К настоящему времени многочисленными исследованиями экспериментально установлено, что музыка может оказывать управляющее и регулирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную, выделительную и другие системы человеческого организма, вызывать в них самые разнообразные и многоуровневые физико-химические реакции, обеспечивающие адекватную жизнедеятельность слушателя.
Музыка способна возбудить и успокоить, отвлечь от неприятных или ненужных мыслей, обострить мышление и направить его в нужное русло, ободрить и развеселить, воодушевить на длительную и напряженную умственную или физическую работу и т. д.
Научные данные о возможностях целенаправленного психофизиологического музыкального воздействия на мышление и поведение человека открывают перспективы существенного расширения утилитарного использования музыки в гимнастике.
Вниманию читателя предлагается разработанная нами методика повышения эффективности учебно-тренировочных занятий в гимнастике средствами функциональной музыки. Под функциональной музыкой понимаются специально подобранные произведения различных музыкальных жанров, призванные направленно стимулировать физиологические процессы, психическое состояние и двигательную деятельность гимнастов в ходе спортивных занятий.
Воспроизводить функциональную музыку лучше с использованием современных технических средств.
В целях дифференцированной оптимизации психического состояния спортсменов перед предстоящей работой и более эффективного решения педагогических задач во всех четырех частях учебно-тренировочного занятия функциональная музыка подразделяется на несколько специальных разновидностей под условными наименованиями: встречающая музыка; музыка врабатывания, тонизирующая музыка; успокаивающая музыка; провожающая музыка. Каждая из перечисленных разновидностей функциональной музыки имеет свои цели и выполняет соответствующие ей функции и качественно отличается от остальных. Сжатые их характеристики сводятся к следующему:
Встречающая музыка
Начинается за 15 минут до учебно-тренировочного занятия (поскольку занимающиеся обычно приходят в спортивный зал за 10—15 минут до тренировки, чтобы иметь время для соответствующей подготовки к ней), кончается по сигналу к началу занятия.
Цель — поднять настроение, эмоционально взбодрить прибывающих спортсменов с одновременной разгрузкой их нервной системы от нежелательного психоэмоционального напряжения предшествующего периода, ненавязчиво переключить их мысли на предстоящую тренировку.
Встречающая музыка — это своеобразный музыкальный заслон от неприятных или посторонних мыслей и эмоций, которые спортсмен не должен нести на тренировку во избежание снижения ее эффективности. Встречающая музыка характеризуется бодрыми, веселыми, энергичными и ритмичными вокально-инструментальными мелодиями и маршами, написанными в темпах moderato allegretto или allegro. Методика использования встречающей музыки включает в себя ряд психологических приемов, связанных с отвлечением и направлением внимания, изменением эмоционально окрашенных представлений, направленности мыслей, с использованием богатой палитры средств музыкальной выразительности и специально подобранных слов, текстов песен.
Музыка врабатывания
Начинается после вводной части урока (обычно насыщенной устным изложением задач урока и необходимыми предварительными указаниями тренера, от восприятия которых музыка может отвлечь) и организованной общей разминки (где необходимо адекватное движениям музыкальное сопровождение). Поэтому первые аккорды музыки врабатывания звучат в подготовительной части урока в момент начала самостоятельной (раздельной) разминки. Продолжается музыка врабатывания до конца подготовительной части занятия.
Цель — дальнейшая психорегуляция занимающихся и оптимизация функциональной настройки их организма на запланированную в данном занятии деятельность.
Как известно, в связи с психофизиологическими особенностями организма начальный период любой работы характеризуется пониженной работоспособностью. В целях ускорения процесса врабатывания используется музыка, выполняющая функции возбуждения двигательной активности занимающихся. Музыка этого периода должна быть бодрой, жизнерадостной, с четким ритмом. Первостепенное значение здесь придается мажорности тона и живому, пульсирующему ритму. Преимущественные темпы исполнения музыкальных произведений — moderato, allegro, vivo vivace, presto.
Тонизирующая музыка
Применяется на фоне накопления утомления во второй половине основной части занятия (помимо традиционного музыкального сопровождения вольных упражнений).
Во избежание перенасыщения занятий музыкой тонизирующая музыка используется эпизодически, обычно один-два раза в неделю. Исполняется она при совершенствовании выполнения упражнений, не требующих большого сосредоточения внимания. Оптимальная продолжительность музыкального звучания — до 10 минут.
Цель — использование музыки для профилактики нарастающего утомления и повышения эмоционально-поведенческой устойчивости к стрессовым ситуациям напряженных тренировок.
Музыкальный материал подбирается в зависимости от необходимого тренеру темпа работы и ритмического рисунка выполняемых двигательных актов, которые как бы ведутся (лидируются) музыкой незаметно для занимающихся.
Негромкая, ненавязчивая музыка в этом случае создает лишь общий звуковой фон, приятный для слуха и легкий для восприятия на уровне непроизвольного внимания. Тренирующиеся спортсмены должны слышать ее с удовольствием, но не обращать на нее специального внимания. Идеально, когда спортсмен во время тренировки, сам того не замечая, т. е. подсознательно, начинает про себя воспроизводить в такт музыке мотив или едва слышно напевать его, при этом не только не отвлекаясь от выполняемой работы, а наоборот, усиливая, акцентируя ее с помощью музыки.
Успокаивающая музыка
Состоит из вокально-инструментальных произведений, преимущественно лирического характера. Начинается за 0—7 минут до конца учебно-тренировочного занятия (в его заключительной части) и завершается через несколько минут по окончании занятия.
