«...Если бы кто-либо сказал мне в апреле, что сборная Швеции будет чемпионом мира, я подумал бы. что прогнозист мало что смыслит в хоккее». — сказал капитан «Тре Крунур» Бенгт-Оке Густафссон, едва прозвучала финальная сирена, провозгласившая нового чемпиона. Событие это и впрямь было весьма неожиданным, хотя логично было предположить, что наполненный сенсациями и сюрпризами чемпионат и завершиться должен нестандартно. Правда, большая часть непредсказуемого к игре, именуемой хоккей, особого отношения не имела...
Скандал в хоккейном доме
Третий и четвертый игровые дни чемпионата стали днями триумфа сборной ФРГ. Сначала западногерманские хоккеисты победили финскую команду, а затем и канадцев, причем победа над родоначальниками хоккея была первой в истории чемпионатов мира. Но между этими двумя играми произошло событие, державшее затем в напряжении всех, кто был причастен к проведению чемпионата. И не только их...
Сразу же после окончания игры Финляндия — ФРГ представители Финской федерации хоккея сообщили, что они планируют заявить протест, связанный с тем. что в составе западногерманской сборной выступал хоккеист, 29-летний форвард Мирослав Сикора, ранее игравший в составе молодежной сборной. Польши на чемпионате мира Правилами ИИХФ такое «совмещение» запрещается.
Решение Совета было как гром среди ясного неба — удовлетворить протест, засчитать сборной ФРГ поражение в матчах со шведами, финнами и канадцами со счетом 0:5, а Сикору дисквалифицировать Не исключалась и возможность перевода сборной ФРГ в группу «В».
Решение это было более чем странным, ибо еще в феврале нынешнего года Хоккейный союз ФРГ послал запрос в ИИХФ о возможности использовать Сикору в чемпионате И получил положительный ответ от генерального секретаря ИИХФ Эдвинссона. Но оказалось, что Эдвинссон принял это решение лично, не обратившись к правилам ИИХФ.
...Едва неприятная новость дошла до хоккеистов сборной ФРГ, как капитан команды Удо Кисслинг заявил: «Если у нас отнимут четыре очка, мы уедем домой». Игроки накануне очередного матча со сборной США легли спать лишь в три часа ночи, причем через определенные отрезки времени к тренеру Ксаверу Унэинну приходили хоккеисты, дабы успокоить разволновавшегося наставника. Напряжение добавил и телефонный звонок, раздавшийся утром в посольстве ФРГ в Вене. Неизвестные предупредили, что во время матча США — ФРГ в «Винерштадтхалле» произойдет взрыв... Угроза, однако, не осуществилась.
...Подходил к концу матч предварительного турнира Канада — СССР, когда в ложу прессы принесли бюллетени. где черным по белому было написано, что Хоккейный союз ФРГ обратился в земельный суд Вены с просьбой разобраться в «деле Сикоры». Журналистов словно ветром сдуло с трибун, и в пресс-центре они получили новую информацию. Австрийский судья (не хоккейный, разумеется) заявил что «с таким письмом от Эдвинссона западногерманцы выиграют свое дело в любом суде мира». Суд принял решение вернуть очки сборной ФРГ, заодно постановив, что в случае неподчинения ИИХФ должна будет заплатить штраф в 300—400 тысяч шиллингов (25—33 тысячи долларов), а чемпионат будет прекращен как «незаконное предприятие» (штаб-квартира ИИХФ находится в Вене, и, таким образом, федерация является подвластной земельному суду города).
В ночь с воскресенья на понедельник и Совет ИИХФ, и директорат чемпионата заседали несколько часов и вынесли решение... лишить очков сборную ФРГ...
Огромная таблица в холле «Винерштадтхалпе» стала чуть ли не доской объявлений. С нее то снимались, то вновь появлялись результаты игр сборной ФРГ, пока наконец графы не остались пустыми. Журналисты в ожидании окончательного решения публиковали в газетах сразу по две таблицы.
В понедельник вечером вопрос наконец решился. ИИХФ не сумела переубедить венский земельный суд и сборная ФРГ получила завоеванные очки. Таким образом, в финал сумела попасть сборная Швеции будущий чемпион мира. Ну разве это не парадокс?
Как и ожидалось...
Судебные треволнения, охватившие всех, кто был задействован на чемпионате, как бы отодвинули на второй план борьбу за право играть в финальной четверке, не говоря уже о чемпионате Европы, о котором вспоминали крайне редко. Когда же туман судебного приговора рассеялся, выяснилось, что квартет сильнейших ни на йоту не отличается от большинства прогнозов перед чемпионатом мира — СССР, ЧССР, Швеция, Канада. Практически определился и неудачник чемпионата, сборная Швейцарии, чье семнадцатидневное пребывание в высшей лиге не оставило особого следа, разве что игроки увезли с собой на память часы — неизменный атрибут приза «Справедливой игры».
