Одним из направлений совершенствования композиции упражнений на брусьях является включение элементов, выполняемых большим махом из стойки на руках. К ним относятся: большой оборот назад, впервые показанный на XIX чемпионате мира в 1978 г. японским гимнастом Э. Кенмоцу; большим махом сальто назад с перемахом ноги врозь в упор на согнутых руках, выполненное Ю. Королевым на XXI чемпионате мира в Москве, и хорошо знакомый многим гимнастам подъем махом вперед. Можно предположить, что уже в недалеком будущем будут показаны такие элементы, как перелет Ткачева, большой оборот с поворотом на 360°.
В связи с тем что в научной и методической литературе нам не удалось обнаружить сведений о подобных упражнениях, исследование техники большого оборота, являющегося профилирующим элементом в данной структурной группе, представляется актуальным. С этой целью были проведены педагогические наблюдения, киносъемка упражнения и его биомеханический анализ.
Как видно из контурограммы, представленной на рис. 1, при выполнении большого оборота назад можно выделить две фазы — перемещение гимнаста вниз до нижней вертикали и далее до стойки на руках. В свою очередь, вторую фазу можно разделить на две части — это перемещение до безопорной фазы и переход в стойку на руках.
Время исполнения большого оборота составляет 1,4—1,6 с. Перемещение из стойки на руках до нижней вертикали длится 0,65—0,75 с (кадры 1—16)1, а от нижней вертикали до стойки на руках 0,75—0,85 с (кадры 16—34). При движении со стойки до нижней вертикали выгодно сохранять прямое тело как можно дольше (кадры 1—10), как говорят гимнасты, надо «оттянуться», тогда больше будет момент внешней силы (силы тяжести) и соответственно скорость вращения спортсмена.
Во второй фазе движения гимнаст выполняет короткий мощный бросок ногами (кадры 16—22), прилагая при этом активные усилия для сохранения линии «руки — туловище», после чего наступает безопорная фаза, в которой гимнаст начинает выпрямлять ноги. Завершается безопорное перемещение активной постановкой прямых рук с последующим разгибанием тела во всех суставах и приходом в стойку (кадры 25—34).
На наш взгляд, на рисунке представлена контурограмма движения с техникой, близкой к рациональной. Однако хотелось бы сделать некоторые уточнения по технике исполнения этого элемента. В первой фазе движения, сгибая ноги, следует слегка прогнуться в тазобедренных суставах. Это дает возможность во второй фазе выполнить более мощный бросок ногами. Кроме того, после броска ногами желательно как можно быстрее разогнуть их.
И еще. При выполнении большого оборота необходимо уже в начале движения переместить большие пальцы рук, прижимая их к остальным. Если своевременно не выполнить таких действий, то во второй фазе движения это приведет к остановке рук, тогда как тело будет продолжать движение, а значит, исказится рациональная техника исполнения большого оборота.
При проведении педагогических наблюдений было замечено, что гимнасты при обучении оборотовому движению в первой фазе очень рано сгибают ноги и слегка подтягивают их к туловищу из-за боязни удариться стопой о пол или основание брусьев. Естественно, что это затрудняет обучение правильной технике большого оборота.
Предлагаем гимнастам серию упражнений, которые помогут правильно выучить этот элемент.
1. Размахивание в висе на низкой перекладине с согнутыми назад ногами и хватом всеми пальцами сверху.
2. Из упора на низкой перекладине с поролоновыми матами под ней на расстоянии 1,3—1,8 м выполнить отмах в вис и после касания матов носками быстро согнуть ноги назад. Сохраняя позу, качаться до остановки.
3. На низкой перекладине выполнить большой оборот с помощью.
4. То же, что упражнения 1, 2.
5. Большой оборот на концах брусьев. Помогать при этом следует во второй фазе движения одной рукой под шею, другой — под поясницу. При переходе в стойку руки страхующего перемещаются под живот и спину.
6. То же в середине брусьев с помощью и самостоятельно.
Вышеперечисленные упражнения помогут гимнастам овладеть большим оборотом на брусьях.
Примечания
1. При киносъемке со скоростью 24 кадра в секунду.
С. П. Евсеев, кандидат педагогических наук, Ленинград, А. А. Халилов, г. Воронеж.