В настоящее время заметен значительный прогресс в освоении новых сложных упражнений, который стал возможен благодаря более совершенной методике обучения с применением вспомогательных средств. Однако методической литературы по вопросам обучения приходам в стойку на руках пока явно недостаточно.
Рисунок 1 →
а — прыжки в стойке на руках, опираясь ногами о стенку; б — «надавливание» на ноги партнера, стоящего в стойке на руках; в — прыжки в стойке на руках с кубиков вниз (сбивая один кубик).
В данной статье предлагаются вниманию тренеров и спортсменов ряд технических средств и методических приемов обучения приходам в стойку на руках на «решетку» после вращения вперед. Рекомендуемые приемы и упражнения апробированы и успешно применялись в процессе подготовки спортсменов высокой квалификации.
Тренеры хорошо знают, как сложно сформировать у занимающихся умение правильно приходить в стойку на руках. Важно, на наш взгляд, создать у акробата (верхнего) точное представление о позе, в которую он приходит в конце выполняемого упражнения. Эта точность достигается созданием у спортсмена ясных представлений о положении тела и его отдельных частей в пространстве по отношению к опоре. Для нижних это не только бросок и ловля партнера, но также и умение быстро корректировать ошибки верхнего.
Рисунок 2 →
а — прыжки со стойки на гимнастической скамейке; б — схема-чертеж «ручной ходули»; в — с автошины прыжок на горку матов в стойку.
Ниже при водится перечень упражнений, которые способствуют эффективному обучению приходам в стойку на руках на «решетку».
Упражнения для верхнего:
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упражнение выполнять в быстром темпе.
2. Упор стоя лицом к стене на расстоянии 70—100 см. Разгибание в лучезапястных суставах до упора кончиками пальцев и возвращение в исходное положение. Руки в локтях не сгибать.
3. Прыжки с хлопками в упоре лежа.
4. Стойка на руках с опорой ногами о стену. Прыжки на руках (рис. 1, а).
5. Стойка на руках с помощью партнера. Последний слегка надавливает (сверху вниз) на ноги спортсмена (рис. 1, б).
6. Прыжки в стойке на руках.
7. Прыжок с кубиков в стоике на руках (многократно) (рис. 1, в).
8. В стойке на руках прыжок с гимнастической скамейки на пол многократно (рис. 2, а).
9. Прыжки в стойке на руках на ходулях (рис. 2, б).
Выше перечислены упражнения, которые необходимо выполнять спортсмену для укрепления кистей рук, а также для совершенствования умения сохранять равновесие в стойке на руках. Параллельно следует обучать верхнего и целевому элементу. В данном случае это прыжок с ног в стойку на руках. Для этого рекомендуются следующие упражнения:
И. п. — упор присев: а) толчком двумя выход в стойку на руках в группировке; б) толчком двумя выход в стойку на руках углом.
Рисунок 3 →
а — подбрасывание партнера, стоящего на «решетке»; б — прыжок с подвесного мостика на «решетку»; a — прыжок с батута на «решетку».
Обучение целевому упражнению начинается с создания пространственных представлений о нем. Это достигается с помощью «проводки» и фиксации отдельных поз. «Проводка» осуществляется с помощью двух партнеров: нижние стоят слева и справа от верхнего, лицом друг к другу. Они берутся одной рукой за плечо верхнего, другой — под бедро и осуществляют «проводку» по движению.
Упражнения для верхнего:
1. Прыжок с ног в стойку на руках.
2. Прыжок с ног в стойку на руках на батуте.
3. Прыжок с автокамеры в стойку на руках на горку матов (рис. 2, в).
Упражнения для нижних: Хват «решеткой».
1. Балансирование шеста.
2. Броски и ловля набивного мяча.
3. То же, но с футбольным мячом.
4. Подбрасывание и ловля верхнего, стоящего на «решетке» (рис. 3, а).
5. Ловля верхнего, спрыгивающего с площадки, закрепленной на гимнастической стенке (рис. 3, б).
6. Ловля верхнего, выполняющего прыжок с батута (рис. 3, а).
7. Подбрасывание и ловля верхнего, стоящего в стойке на руках (рис. 4, а).
Рисунок 4 →
а — подбрасывание партнера, стоящего в стойке на руках на «решетке»; б — толчком ног выход согнувшись в стойку на руках на «решетке».
Если перечисленные выше упражнения освоены в полной мере, то можно приступать к освоению целевого элемента. Для этого рекомендуются следующие упражнения:
1. Верхний стоит на полу, руки на «решетке» у нижних. Толчком ног выход в стопку на руках (рис. 4, б).
2. Верхний стоит на автокамере, руки на «решетке» у нижних. Толчком выход в стойку на руках.
3. Верхний стоит на «решетке» (рис. 5, а). Прыжок в стойку на руках на «решетку» (рис. 5, б).
Нижние должны ловить верхнего на максимально возможной высоте, затем, упруго сгибая ноги и опуская «решетку», остановить движение верхнего. При такой ловле можно корректировать позу верхнего. Плавная, мягкая ловля, проходящая более длительное время, позволяет спортсмену оценить свое положение в момент прихода.
При уверенном и стабильном выполнении последнего элемента можно приступать к изучению более сложных упражнений, связанных с вращениями вперед.
Л. П. Семенов, доцент, мс, Ю. Ф. Мотренко, мсмк, аспирант, ГЦОЛИФК.