Нестандартные тактические решения высоко ценятся в спорте. Особого внимания они заслуживают в хоккее на траве — сравнительно молодой у нас игре. Прекрасное владение клюшкой, умение выполнять разнообразные передачи, играть без мяча, выбирать место на поле, взаимодействовать с партнерами — все это помогает игрокам, командам действовать ярко, оригинально, слаженно, удачно импровизировать в отрепетированных на тренировках комбинациях.
Задача нападающей команды — как можно быстрее и эффективнее доставить мяч в 23-метровую зону, в круг удара для успешного завершения атаки с ходу или со штрафного углового. Думается, будет полезным разобрать ряд результативных нестандартных атакующих тактических комбинаций, исполненных в разное время разными командами.
На мой взгляд, заслуживают внимания два эпизода из встречи спартаковок Подмосковья с бакинским «Связистом» на Всесоюзном московском турнире 1982 года. Непосредственно в атаке участвовали 4 хоккеистки, остальные помогали им, «растягивая» насыщенную оборону южанок (схема 1). От своих ворот последний защитник Быкова ввела мяч в игру в направлении левого полузащитника Кочиной (7). В этот момент центральный полузащитник Красникова (5) ушла вправо, уводя за собой опекуна и отвлекая остальных. Центральный нападающий Каушнян (9) двинулась вправо и вперед, запутывая защитные порядки соперников. Кочина, приняв мяч, увидела рывок Красниковой в центр и моментально сделала ей точную передачу. Капитан спартаковок, укротив мяч в движении, набрала скорость к воротам противника, а Каушнян стала перемещаться вправо по дуге в том же направлении. Красникова отличным дриблингом обыграла по ходу двух соперниц и, увидев перед кругом удара открывшуюся Каушнян, сыграла с ней «в стенку». Принимая мяч уже в круге удара, Натэлла заметила, что вратарь не прикрыла дальний угол, и тут же без обработки направила туда мяч.
На схеме 2 атаку начинала правый защитник спартаковок Никои (3), вводя мяч из-за боковой линии. Красникова (5) резким рывком вышла навстречу мячу, не останавливаясь, приняла его, обыграла соперницу и, увидев свободно движущуюся слева Кочину (7), моментально сделала ей передачу. Пас капитана был настолько неожиданным для соперников, что «семерка» спартаковок, приняв мяч на высокой скорости, беспрепятственно устремилась к воротам. В этот момент маневром вправо и вперед по дуге Каушнян (9) отвлекала от Кочиной центрального и последнего защитников, после чего рванулась в центральную зону между линией круга удара и 23-метровой линией. Заметив это, Кочина сделала ей передачу, а сама поспешила в свободную зону — в круг удара, куда последовал ответный пас от подруги. Кочина оказалась одна перед воротами бакинок — настолько четко была разыграна «стенка». Ей навстречу отчаянно двинулась вратарь, однако Ирина приняла настолько нестандартное и сложное по технике выполнения решение, что страж ворот не смогла отразить нависшую угрозу. Кочина перевела мяч влево и, развернув крюк, мягко перебросила мяч через вратаря о верхний угол ворот. Интересно, что действовала она в движении, успев все рассчитать и взвесить.
Взаимопонимание, высокая техника выполнения передач и приема мяча, отточенный дриблинг и неожиданно принятые решения в завершающих стадиях атаки принесли спартаковкам успех.
Если в играх женских команд нестандартные эпизоды пока редкость, то во встречах мужских коллективов подобных комбинаций гораздо больше, временами они очень зрелищны. Вот, к примеру, как построили атаку в три паса игроки сборной СССР в матче с западногерманскими хоккеистами, который состоялся в июне прошлого года (схема 3). Прервав очередную атаку гостей, вратарь советской сборной Плешаков (1) сделал передачу открывшемуся у бровки правому защитнику Айрапетяну (3), а тот переадресовал мяч Мишурнову (6). Освободившись от соперника, наш полузащитник ушел на свободный участок поля. Увидев, что оборона противника выстроилась почти в одну линию, а на левом фланге нападающий Ничепуренко (11) сделал рывок, Мишурное забросил мяч с правого края на левый по диагонали за спины защитникам метров на 45. Ничепуренко на скорости принял мяч на клюшку и, не опуская его, протолкнул себе дальше на ход. Преследовавший его защитник этого не ожидал и, оставшись за спиной, не смог помешать нашему нападающему войти в круг удара и поразить цель. В этой быстрой и эффектной атаке можно отметить прекрасную ориентацию в пространстве и во времени всех четырех игроков, скорость, технику выполнения приемов игры — заброс, прием мяча, дриблинг и завершающий удар по воротам.
