В последнее время в научно-методической литературе значительное место занимают вопросы определения модельных характеристик предполагаемых победителей ответственных соревнований, позволяющих прогнозировать спортивные достижения.
В художественной гимнастике успех выступления зависит не только от индивидуального мастерства гимнасток, но и от качества композиции исполняемых упражнений, что особенно заметно при групповом выполнении упражнений, которое оценивается двумя бригадами судей дифференцированно — за исполнительское мастерство и композицию. Проведенный корреляционный анализ оценок за композицию и исполнение групповых упражнений, полученных на чемпионатах страны, Европы и мира, с занятыми на этих же соревнованиях местами подтвердил значимость композиции при подведении итогов.
Таким образом, создание модельных характеристик соревновательной программы по количеству, составу элементов, распределению их в упражнении, количеству построений к т. п. — важный раздел программно-целевого планирования подготовки высококвалифицированных гимнасток.
Методом видеомагнитоскопии были проанализированы композиции групповых упражнений с мячами на чемпионате Европы 1982 г. (11 команд), с обручами и скакалками на чемпионате мира 1983 г. (12 команд) и чемпионате СССР 1983 г. (8 команд).
Регистрировались следующие параметры: элементы I группы трудности, оригинальные элементы и соединения, большие, средние и малые переброски, перекаты, передачи, элементы, выполненные в контакте с партнером, различные перестроения и другие движения. При подсчете количественных величин мы исходили из правил соревнований, согласно которым «степень трудности в групповых упражнениях должна быть одинаковой для всех участниц. При этом две или три гимнастки в определенный момент могут выполнять различные элементы, но эти элементы должны быть одинаковыми по степени трудности»*. Исходя из данного положения, за условную единицу (у. е.) принималось выполнение эле мента I группы трудности 6 гимнастками, 0,7 у. е. — выполнение элемента I группы трудности 4 гимнастками, 0,5 у. е. — 3, 0,3 у. е. — 2. Аналогично анализировалось количество и других элементов. Общее количество элементов I группы трудности классифицировалось на элементы, выполняемые при взаимодействии с партнершей и индивидуально.
Оригинальность элементов, соединений, построений и перестроений определялась с помощью метода экспертных оценок с последующим расчетом согласованности мнения с помощью коэффициента конкордации.
Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1, 2. Из приведенных данных видны значительные отличия по всем изучаемым показателям композиции между командами, занявшими призовые и последующие места. Обращает на себя внимание факт роста трудности программы в период от чемпионата Европы 1982 г. до чемпионата мира 1983 г. по количеству элементов I группы трудности, оригинальных движений (с 5,7 до 7 у. е.), больших перебросок (с 5 до 5,6 у. е.), контактной работы в парах (с 3,3 до 4,7 у. е.), несколько снизилось общее количество построений (с 21,6 до 17,6 у. е.). Следует отметить отставание сильнейших команд чемпионата СССР от сильнейших команд чемпионатов Европы и мира по всем указанным показателям сложности композиции. В то же время количество построений — 25,3 — приводило к «суетности», отсутствию четкой фиксации того или иного геометрического рисунка.
а — работа с партнерами; б — индивидуальная работа; в — оригинальные элементы, соединения; построения и перестроения; г — большие переброски (по воздуху); д — большие переброски (катом, отбивом); е — малые переброски; ж — броски-передачи в руки или катом, отбивом; з — каты; и — передачи в руки; к — контактная работа; л — броски с продвижением, поворотом или прыжком (индивидуальная работа); м — работа с двумя предметами; н — количество построений.
С целью определения модельных характеристик современного группового упражнения проводился корреляционный анализ между параметрами, характеризующими композицию упражнения, и оценками, полученными за композицию и исполнительское мастерство, а также общим занятым местом. Анализ показал, что все большее значение для распределения мест имеет оригинальность упражнения. На чемпионате мира 1983 г. коэффициент корреляции составил 0,90. Успешность выступления на международной арене во многом определяется трудностью элементов и соединений в парной работе, наличием больших перебросок, контактной работы. Несколько иная закономерность имеет место на чемпионате СССР. Наблюдалась отрицательная зависимость между трудностью и занятым местом, что объясняется плохой тренированностью (гимнастки не справлялись с предложенной им программой, выступали нестабильно и допускали большие потери). Следует отметить и несовершенство наших правил соревнований, требования которых не соответствуют международным канонам, не способствуют поощрению сложности и оригинальности. Так, в правилах указывается на необходимость включения 4 больших перебросок на расстоянии не менее 4 м, включая переброски смешанного типа (бросок — кат, бросок — отбив), в то время как сильнейшие команды мира и Европы выполняют по 6—7 перебросок. Правила указывают на наличие не менее 6 рисунков построений, в то время как их уже выполняется около 20. Исследование композиции групповых упражнений позволило не только провести сравнительный анализ, но и разработать эталонные модельные характеристики (см. рисунок), которые учитывают современные требования и тенденцию развития этого вида многоборья.