Совершенствование методики педагогического контроля за учебно-тренировочными нагрузками в процессе занятий с юными гимнастами — одна из наиболее важных в настоящее время проблем теории и практики спортивной гимнастики.
Механический перенос (даже с «поправкой» на возраст) методики тренировочных занятий (а следовательно, объема и интенсивности нагрузок), применяемой в работе с детьми 7—8 лет, на занятия с детьми 5—6 лет не выдерживает критики. Надежда на собственный опыт, интуицию тренера и необычайную работоспособность юных гимнастов тоже не выход из положения. Гимнастика относится к числу видов спорта, характеризующихся значительными психическими нагрузками, предъявляющими высокие требования к функциям ЦНС занимающихся вообще, а детей 5—6 лет в особенности.
Именно поэтому в наших исследованиях, проведенных на кафедре гимнастики МОГИФКа в 1981—1983 гг., основное внимание было обращено на изучение нетрадиционных для спортивно-педагогических исследований показателей утомления юных гимнастов в процессе тренировочных занятий — показателей динамики их умственной работоспособности в ходе занятия (рассматривались объем и качество переработки зрительной информации как показатели произвольного внимания исследуемых).
Теоретическим обоснованием целесообразности проведения исследования явилось положение о преимущественной роли зрительного анализатора в пространственной ориентации и управлении моторными (двигательными) действиями на данном возрастном этапе развития ребенка (Я. З. Неверович, 1963; В. А. Гатеев, 1966; А. В. Запорожец, 1967; И. С. Беритов, 1969, Л. Е. Любомирский, 1974, и др.).
Поэтому логично предположить, что снижение умственной работоспособности в процессе учебно-тренировочных занятий является результатом негативных функциональных изменений ЦНС (в частности, различных участков зрительного и кинестетического анализаторов). Как следствие ухудшаются пространственная ориентация и координация произвольных движений занимающихся. В наших исследованиях, проводимых в рамках НИРС членами студенческого научного кружка кафедры гимнастики МОГИФКа, решались две задачи.
1. Определение характера динамики умственной работоспособности гимнастов 4—8 лет в процессе тренировочного занятия.
Для решения этих задач мы применили методику дозированной во времени работы с применением фигурных таблиц (см. рисунок), разработанную в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, и педагогические наблюдения. Работая с фигурными таблицами, мы размещали детей за столами так, чтобы они не мешали друг другу. Каждому давали фигурную таблицу и карандаш (шариковую ручку).
В соответствии с методикой дети сначала внимательно просматривают таблицу, знакомятся с ее содержанием и называют вслух фигурки, размещенные по строкам. Убедившись, что дети познакомились с таблицей и хорошо различают фигурки, экспериментатор приступает к объяснению задания, например: «Дети, внимательно просматривайте таблицу начиная с верхней строки, слева направо. Отыскивайте 3 фигурки: флажок, прямоугольник, квадрат. Во флажке ставьте крестик (плюс), в прямоугольнике — черточку (минус) и в квадрате — точку». Задание иллюстрируется на листке бумаги или на доске. После того как все поняли задание, иллюстрацию убирают и дают команду приготовиться к работе. Дети берут карандаши (ручки) и по команде «Начали» приступают к выполнению задания. Через 2 минуты работа заканчивается и дети отмечают черточкой ту фигурку, на которой их застала команда «Стоп». При опенке выполненного задания учитываются: объем работы, т. е. количество просмотренных фигурок за 2 минуты (например, ребенок Успел просмотреть 6 полных строк и 7 фигурок следующей строки — объем работы 67 фигурок), количество допущенных ошибок (пропущена нужная фигурка, перепутал знак: вместо «—» поставлен «+», отмечена незаданная фигурка, пропущена строка; исправление считается ошибкой).
Интегральный показатель качества работы оценивается по коэффициенту продуктивности (Q) по формуле:
где С — количество просмотренных строк,
d — количество ошибок.
Для сравнения качества выполненной ребятами работы высчитывается также стандартизированная ошибка из расчета на 100 знаков. Например, объем работы ребенка составил 75 фигурок, при этом было допущено 3 ошибки. Из пропорции
т. е. стандартизированная ошибка — dm = 4.
При повторной работе (после тренировки) задание изменяется, т. е. отыскиваются другие фигурки (например, кружок, треугольник, звездочка).
Сдвиги в показателях умственной работоспособности считаются существенными, если объем повторной работы изменяется более чем на 5% от первой, а стандартизированная ошибка соответственно на 0,5 ошибки.
Индивидуальные сдвиги функционального состояния ЦНС ребенка оцениваются по следующей схеме (табл. 1):
Из схемы видно, что наибольшие отрицательные сдвиги в функциональном состоянии ребенка, характеризуемые как заметное утомление, проявляются в снижении объема работы (количество просмотренных фигурок), увеличении количества ошибок и уменьшении коэффициента продуктивности (сдвиг № 9). Наиболее благоприятен сдвиг № 4.
В наших исследованиях приняли участие мальчики и девочки 5—8 лет ДЮСШ общества «Спартак» на базе кафедры гимнастики МОГИФКа. Стаж занятий спортивной гимнастикой — 5—7 месяцев. Умственная работоспособность юных гимнастов изучалась до и после учебно-тренировочного занятия продолжительностью 1,5 часа. Занятие игрового типа с основной направленностью на ОФП. Работа на снарядах по времени и интенсивности незначительная. Результаты обследования представлены в табл. 2.
Анализ таблицы выявляет четкую зависимость сдвигов показателей умственной работоспособности юных гимнастов к концу тренировочного занятия от их возраста. Наиболее заметны и отрицательны сдвиги в группе 5—6-летних детей (объем работы уменьшается на 30.4%, стандартизированная ошибка увеличилась более чем в 2 раза, а коэффициент продуктивности снизился на 37%). Аналогичные, но менее выраженные сдвиги в группе 7-летних гимнастов (соответственно 14,8, 66, 28%). В группе 8-летних детей характер сдвигов изучаемых показателей иной. Объем работы хотя и уменьшился, но незначительно по сравнению с первой и второй группами, при этом стандартизированная ошибка уменьшилась на 42% (т. е. качество работы улучшилось), коэффициент продуктивности к концу тренировки также улучшился. Это дает основание оценить функциональные сдвиги ЦНС в группах 5—6-летних и 7-летних гимнастов как заметное утомление, а в группе 8-летних — как врабатывание.
Таким образом, практически одна и та же нагрузка в процессе тренировочного занятия оказывает разное воздействие на юных гимнастов с одинаковым спортивным стажем, но отличающихся друг от друга по возрасту. А это имеет важное значение для педагогического контроля в занятиях с детьми.
Выявленная возрастная особенность умственной работоспособности детей убедительно представлена в многочисленных медико-биологических и педагогических исследованиях, проведенных на базе дошкольных и школьных учреждений, но не стала еще предметом пристального внимания специалистов и практиков в области детского спорта.
На наш взгляд, решение таких вопросов, как начало занятий в том или ином виде спорта, оптимизация учебно-тренировочных нагрузок на этом этапе отбора и начальной подготовки, и многих других возможно только при комплексном подходе в оценке функциональных возможностей детей, в том числе и их умственной работоспособности.