Утренняя гимнастика в ИФК — важный компонент профессиональной подготовки.
В последние годы и особенно в связи с выходом постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1981 г.) «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» заметно активизировалась спортивно-оздоровительная работа. Это заставляет обратить особое внимание на совершенствование соответствующей подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Разделы массовой гимнастики, и в частности утренней гимнастики, входят во все ступени нормативных требований Всесоюзного комплекса ГТО. Поэтому нужно добиваться грамотного составления и точной терминологической записи комплексов, применения в них доступных средств гимнастики (можно и самодельных предметов), а также постепенно увеличивающейся дозировки упражнений каждым студентом уже в процессе их обучения в институте.
С целью проверки качества выполнения домашних упражнений студентами ИФК, умения их самостоятельно записывать и подбирать определенную нагрузку в комплексах (с последующим анализом ее), обеспечивать самоконтроль по пульсу, а также умений студентов применять знания, получаемые на занятиях по специализации, было проведено небольшое исследование.
В течение I полугодия велись наблюдения за студентами, которые регулярно выполняли утреннюю зарядку. Во II полугодии путем проверки всех студентов осуществлялся контроль умений и навыков выполнения утренней гимнастики. Проверка проводилась индивидуально по принципу внутригруппового соревнования. Учитывалось количество движений и качество их выполнения (точность, законченность, выразительность): за то и другое ставилась оценка в баллах. Студент (по вызову) проделывал комплекс в удобном для него ритме и темпе с указанной в записи комплекса дозировкой.
Преподаватель сверял выполняемое с записью, а после 1—2 мин отдыха со студентом проводилась беседа о назначении тех или иных упражнений в комплексе, об очередности их выполнения, выяснялось его мнение о полученной нагрузке и о том, как часто и давно он или она выполняют этот комплекс упражнений, как часто меняются упражнения в комплексе, кто и когда посоветовал начать заниматься утренней гимнастикой, и др. Фиксировался разряд по избранному виду спорта, общий стаж занятий спортом вообще. Все это отмечалось в конспектах и проставлялись отметки. У студентов, которые пропускали занятия по болезни, снимались показания пульса перед выполнением ими комплекса, а также после его выполнения.
Общий анализ комплексов утренней гимнастики включал в себя: подсчет количества упражнений в целом и сравнения их с примерными упражнениями, рекомендуемыми в комплексе ГТО; оценку знаний, полученных на занятиях по гимнастике, об очередности упражнений, их терминологическом описании, подборе дополнительных отягощений (амортизаторов, гантелей и др.) и регулировании нагрузки. Обращалось внимание на взаимосвязь утренней гимнастики со специфическими движениями в виде спорта, по которому специализируется студент.
Итоги анализа обсуждались в группах на занятиях по гимнастике, давались рекомендации по ликвидации имеющихся недостатков. Советовали почитать различные литературные источники, в которых описывается современное отношение к утренней гимнастике, например: в статье «Японцы о себе» (сб. «Гимнастика», вып. 1, 1975, с. 47—51; авторы: В. М. Смолевский и Л. А. Иванов, ГЦОЛИФК) авторы обращают внимание на книгу А. Канеко «Вызов на ультра-си» и пишут: «...Под тренировкой понимается выполнение не только упражнений в спортивном .зале, но и всего комплекса упражнений в течение дня, в том числе утренней гимнастики» (разрядка наша. — В. К.) и далее «...А. Канеко подчеркивает, что широко распространенное в Японии русское слово «зарядка» обозначает утреннюю гимнастику с целью укрепления здоровья обычного человека. Естественно, что спортсмен, заботясь о том, чтобы тренироваться в здоровом состоянии, должен выполнять утреннюю гимнастику для общего тонуса. Однако для гимнаста утренние упражнения — составная часть тренировки».
При расчетах параметров нагрузки в комплексах проводился пересчет в «условные движения»: ходьба на месте 1 мин = 120 (движениям); бег 1 мин = 180 движений, бег 400 м (по стадиону) = 360 движений; прыжки 1 мин = 60 движений и т. д.
