Представим себе хоккейного специалиста, который по каким-то причинам не мог следить за ходом VI чемпионата мира по хоккею на траве среди мужских команд, состоявшегося в конце минувшего года в Лондоне. Взглянув на итоговую таблицу, он не поверил бы собственным глазам: победитель прошлого чемпионата, чемпион Олимпийских игр 1984 года сборная Пакистана стоит на предпоследнем месте; многие годы диктовавшая хоккейную моду команда Индии и вовсе замкнула таблицу.
Да, на лондонском чемпионате мира произошло поистине ниспровержение авторитетов. Этакие восточные факиры мяча индийцы и пакистанцы привыкли надеяться на высокое индивидуальное мастерство своих игроков, пренебрегли обороной, демонстрировали открытый хоккей. Дескать, сколько бы ни забили нам, мы все равно забьем больше! И со своих высот вовремя не разглядели новых веяний в хоккее на траве: ставку на атлетизм игроков, их высокую физическую подготовку. Не заметили, насколько выросли европейские команды, такие как сборные Англии и Испании, какой шаг вперед сделали хоккеисты Аргентины и Новой Зеландии. А на нынешнем чемпионате упорная и чаще всего равная борьба шла за каждое очко в таблице, более того, за каждый мяч. Ошибок тут не прощали...
Успех же сборной Австралии кое-кто поспешил окрестить феноменом. Но заглянем в словарь. Феномен там означает редкое явление, выходящее за пределы обычного или нормы. Под это определение ни сами австралийцы, ни их игра не подходят. Хоккеисты Зеленого континента ходили, правда, в призерах и чемпионатов мира и олимпийских игр, но до сих пор не владели ни мировой, ни олимпийской короной. В Лос-Анджелесе в 1984 году были близки к завоеванию олимпийского «золота». Но когда оно уплыло в Пакистан, решили дать последний бой на чемпионате мира: сборная Австралии — команда возрастная, и игроки прекрасно понимали, что стадион Лондона предоставляет им именно последний шанс.
Они учли все. Рослые, атлетичные, они настолько хорошо подготовили себя физически, что каждый матч от начала до конца проводили в очень высоком темпе. И в атаку переходили, и в оборону возвращались всей командой.
Искусства же в технике игры австралийцам не занимать. Эта техника приобретается и шлифуется на прекрасных полях с искусственным покрытием. На таких полях австралийцы и тренируются и играют, а их в стране предостаточно. Добавим сюда совершенную технику сборной Австралии, и станут понятными их не просто победы, но победы с крупным счетом, одержанные на стадионе Лондона.
Картина крушения авторитетов была бы неполной, если не сказать о сборной Голландии. В этой стране хоккей на траве стал едва ли не национальным видом спорта. Женская команда Голландии победила на последнем мировом чемпионате, проходившем у них дома незадолго до мужского. К высоким местам привыкли и хоккеисты. А тут вдруг такое...
Уверенно пройдя дистанцию предварительных игр, голландцы спотыкаются на последнем матче с хозяевами чемпионата и оказываются лишь во второй финальной четверке. Выказав там этакое пренебрежение к соперникам. проигрывают с разгромным для себя счетом (1:4) испанцам. В итоге чемпионат свелся для голландцев к борьбе за 7-е место. Ничего подобного в обозримом прошлом мы не видели.
Но мне уже так и слышится: «Не пора ли тренеру сборной перейти к своей команде?» Для нас это был всего лишь второй чемпионат мира. И сборная вроде бы сделала по сравнению с первым два шага вперед: переместилась с 6-го на 4-е место. Это сразу дало нам возможность квалифицироваться на будущем чемпионате мира в 1990 году в Пакистане без отборочных игр. Дало право на участие в Олимпийских играх 1988 года и в двух традиционных турнирах шести сильнейших команд мира: в июне 1987 года в Голландии и в феврале 1988 года в Пакистане.
У летнего хоккея не столь много крупных соревнований, как скажем, у его ледового собрата. И чемпионаты мира, и первенства Европы проводятся у нас раз в четыре года. Так что эти турниры шестерок в какой-то мере выручают: не будешь встречаться с сильнейшими, не научишься и побеждать их.
Но все эти соображения отнюдь не снимают у меня чувства неудовлетворенности от сознания, что наша команда могла выступить на лондонском чемпионате лучше, ей под силу было занять и третье и даже второе место (в споре за первое, будем смотреть правде в глаза, австралийцы были вне конкуренции). Чтобы стать первыми в подгруппе (а это значило встретиться в полуфинале не с Австралией, а с ФРГ), нам нужно было забить еще всего лишь один гол в любом из пяти матчей предварительного турнира.
Увы, команду подвела крайне неудачная реализация предоставлявшихся ей в игре шансов. Это болезнь всего нашего хоккея на траве — и женского и мужского.
Ну посудите: наши хоккеисты имели в матчах в подгруппе десяток, а всего за турнир в полтора раза больше стопроцентных возможностей (а как еще их назвать, если игрок выходит к пустым воротам и пробивает мимо?) забить гол, да не забили. Мне могут заметить, что это из области гаданий. Тогда обратимся к матчу с ФРГ. Тут судьба не прогнозируемых, а реальнейших бронзовых медалей была только в наших руках. Реализуй ребята при счете 2:2 одну из трех тех самых стопроцентных возможностей для взятия ворот, и не потребовалось бы добавочного времени, и команда вернулась бы домой с наградами.
В хоккее на траве очень большое значение имеют штрафные угловые. Как ни странно, на этом высококвалифицированном чемпионате вообще оказался очень низкий процент реализации штрафных угловых.
Специалисты склонны объяснить это двумя моментами. Во-первых, все научились грамотно оборонять свои ворота от таких ударов; выросло и мастерство вратарей. Во-вторых, перевелись хорошие исполнители этих штрафных. Нет больше таких, каким был виртуоз-голландец Литкинс.
Лучший снайпер наших внутренних чемпионатов, где его лицевой счет перевалил за 600 голов, Александр Гончаров в Лондоне ничем особенным не блеснул. Правда, забил в матче с хозяевами гол, который вывел нас в финальную четверку, но мы-то ждали от него большего.
Словом, пробивая 30 штрафных угловых в 7 матчах, наша команда реализовала только один (Виктор Депутатов). История же хоккея на траве показывает, что за счет хорошей реализации этого стандартного положения можно добиться высокого места в любом турнире. И нашим клубным тренерам следует, как говорится, намотать это себе на ус.
Результаты Чемпионат мира по хоккею. Лондон, 4—19 октября
Группа «А»: Австралия, ФРГ, Польша, Испания, Индия, Канада.
Группа «В»: Англия, СССР, Голландия. Аргентина, Пакистан, Новая Зеландия.
Полуфиналы: Австралия — СССР 5:0, Англия — ФРГ 3:2.