Правда, после первых четырех игр «конкуренцию» швейцарцам неожиданно составили американцы, не завоевавшие на старте ни одного очка. Старший тренер сборной США Дэйв Питерсон, заявлявший накануне чемпионата о претензиях на первое (!) место (эту фразу Питерсон повторяет каждый год, начиная с Олимпиады-84, и трудно понять, шутит он или говорит всерьез), был обескуражен, но не выглядел «убитым вконец». Перед чемпионатом его команда провела три матча со сборной Швейцарии, причем лишь к третьей игре подъехали все хоккеисты. Как и в последние годы, в сборную вошли и любители, и профессионалы, причем последних было почти вдвое больше — 15 к 8. И именно НХЛовцев Питерсон обвинил в недостаточном рвении на первых порах. Кстати, пара звезд лиги отклонили приглашение Питерсона — Фил Хау-сли и Майк Рэмзи сослались на травмы. Те же, кто приехал, вынуждены были после первых игр услышать в свой адрес обвинение в «непатриотизме» Причем Питерсон никак не связывал плохую игру профессионалов с тем, что за выступление на чемпионате мира игроки получат чисто символическое вознаграждение.
В конце концов увещевания Питерсона дошли до игроков и команда начала выигрывать. Немалая заслуга в этом принадлежала и «опоздавшему» к началу чемпионата вратарю «Нью-Йорк Рейнджерс» Джону Ванбисбруку — герою пражского чемпионата мира. Но факт остается фактом — на каждой пресс-конференции во второй половине чемпионата Питерсон с похвалой отзывался о профи. Правда, из разговора с ним я понял, что Питерсона куда больше волнует подготовка к Олимпийским играм...
А вот сборная ФРГ, сразу же решив задачу продления прописки в группе «А», до судебного разбирательства имела даже неплохие шансы на попадание в финальную четверку. Но не это было главной цепью сборной. Дело в том, что по принятому регламенту, четыре сильнейших европейских команды по итогам чемпионата мира получили право выступать на... осеннем турнире Кубка Канады. Так как первые три кандидата особых сомнений не вызывали, борьба шла лишь за четвертое место. Именно на него и претендовали сборные ФРГ и Финляндии. Потому и разгорелся спор между ними, ибо после поражения финны наверняка припомнили, как на предыдущем розыгрыше Кубка Канады три года назад их «законное» место было занято именно сборной ФРГ.
Обновив команду (правда, опытными игроками). Ксавер Унзини заодно и придал ей большую жесткость, и, пожалуй, единственным казусом, не соответствующим нынешней силе сборной ФРГ, было то, что счет голам на чемпионате западногерманские хоккеисты открыли лишь в... середине третьего матча, с финнами. Причем сделал это Сикора...
Ничем особенно не удивили финны (имелись в виду хоккеисты, а не представители федерации), разве что сумели третий год подряд завоевать бронзовые награды европейского первенства да нанести в «северном дерби» самое крупное на турнире поражение будущим чемпионам, шведам — 4:1. Тренер сборной Суоми Рауно Корпи остался удовлетворен выступлением своей команды, сказав заодно, что в ее составе было 11 новичков чемпионата мира. Да и другая цель — путевка на Кубок Канады — была достигнута.
Как всегда много разговоров было вокруг канадцев Полгода назад планировалось участие в чемпионате олимпийской сборной, однако тренер команды Канады Дэйв Кинг внял голосу разума и целиком положился на опытных профессионалов, взяв в состав лишь двух любителей — Сина Бурка и Зарли Залапски. Кое-кого из НХЛовцев пришлось упрашивать, а двух звезд — Марио Лемье и Дуга Уилсона — уговорить так и не удалось. Но все же команда получилась посильнее прошлогодней, разве что лидеров не хватало. На эту роль претендовали в основном защитники Крэйг Хартсбург и Лэрри Мэрфи, причем Мэрфи оказался без привычного партнера, Скотта Стивенса, сломавшего руку уже во второй своей игре в Вене.
Канадцы привлекли к себе внимание уже во второй день чемпионата. Неожиданный, отчаянный бросок Тони Таити с центра поля за 15 секунд до конца принес канадцам желанную ничью (1:1) со Сборной ЧССР. Причем как выяснилось позже, именно этот бросок и именно это полученное очко позволили сборной Канады попасть в четверку финалистов. Гол этот поверг в изумление всех, и первыми, как это ни странно, пришли в себя игроки «пострадавшей» команды. Популярной стала шутка, что вратарь Доминик Гашек искал, симпатичную девушку на трибунах, и потому, естественно, ему было не до какой-то там шайбы. Сам же виновник курьеза объяснил происшедшее куда более прозаично: «Я потерял из виду шайбу и увидел ее уже в воротах». Между тем, как рассказывали чехословацкие журналисты. за месяц до венского турнира в финальном матче чемпионата страны «Тесла» — «Дукла» Гашек при счете 1:0... пропустил точно такой же гол от Бенака. Правда, из-за положения «вне игры» шайба не была засчитана, но прецедент тем не менее был.
