Чемпионат НХЛ, как и обычно, стартует осенью. Как и обычно, ему предшествует появление таких «гороскопов»: мол, клуб «Монреаль Канадиенс», например, сохранил ядро команды, заполучил интересных новичков... запас прочности состава, однако, не велик... в подгруппе «Монреаль» займет третье место... в Кубке Стэнли вряд ли дойдет до полуфинала.
Впрочем, признаюсь, этот прогноз отнюдь не гипотетический и к предстоящему сезону не относится — он был опубликован перед чемпионатом 1985/86 года. Автор — журналист из «Торонто Стар» Д. Праудфут, — предсказывая исход 80-матчевого марафона, ошибся лишь на самую малость. «Канадиенс» стали в подгруппе вторыми, а не третьими, опередив на одно очко «Бостон». Однако его предсказания насчет Кубка Стэнли оказались опровегнуты-ми на все 100 процентов — «Монреаль» в 23-й раз и впервые с 1979 года выиграл главный приз профессионалов. Это был сюрприз. И не просто сюрприз, а сюрприз в квадрате. Причем, подобных неожиданностей в розыгрыше Кубка Стэнли-86 оказалось предостаточно.
Год назад осенью пассив с активом у «Канадиенс» не сходился. В пассиве были ушедшие из хоккея звезды первой величины Ги Лафлер и Стив Шатт. Да и еще не повесившие коньки на гвоздь Ларри Робинсон и Роберт Гейни тоже, как говорится, с ярмарки ехали. К активу же «Монреаля» можно было отнести разве что молодость форвардов Стефана Ричера и Майка Макфи, вратаря Патрика Роя. И отнюдь не случайно в этой ситуации в Монреале — да, да в Монреале, в колыбели канадского хоккея! — на авансцену выдвинулись шведы — опытный Мате Нэслунд и молодой Челль Далин.
Правда, президент «Канадиенс» Рон Кори излучал тем не менее оптимизм: «Все идет по плану, который начал проводиться в жизнь с 1983 года. Нам нужно пять лет, чтобы «Канадиенс» вновь заняли в НХЛ подобающее им место...» Над оптимистом Кори подсмеивались, однако теперь смеется над скептиками он — благо Кубок Стэнли, «запланированный» на 1988 год, был привезен в Монреаль весною 1986-го.
Но как же все это могло случиться?
...Почти весь март был окрашен для «Канадиенс» в мрачные тона — 6 поражений подряд потребовали мер, и тренер Жан Перрон устроил такую встряску, что хоккеистам оставалось только поеживаться. Окончательную отставку получил еще в начале сезона считавшийся вратарем № 1 Стив Пенни и все надежды были возложены — запомните этот факт — на Патрика Роя, который лишь в октябре прошлого года отметил свое 20-летие. В основном составе появился новичок клуба столь же молодой форвард Клод Лемьё, на счету которого к началу Кубка Стэнли значилось всего 10 матчей за «Канадиенс». Шансы отличиться получили также чуть более опытные первогодки Джинграс (34 матча), Момессо (24), Скрудленд (65).
С точки зрения перспективы это, возможно, и было оправданным. Однако, исходя из сегодняшних интересов «Монреаля», большинство обозревателей, в том числе и сторонников «Канадиенс», расценивало решение Перрона, как свидетельство помрачения рассудка.
С окончательным диагнозом, впрочем, пришлось повременить: «Монреалю» хватило трех матчей, чтобы в 1/8 финала выбить из розыгрыша Кубка Стэнли «Бостон». Во всех трех встречах был почти безупречен голкипер Рой, победа же (3:2) во второй игре была добыта руками новичков Лемьё (2 гола) и Ричера (1).
Но успех «Монреаля» в 1/8 финала к числу особых сюрпризов причислен не был. Его заслонили сенсационные победы «Хартфорда» (11-е место в общем зачете чемпионата НХЛ) над «Квебеком» (4) и «Нью-Йорк Рейнджерс» (15) над «Филадельфией» (2).