Теперь посмотрите, как действовали в нападении немецкие хоккеисты. Надо сказать, что во многих эпизодах сборная ФРГ вела атаки, меняя фланги, вовлекая в игру почти всех хоккеистов, что мешало соперникам точно определить, откуда ждать угрозы воротам. Действия игроков команды гостей четки и точны, перемещения синхронны, взаимосвязаны и подчинены одной цели. Схема 4 — атака начиналась от своих ворот с исходного положения. Последний защитник 3, всем своим видом показывавший, что делает передачу влево, на самом деле развернулся и резко послал мяч правому защитнику 2. Тот четко остановил мяч и отправил его правому полузащитнику. «Восьмой», не останавливаясь, переадресовал мяч центральному защитнику 5, который без задержки сделал точный пас центральному полузащитнику 6, открывшемуся в средней части поля. Этот игрок в движении технично обработал мяч и направился по центру к нашим воротам, а когда увидел, что правый нападающий 12 на какое-то мгновение оказался без присмотра, тут же сделал ему пас, а сам устремился к кругу удара, отвлекая на себя внимание защитников. Сюда же по дуге влево и вправо направился и центральный нападающий 9. Правый нападающий на скорости обыграл соперника и послал мяч на вершину круга удара, куда ворвался «шестой», который, сымитировав атаку ворот замахом клюшки, оставил мяч оказавшемуся у него за спиной центральному нападающему. «Девятый» бил без остановки мимо растерявшихся защитников и вратаря. Впечатляющая атака с нестандартным взятием ворот!
Продолжая разговор об оригинальных атакующих действиях в хоккее на траве, считаю целесообразным остановиться еще на двух фрагментах из товарищеского матча хоккеистов молодежной сборной команды СССР и сборной Бельгии. Наши соперники играли красиво, изящно, показав высокую технику, организованность, отлаженность во всех линиях и продуманность решений. Взгляните на схему 5. Левый защитник бельгийской команды (2) технично отобрал мяч у нападающего, прервав атаку советской сборной у 23-метровой линии. Он располагал несколькими вариантами начала атаки, так как партнеры тут же приготовились к взаимодействиям с ним. Мяч был отдан центральному полузащитнику 7, который без промедления переадресовал его левому полузащитнику 6, а тот — «второму», совершившему рывок по краю. Центральный и левый полузащитники на ходу поменялись местами, дезорганизуя соперников. Ко второму номеру поспешил на помощь центральный нападающий 9, отвлекший на себя внимание соперников, действовавших в центре и на правом фланге, где успешно маневрировал игрок 8. Защитник гостей отметил это и сильно по диагонали сделал пас в круг удара правому нападающему 8, который ворвался туда, оставив за спиной опекуна. Он принял мяч на скорости и сильно бросил его в правый от вратаря угол ворот.
На схеме 6 атака развивалась также левым крылом, но в другом ключе — с участием защитников, полузащитников и нападающих.
Со стандартного положения мяч ввел в игру последний защитник 3. «Четвертый» с правого края перевел мяч центральному полузащитнику 7, оказавшемуся свободным. Он хладнокровно на небольшом участке поля обыграл противника, сделал сильную и точную передачу на левый фланг нападающему 11, который одним касанием мяча подключил к атаке правого защитника 2, а сам, развернувшись, вдоль бровки направился к воротам нашей команды. Защитник бельгийцев переадресовал мяч левому полузащитнику 6, который продолжал движение с мячом до тех пор, пока у круга удара не оказался центральный нападающий 9, удачно открывшийся между двумя соперниками. «Девятому» неудобно было атаковать ворота, поэтому он в одно касание перевел мяч подоспевшему левому нападающему 11, который, оценив ситуацию, без замаха кистевым броском направил мяч в ворота, так как произвести удар мог помешать преследовавший защитник. И тут мы увидели необычную развязку атаки. Нет сомнений, что подобные комбинации разучиваются и отрабатываются на тренировках.
Итак, во всех рассмотренных эпизодах успех приносили четкое начало атаки со стандартных положений и точное выполнение технических приемов игры как на месте, так и в движении: приема мяча, дриблинга, передач, ударов, бросков по воротам, а также умение грамотно перемещаться, понимать партнеров и игру в целом.