Цель — снятие или снижение утомления и нервного напряжения.
Эта музыка должна быть спокойной, мелодичной, с мягким музыкальным рисунком. Она должна соответствовать двигательным и дыхательным упражнениям на расслабление, характерным для заключительной части занятия.
Предпочтительные темпы исполнения успокаивающей музыки — largo, lento, adagio и andante.
Весьма результативными для гармоничного успокоения организма и ускорения протекания восстановительных процессов оказались также магнитозаписи, воспроизводящие звуки природы: шелест листвы, шуршание колосьев, пение птиц, «голоса» ручьев и капелей и т.д.
Провожающая музыка
Транслируется в течение 10—15 минут до ухода занимающихся из спортивного зала.
Цель — дальнейшая оптимизация восстановительных процессов, переключение внимания и эмоциональный подъем перед переходом к последующей учебной, производственной или какой-либо другой деятельности.
Радостная, бодрящая музыка, звучащая после тренировки, характеризуется переходом от медленной, успокаивающей музыки к несколько более энергичным, четким и выразительным популярным эстрадным мелодиям в вокально-инструментальном исполнении.
Предпочтительные темпы — andante, moderato.
В конце передачи полезно использовать произведения, написанные в темпе марша.
Большое значение здесь имеют слова песен, подбадривающие, заставляющие встряхнуться, сбросить с себя груз усталости, настроиться на мажорный лад.
Проведенные нами экспериментальные исследования показали, что при использовании функциональной музыки озвучиваемые спортивные занятия целесообразно чередовать с занятиями, проводимыми в обычных условиях. Это позволяет провести сравнительные наблюдения как тренерам, так и самим занимающимся, предупреждает пресыщение, вносит в учебно-тренировочный процесс разнообразие и дает возможность решать в обычных условиях те педагогические задачи, решению которых музыка мешает.
Одно из важнейших условий эффективного использования функциональной музыки заключается в том, чтобы применяемые музыкальные произведения, нравились занимающимся. Чем больше они нравятся, тем выше их функциональный эффект. Поэтому организаторы функционального вещания должны отказаться от навязывания своих личных вкусов и систематически изучать музыкальные интересы тех, на кого они собираются воздействовать музыкой.
Систематический текущий учет музыкальных вкусов и интересов занимающихся осуществляется при помощи специальных групповых журналов заявок, отзывов и предложений, бесед, педагогических наблюдений и т. д. Периодический учет проводится 1—2 раза в год путем тотального анкетного опроса занимающихся по ряду интересующих вопросов.
Частое повторение одних и тех же музыкальных произведений или программ (что, к сожалению, характерно для традиционного использования музыки в гимнастике) существенно снижает полезный эффект функционального воздействия музыки на занимающихся: сначала падает интерес к таким произведениям (программам), затем они теряют свое стимулирующее значение, и наконец наступает время, когда та же самая музыка, которая раньше нравилась и давала хороший эффект, начинает раздражать слушателей и затруднять сопутствующую деятельность.
В связи с этим уместно напомнить известную истину, гласящую, что мощным возбудителем эмоций является фактор новизны. Новая музыка возбуждает, включает подсознательные- механизмы переживания. Для достижения высокого функционального эффекта используемые на спортивных занятиях мелодии не должны часто повторяться. Музыкальная среда, окружающая гимнаста на занятиях, должна быть динамической, постоянно меняющейся. Обновление музыкального репертуара желательно проводить таким образом, чтобы применяемые произведения повторялись не чаще чем через 1—2 месяца.
Применение вышеизложенной методики использования функциональной музыки на учебно-тренировочных занятиях трех групп гимнасток массовых разрядов Московского авиационного института (50 человек, 17—23 лет) в течение одного года позволило установить ее выраженное положительное воздействие на эффективность спортивных занятий путем улучшения условий их проведения.
Так, например, анкетный опрос испытуемых, проведенный в конце наблюдаемого года, показал следующее:
участникам эксперимента это нововведение нравится и они хотели бы и впредь тренироваться с использованием функциональной музыки (96%);
тренировка с музыкальным сопровождением вызывают больший интерес и их ожидают с большим нетерпением, чем тренировки в обычных условиях (94%);
применяемая музыка повышала настроение на учебно-тренировочных занятиях (98%);
занятия с использованием функциональной музыки снижают нервное напряжение (92%);
музыкальное сопровождение помогает выполнять тренировочные задания тренера с относительно меньшими волевыми усилиями (94%);
с функциональной музыкой легче выполнять предлагаемые упражнения и возникает желание повторить их, отодвигается наступление усталости (96%);
музыка повышает качество выполнения упражнений (90%);
при использовании музыки увеличилось количество подходов в основной части занятия (80%);
с помощью музыкальной стимуляции быстрее и успешнее осваивается учебная программа (86%);
94% участников эксперимента считают, что функциональная музыка улучшает их общее самочувствие от начала и до конца озвучиваемого учебно-тренировочного занятия, а также на некоторое время после него.
Тренер, работавший с испытуемыми, подтверждая мнения своих подопечных, прибавил, что системное использование функциональной музыки заметно повысило посещаемость занятий, улучшило взаимоотношения и дисциплину в группах, ускорило достижение запланированных спортивных результатов.
Последующее использование данной методики с гимнастками старших разрядов подтвердило полученные результаты. Данные эксперимента свидетельствуют об очевидной пользе применения функциональной музыки в гимнастике.
Ю. Г. Коджаспиров, к.п.н., доцент, П. Я. Степанян, МАИ.