Четвертьфинальная серия, где сошлись дорожки двух «полумолодеж-ных», если можно так выразиться, команд из Монреаля и Хартфорда, как выяснилось позднее, была самой трудной для «Канадиенс» — в ней было проведено максимальное количество встреч (7), причем в двух матчах потребовались дополнительные — до гола — периоды.
В середине серии фортуна улыбнулась «Монреалю» — 30-летний вратарь «Хартфорда» Майк Лью, который, после пятилетнего прозябания вдруг повторил в этом сезоне свой звездный дебют в НХЛ, получил на 8-й минуте третьего матча серьезную травму и выбыл почти до конца четвертьфинала.
В седьмой и решающей встрече Лью вернулся. Вернулся, чтобы словно шутя разбираться с признанными корифеями «Канадиенс» — Нэслундом, Гейни, Робинсоном. А вот новичков «Монреаля» вратарь, видимо, изучил недостаточно — одну шайбу ему забросил Макфи, а вторую, на 6-й минуте дополнительного периода, Лемьё.
Однако и выход «Канадиенс» в полуфинал большую прессу им не принес. В центре внимания журналистов были другие — хоккеисты «Калгари Флеймз», в семи матчах победившие — главная сенсация! — «Эдмонтон Ойлерз», команду, сразу три игрока которой (форварды Уэйн Гретцки, Яри Курри и защитник Пол Коффи) входили в первую пятерку «Олл Старз» НХЛ. и будущие соперники «Монреаля» из «Нью-Йорк Рейнджерс», одолевшие вслед за «Филадельфией» и «Вашингтон» (3).
Когда ньюйоркцы в последний момент прорвались в число 16 соискателей «серебряного бочонка», за будущее «Рейнджерс» никто не поставил бы и цента — путь в червертьфинал им преграждал клуб «Филадельфия Флайерз».
Предоставляю вам, читатель, самому сопоставить турнирные достижения обеих команд в чемпионате НХЛ (таблицу вы найдете здесь же), и дополню картину лишь несколькими деталями. И «Флайерз», и «Рейнджерс» по возрасту игроков — одни из наиболее молодых в лиге. Но лучший из нью-йоркских форвардов, кстати, тоже новичок Майк Ридли (22 гола + 33 передачи) в «Филадельфии» занял бы лишь седьмое место. А шведа Томаса Сандстрёма, забросившего наибольшее у «Рейнджерс» количество шайб (25), и сравнивать было бы неудобно с филадельфийцами Тимом Керром (58), Брайеном Проппом (40) и финном Илккой Синисало (39).
И еще один факт, которого не учитывала даже самая изощренная статистика. Дело в том, что тренер «Рейнджерс» Тед Сетор пришел в команду летом 1985 года из... «Филадельфии». И уже ему, бывшему ассистенту Майка Кинена, были, естественно, известны все игровые секреты «Флайерз». Судя по всему, эта осведомленность Сетора свою роль сыграла.
Вопреки ожиданиям полуфинальная серия «Канадиенс» — «Рейнджерс» закончилась довольно быстро — понадобилось лишь пять встреч. И, по сути дела, решил все — по крайней мере в психологическом плане — третий матч, проходивший в Нью-Йорке. Хозяева переиграли гостей по броскам (47—29), в третьем (12—4) и дополнительном периодах (13—3) полностью владели инициативой, но вратарь «Канадиенс» Рой превзошел Ванбисбрука, а на 70-й минуте Лемье забил победный для «Монреаля» гол. От этого удара ньюйоркцы так и не оправились. «Канадиенс» же вышли в финал.
А теперь пришла пора вернуться к четвертьфинальной серии «Эдмонтон» — «Калгари».
