В последнее время все большую популярность в организации учебно-тренировочных занятий юных гимнастов приобретают подвижные игры и игровой метод выполнения упражнений (М. А. Иванов, Л. П. Семенов, 1982; Л. В. Былеева, И. М. Коротков, 1982). Это обусловлено вариативностью основных компонентов подвижных игр (содержания, методики, организации), возможностью применять их в специальной физической и технической подготовке юных гимнастов.
Содержание специализированных подвижных игр, подобранных для включения в учебно-тренировочные занятия с целью специальной физической и технической подготовки, должно отвечать следующим педагогическим требованиям:
способствовать освоению упражнений классификационной программы для групп предварительной подготовки ДЮСШ;
соответствовать морфофункциональным и психическим особенностям развития детей 7—9 лет, уровню физической и технической подготовленности юных гимнастов;
содержать компоненты профилирующих я базовых элементов с учетом принципа перспективного опережения в формировании спортивного мастерства;
соответствовать характерным для игрового метода особенностям.
Приведем примеры некоторых специализированных игр, способствующих решению конкретных задач специальной физической и технической подготовки юных гимнастов.
Для развития мышц плечевого пояса и спины, укрепления суставно-связочного аппарата кистей
1. Игроки располагаются в шеренге у края гимнастического ковра на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу все гимнасты принимают положение упора лежа и, не прогибаясь, переставляя руки, передвигаются к заранее обусловленной цели. Выигрывает тот, кто первым преодолел расстояние, не нарушая правил (до финиша сохранять принятое вначале и. п.).
2. Подготовка та же. По сигналу гимнасты выполняют «падение» вперед в положение упора лежа. Подтягивая прямые ноги, они принимают положение упора стоя согнувшись, затем выпрямляются в о. с. (основную стойку). То же выполняют поочередно. Правила определения победителя аналогичны.
Для развития мышц туловища и брюшного пресса
Игроки команд ложатся на спину в линейных колоннах так, чтобы йоги одного находились у головы другого. После этих приготовлений все принимают положение седа. Между ступнями первого номера каждой команды зажат мяч. По сигналу первый игрок с мячом перекатом назад принимает положение лежа согнувшись на спине и перекладывает мяч в ноги следующего, а тот передаст его таким же образом дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним в начало колонны, и игра продолжается до тех пор, пока все играющие не окажутся в начальном положении. При неудаче мяч следует вновь зажать между ступнями и продолжать игру. Выигрывает команда, первой закончившая игровую гонку при соблюдении установленных правил.
Для развития гибкости и координации движений
Все играющие выстраиваются в одну шеренгу спиной к противоположному краю гимнастического ковра. По команде гимнасты, наклоняясь назад, принимают положение гимнастического моста и начинают в такой позе передвижение. Выигрывает игрок, первым достигший заранее обусловленную цель.
Для совершенствования элементарной техники выполнения упражнений на коне
Игроки двух команд выстраиваются в колонны лицом к коню с ручками с разных его сторон. По команде первые номера команд, подбегая к коню, принимают положение упора, правая на теле, левая на ручке, и перехватами рук, перемещаясь по периметру тела коня против часовой стрелки, начинают преследовать друг друга. Кому из игроков это удастся сделать первым, тот и победитель. По количеству победителей определяется лучшая команда.
Для совершенствования техники выполнения переворота в упор на низкой перекладине
Игроки двух команд выстраиваются лицом к низкой перекладине в параллельных колоннах (расстояние между колоннами около 1,0—1,5 м) в 5—6 м от нее. По сигналу руководителя первые игроки каждой команды устремляются к перекладине и махом одной и толчком другой (можно толчком двух) выполняют подъем переворотом в упор. Соскочив отмахом назад с поворотом кругом, бегом возвращаются в свои команды, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, правильнее и быстрее закончившая задание.
Для совершенствования техники акробатических упражнений
1. Гимнасты двух команд встают в линейные колонны. Перед ними обозначается «коридор» (мелом, гимнастическими скакалками) шириной 30—50 см. По сигналу первые игроки команд выполняют в «коридоре» 2—3 переворота боком (колесо), стараясь не наступить на черту, обозначающую «коридор». То же задание выполняют остальные игроки. За ошибки, допущенные при выполнении задания, начисляются штрафные очки. По их минимальному количеству определяется команда-победитель.
2. Игра проходит на батуте. Каждый игрок по разыгранной очередности должен выполнить все заявленные до него элементы и добавить свой. Первый участник выполняет в первом круге 1 элемент, второй — 2, третий — 3 и т. д. Игра продолжается до выявления победителя, сумевшего без ошибок выполнить все комбинации.
С. С. Коровин, Оренбургский государственный педагогический институт.