Всего было просмотрено и проанализировано 168 комплексов утренней гимнастики таких спортивных специализаций:
Для определения нагрузки использовался условный коэффициент трудности (1,5; 2,0 или 2,5) в тех комплексах, где применялись какие-либо отягощения, амортизаторы или сложные исходные положения, взятые из своих специализаций. Сумма движений в комплексе умножалась на один из этих коэффициентов.
Известно, что в приложениях к Всесоюзному комплексу ГТО помещены примерные комплексы утренней гимнастики для различного возраста, пола и физического развития. Было подсчитано количество движений в этих комплексах, и с ними проводилось сравнение составляемых студентами комплексов утренней гимнастики.
Кроме того, в. этом приложении записано о том, что гигиеническая гимнастика решает оздоровительные задачи, проводится в форме индивидуальных и групповых занятий для повышения жизнедеятельности организма и настроенности на предстоящий трудовой день. В комплекс, как правило, рекомендуют включать 6—10 несложных, но разнообразных гимнастических упражнений. Подбор упражнений и количество повторений должны соответствовать возрасту, полу, состоянию здоровья, профессии занимающихся. Гигиеническую гимнастику нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении, желательно в легкой одежде. После зарядки необходимо обтирание, мытье ног или прием душа.
При опросе студентов предполагалось, что все они, хорошо усвоив объяснения на занятиях по гимнастике, прочитав рекомендованную литературу, именно так, как .пишется в комплексе ГТО, и будут отвечать на вопросы преподавателя об утренней гимнастике. Оказалось — нет. Многие просто «забывают» о ней, другие ссылаются на чрезмерную дальность поездки из дома в институт, а значит, и нежелании рано вставать. Большинство студентов начинают утреннюю гимнастику с резких, необоснованно быстрых упражнений типа рывков или быстрых кругов руками и т. д.
Лишь представители двух специализаций — лыжного спорта и легкой атлетики правильно, умело и точно составляли комплексы упражнений, регулярно видоизменяя их дозировку, объем и содержание. Правильно соблюдаются этими студентами и гигиенические требования к зарядке, в результате чего среди них меньше заболевших или пропустивших занятия по неуважительной причине. Среди студентов других специализаций тоже встречаются представители, регулярно выполняющие утреннюю гимнастику, но там они являются исключением из правил. Наши наблюдения за представителями специализаций, которые регулярно выполняют комплексы утренней гимнастики, совпадают с описанными в брошюре В. И. Ильинича и М. Я. Виленского: «...наблюдения за группой студентов, регулярно выполнявших зарядку, и за теми, кто не делал ее, показали, что у первых период включения в качественный учебный труд составлял 15 мин, а у вторых — до 45 мин».
Профессиональное мастерство преподавателя по физическому воспитанию и тренера по избранному виду спорта закладывается в институте. И где, как не в высшей школе, важно, необходимо приучить студентов серьезно относиться к своему собственному здоровью, бережно и рационально планировать свое свободное время, не забывая часть его обязательно уделять укреплению здоровья. Тем более что утренняя зарядка может и должна являться предпосылкой хорошей тренировки и ее составной частью. Очень правильно поступают преподаватели тех специализаций, которые не забывают интересоваться выполнением утренней гимнастики своими воспитанниками, помогают лучше ее планировать, контролируют дозировку отдельных упражнений и всего комплекса.
Интересна, хотя и небесспорна, статья доктора медицинских наук, профессора И. П. Брехман «Обязанность быть здоровым» («Наука и жизнь», 1983, № 11, с. 78—83). Было бы правильно студентам спортивных вузов прочитать эту статью, обсудить ее в учебных группах и извлечь из нее полезные и необходимые знания для активной пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих их людей.
Утренняя гимнастика входит во все ступени комплекса ГТО (от начальной ступени — «К стартам — готов!», введенной постановлением Спорткомитета СССР от 27 июня 1979 г. для детей 7—9 лет, до V ступени — «Бодрость и здоровье!» для мужчин 40—60 и женщин 36—55 лет). Объем комплекса в количеств движений подсчитывался следующим образом.