Но вернемся к канадцам. Предпоследний день предварительного турнира был решающим для них, как, впрочем, и для их соперников, финнов. Очки к этому времени еще не были окончательно возвращены их «законному владельцу», сборной ФРГ а посему для полной уверенности канадцам необходима была только победа... За несколько часов до игры тренер североамериканцев Ги Шаррон слушал службу в соборе Святого Штефана Правда, Шаррон утверждал, что зашел в церковь чисто случайно. Как бы то ни было, но его молитвы дошли до всевышнего — канадцы наголову разбили соперников — 7:2.
Сборная Чехословакии в финал попала без особых приключении. Причем в сложных матчах команда использовала традиционную тактику — игру от обороны с острыми контратаками, как правило, двумя форвардами. Крупных результатов это, естественно, не принесло, однако и того, что было забито, хватило для побед.
Матч со сборной СССР мог бы принести (в случае победы) хоккеистам ЧССР золотые награды первенства континента. Однако памятуя о том, что главная встреча впереди, а две игры в одном турнире выиграть у советской команды практически невозможно. наши соперники, посопротивлявшись полтора периода, а затем пропустив три шайбы, откровенно махнули рукой на результат, приберегая силы для более важных дел.
Несмотря на трудный путь к финалу, шведы оставили в предварительном турнире очень приятное впечатление. Причем, как ни странно, наибольший эффект произвела игра шведов с чехословацкими хоккеистами. Натиск «Тре Крунур» был столь силен (броски 59—261), что соперники попросту растерялись и лишь судейская ошибка не позволила северянам сравнять счет (2:3). Кстати, ошибок этих в чемпионате было как никогда много. Судей нельзя было обвинить в предвзятости, но со своими обязанностями многие арбитры справлялись с трудом, в частности, представители великих хоккейных держав канадец Чарлз Банфилд и американец Брайан Харт. Ни один из североамериканских журналистов не смог сказать мне, в какой именно лиге судят эти арбитры.
Для сборной СССР первый этап прошел довольно спокойно, во всяком случае, судя по результатам Выход в финал и европейское чемпионское звание наши хоккеисты обеспечили себе досрочно, так что матчи с канадцами и шведами практически уже ничего не значили для сборной СССР. Проведены эти встречи были со скрипом, лишь в самом конце добывалась победа. Особой тревоги это не вызывало — когда надо, сыграют, но, зная максимализм Виктора Тихонова, трудно было предположить, что наши играют не «на полную»
Почему сломался компьютер?
В 60—70-е годы на чемпионатах мира весьма модно было закладывать в ЭВМ всевозможные данные о командах-участницах и требовать от машины имя нового чемпиона. На нынешнем, венском чемпионате организаторы устроили прогнозирование результатов каждого матча среди журналистов. И в первый же день финального турнира случился непредвиденный случай 259 представителей прессы пытались отгадать результат матча СССР — Канада и ни один не мог «додуматься» до нулевой ничьей Когда же в следующей игре Хокан Лооб за 39 секунд до конца забросил ничейную шайбу в ворота Гашека, компьютер, приготовившийся зарегистрировать победу сборной ЧССР... неожиданно отключился. Правда, ненадолго... Что же тогда говорить о людях, если даже современная техника не выдерживает напора сенсаций?
Матч наших хоккеистов с канадцами не был похож ни на одну встречу венского турнира. Как выяснилось позже, ценой огромных усилий Дэйву Кингу, «проведшему» против советских команд не менее ста матчей, удалось убедить профессионалов «не лезть вперед сломя голову, а держать оборону и контратаковать». Помощь в утверждении плана на игру ему оказали Мэрфи, Стивенс, Танги, Дайнин и Мюллер, рассказавшие, как два года назад в Праге, подобная тактика принесла успех.
Канадцы не ошиблись и на этот раз. А вот наша сборная атаковала с постоянной оглядкой на тылы, словно в задачу каждого форварда входило побыстрее бросить шайбу по воротам и так же быстро вернуться назад. На руку канадцам оказались и короткие смены, которые команда проводила на протяжении всего матча. После игры больше всех похвал выпало на долю голкипера Боба Фрозе, причем журналисты отмечали, что «не позволить русским забросить хотя бы шайбу в ворота канадцев сумел лишь вратарь Ивэн Маклелланд... 32 года назад, на чемпионате мира 1955 года».
