На XIV зимних Олимпийских играх в Сараеве хоккеисты сборной СССР одержали уверенную победу. Они превзошли всех соперников не только в техническом и тактическом мастерстве, но и в бойцовских качествах — упорстве, мужестве, самоотверженности. Игра нашей команды отличалась быстротой и остроумием комбинаций, нацеленностью на чужие ворота и четкостью оборонительных действий. В матчах с хоккеистами команд финальной четверки советские игроки провели 16 шайб в ворота соперников, а пропустили в свои лишь одну.
Но эти цифры еще не означают, что матчи складывались легко для наших спортсменов. Каждый гол давался с огромным трудом, ибо на олимпийских турнирах все команды играют с особой старательностью и полным напряжением сил. О том, какое высокое мастерство нужно было проявить нашим игрокам, чтобы добиваться в атаках успеха, говорят приведенные здесь схемы избранных голов.
Вот как, в частности, была заброшена шестая шайба во встрече со сборной Польши (схема 1). Этот гол подготовил Виктор Тюменев. Он смело устремился на пятачок перед воротами поляков, укрывая от соперников шайбу и грозя броском по цели. Своей активностью он сковал трех находившихся здесь хоккеистов. Все они старались навязать ему силовую борьбу. А Тюменев сумел откинуть шайбу Николаю Дроздецкому. спешившему на помощь партнеру. Дроздецкий на ходу принял передачу, ушел немного левее на свободное место и метким броском мимо вратаря направил шайбу в дальний угол.
Следующий гол в том же матче провел Александр Кожевников, продемонстрировавший оригинальный прием атаки ворот. Наш хоккеист, преследуемый защитником, промчался с шайбой вдоль лицевого борта, повернул в сторону центра зоны и, чуть только достиг точки, откуда открывался створ ворот, внезапно бросил по цели (схема 2). Голкилер видел, что Кожевников уходил от ворот обращенный к ним спиной, и не ожидал немедленной атаки. А разворот и кистевой бросок Кожевников выполнил настолько быстро, что вратарь просто не успел защитить дальний угол.
В матче со шведами Владимир Ковин своей самоотверженностью и решительной силовои борьбой перед воротами создал условия для успешной атаки партнеров (схема 3). Сначала, правда, он не сумел остановить посланную ему шайбу, ибо был связан единоборством с защитником. Тогда наш форвард остроумно пропустил ев между коньками, слегка подправив резиновый диск в сторону Сергея Старикова. Наш защитник сделал короткий рывок к шайбе, расположил ее поудобнее и сильно щелкнул по цели. В этот момент Ковин оттеснил шведского защитника с пути полета шайбы и она угодила в дальний угол. Закрытый борющимися хоккеистами, вратарь не уследил за броском и не смог его парировать.
Следующий пример показывает четкость розыгрыша шайбы нашими игроками при стремительной контратаке. Сергей Макаров ворвался в зону шведов и начал сближаться с воротами. Защитник бросился ему наперерез. И когда игрок подъехал вплотную, Макаров под его клюшкой направил шайбу налево. Там атаку поддержал наш защитник Алексей Касатонов. Приняв передачу, Касатонов не снизил скорости. Продвинувшись вперед. он сыграл как заправский форвард: продемонстрировал голкиперу начало броска в ближний угол, а сам направил шайбу в дальний, забив восьмой гол (схема 4). Ценность этой успешной контратаки возрастала оттого, что она была проведена в сложный для сборной СССР момент — при игре в численном меньшинстве.
Известно, что канадцы — большие мастера по борьбе на пятачке. Но на олимпийском турнире в Сараеве наши хоккеисты не уступили в этом заокеанским спортсменам. Яркое доказательство тому — первая шайба, заброшенная в ворота сборной Канады (схема 5). Тут в силовую борьбу вступили все три наших форварда — Александр Скворцов, Михаил Васильев и Владимир Ковин. В результате обороняющиеся не могли принять на себя шайбу после броска Сергея Старикова и в то же время закрывали обзор поля вратарю. Голкипер канадцев Госселен, правда, шайбу не пропустил, но и поймать ее не сумел. Она отскочила в сторону. Тут-то Ковин и сыграл с учетом новой обстановки: он выключился из силовой борьбы и первым подоспел к шайбе. Прежде чем голкипер переместился к ближнему углу, наш форвард уже поразил цель.
Вторая шайба была забита канадцам в результате скоростного парного взаимодействия наших нападающих, преодолевших сопротивление трех полевых игроков и вратаря (схема 6). Николай Дроздецкий в зоне соперников вел шайбу вдоль правого борта. Нашего форварда плотно опекал канадский защитник, закрывавший путь к центру. Перед воротами были еще двое канадцев, которым, конечно же, казалось, что неприятности им пока не грозят.
Дроздецкий пошел на обострение: вступил в контакт с опекуном и, ведя шайбу справа от себя, оттеснял соперника налево. Канадец уперся о лед обеими ногами и воспрепятствовал маневру Дроэдецкого. Именно в этот момент из-за спин канадцев сделал стремительный рывок на пятачок Александр Кожевников, и дальше наши хоккеисты сыграли четко, искусно. синхронно. Дроздецкий послал пас на ход партнеру, а Кожевников опередил обороняющихся и поразил ворота Госселена.
Два эти гола, с небольшим интервалом забитые лишь в конце второго периода матча, внесли в игру перелом. Они развеяли честолюбивые мечты канадских хоккеистов, до того успешно отражавших атаки сборной СССР.
Финальный матч олимпийского турнира между сборными СССР и ЧССР, в котором решалась судьба золотых медалей, оказался скуп на голы. Такое нередко случается на хоккейной площадке при встрече приблизительно равных по сипам команд. Как известно, верх взяли наши игроки со счетом 2:0, и нам хочется напомнить, как были забиты эти важные победные шайбы.
Александр Кожевников входил в зону сборной Чехословакии, когда впереди было два соперника. Сначала наш форвард пошел на сближение с защитником Хоржавой. Тот решил не рисковать и отступил назад, боясь скоростной обводки. Внезапно Кожевников свернул налево и оказался напротив свободного места между обороняющимися. Не теряя ни мгновения, наш форвард изо всей сипы щелкнул по шайбе. Бросок был настолько внезапным и сильным, что голкипер Шиндел не успел его парировать. Однако шайба не попала в створ ворот, а угодила в штангу. Отскочив от нее, шайба ударилась о спину Шиндепа и отлетела в сетку (схема 7).
Последний гоп турнира в Сараеве был проведен первой тройкой сборной СССР в комбинационной манере. Игорь Ларионов слева вошел в чужую зону и несколько секунд лавировал между тремя чехословацкими хоккеистами, пытавшимися отобрать у него шайбу. А в это время партнеры Владимир Крутов и Сергей Макаров маневрировали поодаль, выискивая свободные позиции (схема 8).
В конце концов, Ларионов был сбит на лед, но не потерял контроля над шайбой. Лежа он откинул ее на правый фланг, где передачу принял Крутов. Тут же по центру на ворота устремился Макаров и опередил защитников. Соперникам казалось, что именно Макарову и последует пас. Однако Крутов выбрал нестандартное решение: внезапно он сам бросил шайбу в ближний угол, и Шиндел не успел прикрыть уязвимое место ворот. Так что Макарову даже не пришлось вступать в борьбу за добивание шайбы.
Журнал «Спортивные игры», №5, 1984
Текущая статья
• Хоккеисты на XIV зимних Олимпийских играх в Сараеве