Сконструированный нами мини-батут представляет собой несложное техническое приспособление, значительно облегчающее обучение базовым навыкам маховых упражнений (рис. 1). Он состоит из плетеной сетки (4), растянутой стальными пружинами на металлическом каркасе, который изготовлен из двух несущих труб (1), скрепленных между собой дугами (2), и распорок (3). Ширина сетки батута 75 см. Длина подбирается в зависимости от роста гимнаста и характера выполняемых упражнений и может изменяться от 0,3 м до 1 м путем натяжения на каркасе нужной части сетки. Свободные ее концы крепятся амортизаторами к дугам или распоркам. Эластичность батутной сетки регулируется количеством применяемых пружин. Последние накрываются сверху листовым поролоном, помещенным в чехлы из тканевого материала (для профилактики травматизма в случае неудачного выполнения упражнения).
В рабочем состоянии несущие трубы надеты на два направляющих стальных стержня (1) (рис. 2), и батут может перемещаться вдоль них. Фиксируется он (в нужном месте) стопорными винтами (2). Концы стержней соединительными устройствами (3, 4) закрепляются на высокой и низкой перекладине. В качестве высокой используется стандартная перекладина, низкая представляет собой самодельную конструкцию: приваренные к швеллеру (5) вертикальные стойки (6) высотой 40 см, усиленные косынками. В стойки вставлен выдвижной стержень (7) с устройством для крепления грифа. Это позволяет регулировать положение перекладины над полом от 50 до 70 см.
Начальная высота перекладин и место расположения батута подбираются с учетом роста, физической подготовленности гимнаста, характера выполняемых упражнений и их назначения.
С помощью «снарядного батута» можно:
1) выполнять подводящие упражнения, близкие по каким-то характеристикам основным маховым упражнениям;
2) выполнять все упражнения, составляющие содержание подготовки гимнастов, способом расчленения с учетом спортивной квалификации и индивидуальных особенностей гимнастов;
3) развивать специальные двигательные качества;
4) реализовывать принцип сопряжения физической и технической подготовки.
Рассмотрим методику работы с помощью предлагаемого устройства на примере обучения выполнению большого оборота назад.
Прежде всего у гимнаста должно быть создано правильное представление о висе, упоре, стойке на руках. Он также должен овладеть техникой размахиваний на перекладине.
С применением «снарядного батута» на данном этапе обучения формируется навык «хлестообразно-броскового» движения и отдельных локальных действий большого оборота назад.
Эта задача рационально решается следующими упражнениями:
Упражнение 1 (рис. 3) выполняется на низкой перекладине высотой 50 — 60 см, с батутом, установленным на ней в задней верхней части перекладины под углом 30 — 45° к вертикали. Из положения стойки на руках на грифе перекладины спад прямым телом на батут и обратный отход в зону стойки.
Назначение упражнения. Формирование правильной осанки при спаде и умения управлять ею.
Организационно-методические замечания и дозирование упражнения. На начальном этапе обучения батут следует располагать в 20—30° от вертикальной плоскости, а по мере овладения упражнением его целесообразно перемещать в более низкое положение (до 45° от вертикали) . Рекомендуем выполнять упражнение хватом за свободно вращающиеся на грифе перекладины трубочки — 3—4 подхода по 7—15 повторений в каждом.
При выполнении упражнения следить за правильным формированием динамической осанки, особенно обратив внимание на положение тела в моменты прихода на батут и отхода с батута.
Упражнение 2 (рис. 4) выполняется на высокой перекладине с расположением батута в 10 — 15° от вертикальной плоскости. Гимнаст из размахивания на перекладине (можно с помощью), оттолкнувшись спиной от батута, выполняет «хлестообразно-бросковое» движение по ходу махового перемещения.
Назначение упражнения: освоение «хлестообразно-броскового» размахивания.
Организационно-методические замечания и дозирование упражнения. Вначале упражнение выполнять с небольшой амплитудой — 3—5 подходов по 7—15 раз в каждом. Особое внимание обратить на хорошее провисание, активную работу руками и плечевым поясом при энергичном бросковом движении.
Упражнение 3 (рис. 5) выполняется на низкой перекладине высотой 50 — 60 см, батут под углом 30 — 45° к вертикали. Из положения стойки на руках на грифе перекладины спад прямым телом на батут и обратный отход в зону стойки.
Назначение упражнения: освоение техники работы кистями при входе в зону стойки.
Организационно-методические замечания и дозирование упражнения. На начальном этапе обучения батут целесообразно располагать в 20—30° от вертикали. По мере овладения упражнением следует переместить батут в более низкое положение (до 45—60° от вертикали).
Выполнять 3—4 подхода по 5—15 раз в каждом.
При перемещении гимнаста в зону стоики надо сохранять правильную осанку (не откидывать голову назад, не сгибать руки в локтях) и своевременно осуществлять перехват кистями грифа.
После овладения этими упражнениями следует переходить к обучению большому обороту назад на высокой перекладине. Рекомендуем начинать обучение с размахиваний большой амплитуды, а затем переходить к выполнению большого оборота со спада, целостным методом. Как правило, уже на втором-третьем занятии гимнасты могут выполнить полный большой оборот назад. При возникновении ошибок в отдельных деталях большого оборота необходимо опять вернуться к совершенствованию этого навыка с помощью «снарядного батута».
Возможности «снарядного батута» не исчерпываются обучением простым маховым упражнениям на начальном этапе тренировки. Он с успехом может использоваться и в период спортивного совершенствования для отрабатывания навыков различных поворотов, подхватов, перехватов и перелетов, навыков движений в обратном хвате и в висе сзади. С не меньшим успехом его можно применять и для формирования навыков больших оборотов на одной руке, а также для развития специальных двигательных качеств. Его можно использовать при обучении некоторым упражнениям на разновысоких брусьях, используя вместо нижней жерди. Применение «снарядного батута» позволяет сократить период обучения некоторым упражнениям, особенно сложным, на 20—25%, а сам тренировочный процесс становится более интересным и эмоциональным.
Р. И. Райтер, ЛТЭИ, Ю. П. Марченко, КГИФК, С. Д. Читайло, ЛТЭИ.