Например: 1—2 — левая в сторону на поясок, наклон влево, руки за голову — выдох; 3—4 — и. п. (о. с.); 5—8 — то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Перемножив количество повторений на дозировку, узнаем объем данного упражнения. Примерные комплексы, приводимые в приложениях к комплексу ГТО, имеют такие объемы:
I ступень (мальчики и девочки 10—13 лет) — около 430 движений
II ступень (мальчики и девочки 14—15 лет) — около 430 движений
III ступень (юноши и девушки 16—18 лет) — около 500 движений
IV ступень (женщины 19—39 лет) — около 470 движений
IV ступень (мужчины 19—39 лет) — около 500 движений
V ступень (женщины 35—55 лет) — около 490 движений
V ступень (мужчины 40—60 лет) — около 500 движений
Учитывая, что эти комплексы вряд ли научно обоснованны, мы брали их лишь в качестве ориентировочных: для сравнения с ними выполняемых студентами.
Следует отметить, что и в рекомендованных комплексах, и в составленных студентами не указана интенсивность упражнений, отсутствуют указания на промежутки отдыха между упражнениями и др.
Ряд авторов (М. Ф. Гриненко, Г. С. Решетников, 1981; Н. М. Амосов, 1981; Э. Г. Булич, 1981; В. И. Ильинич, М. Я. Виленский, 1983, и др.) считают, что утренняя гимнастика непродолжительна (15—25 мин), незначительна по объему, средняя по интенсивности. Это, видимо, правильно для людей, не занимающихся спортом, не имеющих больших физических нагрузок.
Для спортсменов же, по нашему мнению, лучше применять в утренней гимнастике упражнения, придающие ей характер дополнительной тренировки с объемами 600—1000 движений для девушек и от 1000 до 2100 движений для юношей. «Движением» здесь называются каждые пружинные изменения положения звеньев тела (наклон, поворот, приседание, мах ногой, рывок руками и т. п.). Ряд движений, выполняемых подряд, на определенное количество счетов и с определенной дозировкой (количеством повторений) мы называем «упражнением».
В рекомендациях комплекса ГТО записано: «Выполнение упражнений утренней гимнастики проводится в форме соревнований. Знания проверяются в беседе». Так принимались упражнения у студентов ИФК. различных специализаций.
В практике проведения соревнований по утренней гигиенической гимнастике чаще всего учитывают синхронность и выразительность выполнения упражнений всеми участниками, музыкальное оформление, которое при этом используется, также учитывается на соревнованиях. Нам кажется, что, помимо хорошей осанки, чистоты исполнения и других моментов внешних характеристик движений, следовало бы для определения победителей командного и далее личного первенства учитывать не только внешние характеристики, но и количественную сторону, т. е. содержательную часть комплексов. Особенно важен этот момент при индивидуальной форме зачета для определения лучшего физкультурника, который применяет удобный для себя комплекс упражнений.
Способ пересчета упражнений типа бега и ходьбы на месте, прыжков был изложен выше. Для определения абсолютных победителей соревнований по утренней гигиенической гимнастике следует учитывать и количество упражнений, и их дозировку (объем), и выполнение без значительных нарушений внешних форм упражнений. Суммарные показатели объема и качества упражнений (в комплексе) могут свидетельствовать о тщательности сги разработки и достаточности нагрузки в нем. Объективными показателями нагрузки служат и показания пульса до и после занятия.
На основании бесед со студентами выяснилось, что не все они регулярно и достаточно серьезно относятся к выполнению утренней гимнастики (некоторые просто переписывают упражнения у товарищей), о чем свидетельствуют и малые по объему, явно заниженные двигательные нагрузки (для возраста 17—20 лет). Однако студенты специализаций: лыжный спорт, хоккей, волейбол (у юношей) и лыжный спорт, гребной спорт, конькобежный спорт (у девушек) регулярно выполняют утреннюю гимнастику.
Во время наблюдений мы обратили внимание на то, что студенты, имеющие хорошие внешние показатели физической подготовленности, чаще манкируют утренней гимнастикой, чем студенты средней подготовленности. С целью популяризации утренней гимнастики среди студентов, поощрения их можно рекомендовать осуществление проверки ее регулярно (как минимум 2 раза в учебном году).
Для лучшей подготовки специалистов целесообразно ввести в программу по гимнастике для студентов негимнастических специализаций методическое занятие на тему: «Утренняя гимнастика».
Гимнастика. Ежегодник. Первый выпуск 1984 года.
Большое спасибо: Студенты, изучающие технологию машиностроения, получают знания о современном оборудовании.