Руководители НХЛ всегда стремятся поддерживать тех, кто послабее. И, разумеется, отнюдь не из альтруизма — предсказуемость результатов встреч отталкивает зрителей, что в итоге бьет по карману хозяев лиги. Вот почему, скажем, когда в середине 50-х годов «Монреаль Канадиенс» не встречали конкуренции со стороны других клубов, были изменены даже правила игры. В играх двух предыдущих сезонов за две минуты пребывания игрока соперников на скамейке штрафников монреальцы успевали забрасывать по две, а то и по три шайбы. И тогда в хоккейный кодекс был введен направленный непосредственно против «Канадиенс» параграф: оштрафованный на 2 минуты игрок возвращается на лед до истечения срока наказания, если в ворота его команды была заброшена шайба.
Подобный же — на этот раз «антиэдмонтоновский» — шаг был предпринят НХЛ и летом 1985 года. Поскольку при обоюдных удалениях, действуя вчетвером против четверых, «Эдмонтон» усилиями Гретцки, Курри, Коффи только в Кубке Стэнли-85 забросил 11 шайб, нововведение в правиле звучало так: при обоюдном удалении оштрафованные хоккеисты отбывают наказание, как и раньше, но команды продолжают игру в полных составах.
Судя по итогам чемпионата НХЛ, «Ойлерз» пережили все это безболезненно. Из 8 встреч круговой части турнира с теми же «Калгари Флеймз» они выиграли 6 (при 2 ничьих). Но к играм Кубка Стэнли тренер Боб Джонсон приготовил для команды Гретцки сюрприз.
В отличии от «Монреаля», «Нью-Йорк Рейнджерс», «Хартфорда» костяк «Калгари Флеймз» составляли игроки весьма опытные — 33-летний форвард Ланни Макдональд, Дуг Райсбро (32), Джо Муллен (29), Джим Пеплински (26), защитники Пол Бакстер (31) и Пол Рейнхарт (26). Они-то и создали в центре, между синими линиями «минное поле», на котором хоккеисты «Эдмонтона» и шага не могли спокойно сделать.
Так двукратные обладатели Кубка Стэнли лишились своего первого козыря — стремительности в развитии атак. А сверхжесткая и предельно бдительная охрана ближайших подступов к воротам «Флеймз» выбила у «Ойлерз» и второй козырь — добивание, которое прежде обеспечивало Курри, Месьеру, Андерсону немалое прибавление в графе «шайбы».
Казалось, свернув с пьедестала «Эдмонтон», хоккеисты «Калгари» открыли себе путь к Кубку Стэнли. Но вспомните возраст ведущих игроков этого клуба! На финал сил победителям «Эдмонтона» не хватило.
Новички же «Монреаль Канадиенс» в финале остались на высоте. Особенно Клод Лемьё. Он забил единственный гол в четвертой финальной встрече, доведя счет своих «победных шайб» (а в НХЛ статистика регистрирует и такие голы) до трех. Всего же в Кубке Стэнли Клод забросил 10 шайб, став форвардом Ns 1 у «Канадиенс». Что же касается 20-летнего Патрика Роя, то он стал игроком № 1 в рамках всей лиги — приз «наиболее ценного хоккеиста» Кубка Стэнли второй раз в истории НХЛ будет вручен новичку-вратарю. Первым был в 1971 году тоже монреалец Кен Драйден.
Итак, Кубок Стэнли-86 принес сюрпризы. Более того — сюрпризы в квадрате. Но, боюсь, тот из североамериканских обозревателей, кто в своих прогнозах на сезон 198Б87 года рискнет поставить на «Канадиенс», «Рейнджерс» или «Уэйлерз», может промахнуться. При всех достоинствах игроков «новой волны» НХЛ на их стороне в Кубке Стэнли-86 была и фортуна. Но фортуна, как известно, особа непостоянная.
Как известно, сильнейший клуб НХЛ выявляется в двухэтапных соревнованиях. Первый из них — хоккейный марафон, в ходе которого каждый из клубов проводит по 80 матчей. В сезоне 1985/86 г. его итог был таков.
На всех этапах команды, названные первыми, сначала два матча проводят дома, затем — два в гостях. В последующих матчах серии команды играют на своем и чужом льду через раз.