.
Установив же факты, попытаемся разобраться, почему они стали возможны.
Монолог от первого лица
Позвольте теперь автору этих строк произнести заключительный монолог.
Вот уже много лет приходится защищать хоккей с мячом. Сторонникам его несть числа. Это, скажем, любой из девяти-десяти тысяч зрителей. которые регулярно посещают матчи первенства страны, допустим, в Ульяновске. Они приходят на стадион, несмотря на мороз, на дефицит времени и — чего уж там скрывать — на недовольное ворчание жен.
Да что там говорить, если самым горячим поборником этой игры является такая могучая сила, как рабочий класс. Вы только посмотрите, кого представляют хоккейные команды высшей лиги. Чемпион страны «Енисей» — полпред Красноярского машиностроительного завода имени В. И. Ленина. Один из сильнейших клубов «Зоркий» — детище Красногорского механического завода. Сами за себя говорят названия таких команд, как «Строитель» (Сыктывкар), «Уральский трубник» (Первоуральск), «Локомотив» (Иркутск). Болеть за них приходят люди от станка, от прокатного стана, после трудного рейса по стальным магистралям.
А теперь, после всего сказанного, вы, будучи повергнуты в полное недоумение. вправе спросить: «Так по какой же причине и от кого приходится защищать столь популярный вид спорта?»
Лично я не встречал ни одного человека, который был бы против хоккея с мячом. Да и как можно быть против? Здоровые, румяные мальчишки (а теперь и девчонки), гоняющие по морозцу мяч, — что же в этом может быть плохого, что вызвало бы неприятие? Какие могут быть возражения, если рабочий после смены или студент после занятий выйдут с клюшкой на лед? Да никаких.
И принимались совершенно правильные решения, произносились самые красивые слова о русской удали, которая составляет суть хоккея с мячом. Но... оказалась удаль стреноженной. Почему?
Рассуждалось примерно так. Вид спорта олимпийский? Неолимпийский. В программе Спартакиады народов СССР его нет? Нет (сейчас-то, правда, есть). Так много ли он принесет очков, медалей, престижа? И, не говоря ни слова против, отодвигали хоккей с мячом на самую последнюю позицию.
Так и случилось, что наша сборная едва не оказалась на последней позиции (ниже нее лишь норвежцы, которые заметно слабее остальных, да американцы, осваивающие лишь азы этой игры). Вновь взбудоражен мир хоккея с мячом, опять бьет тревогу печать, проводит экстренное заседание президиум Всесоюзной федерации. В который раз произносятся справедливые слова, принимаются правильные постановления.
Справедливо, конечно, что слово — уже есть дело. Но только в том случае, если оно имеет овеществленное продолжение. Словесный же тайм в хоккее с мячом мы давно уже отыграли.