Возможность выполнения сложного акробатического прыжка определяется как минимум двумя переменными — скоростью вращения «по сальто» и продолжительностью фазы полета. Увеличение фазы полета, если не учитывать эластические свойства опоры, по-видимому, главным образом зависит от двигательного потенциала спортсмена и умения реализовать этот потенциал в основном упражнении. Спортсмен, умеющий выполнять тройное сальто на дорожке, в принципе способен подняться на ту же, а возможно, и большую высоту при выполнении одинарного сальто. Однако эта возможность, как правило, не реализуется. Очевидно, для выполнения каждого конкретного элемента существуют свои оптимальные границы варьирования скорости вращения и времени полета, которые по мере увеличения сложности элемента должны сужаться.
В ходе нашего исследования мы попытались обозначить временные границы фазы полета, причем особенно важным нам представлялось определение нижней границы, так как именно она разграничивает успешное завершение элемента и неудачу. В педагогическом эксперименте, проходившем в естественных условиях тренировок, приняли участие 4 мастера спорта международного класса и 9 мастеров спорта по спортивной акробатике. С помощью контактных площадок, соединенных с регистрирующим двухканальным цифровым прибором ИПР-01, фиксировались временные параметры полетной фазы различных сальто, о соотношении сложности которых можно судить по коэффициенту трудности (КТ), установленному правилами соревнований. У каждого участника было зафиксировано с точностью 10,3 с от 3 до 9 попыток выполнения каждого освоенного элемента. Затем было определено среднее индивидуальное время, необходимое для качественного выполнения соответствующего прыжка. Сбавка производилась по правилам соревнований и не должна была превышать 0,5 балла. Участникам эксперимента не давалась установка относительно высоты выполняемого сальто. Среднее время выводилось из средних индивидуальных показателей. Максимальное и минимальное выбирались из всех зафиксированных удачных попыток (естественно, можно лишь приближенно говорить о действительных минимальных и максимальных временных границах выполнения данных элементов).
Среднее время полетной фазы соответствующих элементов в условиях соревнований определялось на основании просчета кадров на кинолентах, отснятых В. Крачуновым на финалах Кубков и чемпионатов страны в период 1980—1983 гг. Съемка проводилась кинокамерами «Красногорск» и КС-50 с частотой 48 и 32 кадра в секунду. Рассматривались киноматериалы, на которых были запечатлены комбинации в исполнении еще 6 мсмк, не участвующих в эксперименте. В расчет шли элементы, не оканчивающиеся падением в результате недокрута по сальто.
Таким образом, исследованию были подвергнуты временные параметры полетных фаз прыжков в исполнении сильнейших акробатов Советского Союза. Среди них чемпионы и призеры чемпионатов и Кубков мира и Европы: Ю. Зикунов, В. Биндлер, А. Расолин, И. Брикман, А. Марейдо. Данные, полученные в ходе исследования, приведены в таблице.
Рассмотрим верхнюю часть таблицы, в которой отражены данные, полученные в ходе эксперимента. Как видно, в среднем все перечисленные сальто выполняются мсмк на большей высоте, о чем свидетельствуют временные параметры полетных фаз. Средняя продолжительность фазы полета в двойных сальто без винтового вращения уменьшается по мере усложнения элемента и у мсмк и мс. Разница между зафиксированным максимальным и минимальным временем безопорной фазы (размах) также уменьшается.
Продолжительность полетных фаз в сальто с винтовыми вращениями увеличивается, но увеличивается также и размах времени.
И, наконец, среднее время фазы полета в тройном сальто наибольшее среди указанных элементов, а размах времени — наименьший. Казалось бы, что только последние данные подтверждают наше предположение об увеличении продолжительности полетной фазы и уменьшении временного размаха по мере возрастания сложности выполняемого элемента, но это не так.
Продолжительность двойного сальто в группировке несколько большая, чем двойного прогнувшись или согнувшись, но нижняя временная граница у первого все же меньше. Объясняется это тем, что двойное сальто в группировке входит в обязательную программу мс и при его исполнении особенно ценится высота вылета, хотя она и не определяет саму возможность его выполнения. В двойном прогнувшись особенно важна горизонтальная скорость, так как это сальто в настоящее время исполняется акробатами главным образом в различных связках. В результате приходится жертвовать высотой в угоду последующим элементам комбинации.
В двойном сальто с двойным пируэтом размах получился несколько большим, чем в таком же сальто с одним пируэтом. Величина данной разницы в основном зависит от верхней границы подобного сальто. Видимо, это связано с выполнением различных вариантов данного элемента: с двойным пируэтом в первом сальто (КТ-7,5); в каждом сальто (КТ-8,0); с двойным пируэтом во втором сальто (КТ-8,0); причем все эти элементы исполняются не только в остановку, но и в переход. Было бы интересно определить разницу в продолжительности полетной фазы упомянутых сальто, но, к сожалению, нам этого сделать не удалось.
Тройное же сальто, очевидно, требует от спортсменов максимального проявления их физических возможностей.
Вероятно, по мере совершенствования сложного элемента временные границы полетной фазы расширяются за счет увеличения времени полета. Нижняя же граница остается своеобразным барьером возможности выполнения данного элемента.
Временные параметры безопорных фаз сальто, зафиксированные в ходе проведения эксперимента и в результате анализа соревновательных киноматериалов, близки между собой. Исключение составляют двойные сальто: в группировке и с двойным пируэтом. Кинопленки констатируют менее продолжительное время фазы полета в этих элементах. Это и не удивительно. Ведь на соревнованиях они выполнялись либо в переход, либо в конце сложнейших связок, а в эксперименте преимущественно после фляка и в остановку.
Проведенное нами исследование позволяет констатировать, что минимальное время полетной фазы, необходимое для высококачественного выполнения элементов, при прочих равных условиях увеличивается по мере повышения сложности выполняемого элемента, а временной размах уменьшается, главным образом за счет приближения его нижней границы (поднимания) к верхней.