Послематчевые разговоры, однако, крутились не только вокруг необычного результата Очередное непредвиденное обстоятельство на время дало журналистам пищу для материалов. Допинг-контроль после матча ЧССР—США (4:2) выявил наличие эфедрина (снова эфедрин, как и на чемпионате 1974 года) в крови американского хоккеиста Скотта Янга. Сборной США было засчитано поражение со счетом 0:4, а Янг дисквалифицирован на 18 месяцев, т. е. должен будет пропустить Олимпиаду Сам Янг объяснил происшедшее весьма прозаично. «У меня был сильный насморк, я пошел в аптеку и купил лекарство». Руководители сборной США особого шума не поднимали, так как очков они не лишились, но выразили уверенность, что «для Калгари Янга надо отстоять».
...Тем временем на льду были уже сборные ЧССР и Швеции и игра эта почти целиком повторила матч первого круга. С той лишь разницей, что соотношение бросков в пользу шведов было просто катастрофическим, 66—27, а замена вратаря полевым игроком все же принесла результат (3:3). Все три шайбы в этой игре у шведов забросил Лооб, и журналисты интервьюировали его прямо на льду в течение получаса, под несмолкаемое скандирование трибун: «Большое спасибо, Хокан Лооб!»
Этот матч Виктор Тихонов наблюдал с трибуны. И когда игра завершилась вничью, вздохнул облегченно — все начиналось сначала...
Следующий игровой день финала начался трудной победой сборной ЧССР над канадцами. Вновь блестяще играл Гашек. За несколько часов до матча тренеры чехословацкой сборной разрешили игрокам погулять по городу. Гашек, словно приберегая нервную энергию, не спеша шел вслед за колоннами первомайских демонстрантов, довольно живо реагируя на происходящее. Позже из разговора с ним выяснилось, что такая разрядка пошла игрокам на пользу...
А вечером шведы вновь задали работу компьютеру. Изготовившись стойко держать оборону в матче со сборной СССР, скандинавы, казалось, совсем забыли об атаке. Да и игра в защите была не слишком строга, так что вратарь Петер Линдмарк метался, как белка в колесе. «На что надеются шведы» — так, наверное, можно было бы озаглавить отчет об игре. Но хладнокровные северяне настойчиво искали свой шанс и... нашли его за 81 секунду до конца (2:2). А что же наши? Имея целую кучу выгодных моментов, они использовали лишь два. Все время казалось, что игроки действуют по нотам — открылся, получил шайбу, бросил. Мало кто пытался сыграть похитрее, не полагаясь в основном на силу, — уж коли был замах, то вслед за ним обязательно следовал бросок...
Ситуация перед заключительным днем сложилась беспрецедентная, но и тут не все шло своим чередом ИИХФ распространила пресс-релиз, где было сказано, что в случае равенства очков у двух команд будет назначена... дополнительная игра, в понедельник, 4 мая (принимались во внимание и ничейные результаты личных встреч соискателей высших наград). Но это «постановление» недолго имело силу.
...Так крупно канадцы не проигрывали десять лет, как раз с того дня. когда в 1977 году уступили в Вене сборной СССР — 1:11. Счет 0:9 в матче со шведами лишил их последних надежд на медали, а заодно и добавил изрядную толику штрафных минут.
Последний матч, вернее заключительная его десятиминутка. принесла сборной СССР серебряные медали. Для любой другой команды эти награды плюс завоеванное с большим преимуществом европейское «золото» были бы верхом мечтаний. Для любой другой, но... только не для нашей сборной. Не буду останавливаться на особенностях не слишком удачной игры команды в финале — об этом уже писалось предостаточно. А вот некоторые цифры привести стоит. Так, в списке бомбардиров, помимо наших признанных лидеров, оказались, естественно, и другие форварды. Правда, вот -несколько» смутили занятые ими в общем списке места: Хомутов — 39-е, Семенов — 83-е, Васильев — 86-е, Хмылев — 107-е, Пряхин — 116-е, Семак — 123-е... Если к тому же добавить, что в сумме эти игроки забросили лишь семь шайб, то впечатление останется и вовсе безрадостное. Но и среди лидеров картина не была однородной. Блестяще сыграл Владимир Крутов, ставший лучшим форвардом чемпионата, лучшим бомбардиром, а заодно и палочкой-выручалочкой сборной в финальном турнире — на его счету три гола из четырех. А наш лучший бомбардир последних лет Сергей Макаров, как и на прошлом турнире забросил лишь четыре шайбы, только 27 раз бросив по воротам (Крутов — 46 бросков) В финале же, в решающих играх со сборными Швеции и ЧССР он беспокоил вратарей соперников... лишь по одному разу.
Проигрывать чемпионат всегда неприятно. Но только ли в силе соперников. в остросюжетной, несправедливой к нам — как утверждают тренеры — формуле дело? О проблемах календаря, переходов, подготовки звезд в нашем хоккее разговор идет уже давно. Однако воз и ныне там.