Современная художественная гимнастика — это не только грация, пластика, изящество, но и виртуозное владение предметами, непринужденное жонглирование ими, броски в «поднебесье» и ловля в самых разнообразных положениях и еще много такого, что заставляет не только зрителей, но и искушенных судей затаить дыхание.
Выполнить красиво и технически грамотно элемент, скоординировать свои действия, рассчитать их по времени внутренним «часовым механизмом» — все это важнейшие задачи гимнастики. Но в конечном итоге, в основном все действия направлены к единой цели — удачной ловле предмета.
Ловля предмета предполагает решение ряда специальных двигательных задач, одна из которых — гашение избыточной кинетической энергии, которой предмет обладает к моменту ловли, и трансформация движения предмета в связи с последующими действиями (Ю. К. Гавердовский, Т. С. Лисицкая, 1982).
Правила судейства, а следовательно, и основы техники владения предметами предусматривают плавный, постепенный переход от свободного движения предмета к его движению в руке. Потеря предмета влечет за собой наиболее ощутимые сбавки (до 0,5 балла) и значительно снижает общее впечатление от упражнения.
По данным Ю. К. Гавердовского и Т. С. Лисицкой, выделяют четыре фазы ловли предмета. Первая фаза связана с ориентацией на предмет, т. е. с пространственной .регуляцией системы «гимнастка — предмет». Вторая фаза характеризуется первичным контактом гимнастки с предметом, в течение которого она обычно не может целенаправленно влиять на характер его движения. В третьей фазе устанавливается полный контакт, хотя предмет и продолжает двигаться по заданной траектории. В четвертой фазе траектория движения видоизменяется в соответствии с целями последующих действий, т. е. в значительной мере сохраняя инерционное движение предмета, гимнастка преобразует траекторию его движения, подчиняя ее исполнению последующих элементов.
Существенным для первой фазы ловли предмета является зрительно-двигательная реакция, имеющая характер упреждающих действий гимнастки. Спортсменка зрительно фиксирует предмет и ориентируется на него для последующей ловли. Во второй фазе ведущей становится тактильная и в меньшей степени двигательная реакции. В обоих случаях быстрота ответной реакции является весьма существенной для выполнения последующих действий. Именно на эти два момента в ловле предмета мы бы и хотели обратить основное внимание.
Нередко гимнастку подводит излишняя резкость в момент подготовки к ловле. Встречаясь с «жесткой» рукой, предмет отталкивается и падает. Бывает, что и гимнастка, касаясь предмета, не успевает его «захватить» — опять потеря. Эти два случая наиболее характерны для описываемого двигательного действия. Поэтому стремление разработать методику, позволяющую объективно оценить способности гимнасток в этом отношении, представляется актуальным.
Предметной технической подготовке в художественной гимнастике посвящено весьма незначительное количество работ, причем в основном теоретико-методического характера (Л. П. Орлов, 1964; Д. П. Мавромати, 1972; Г. А. Боброва, 1974; Е. В. Бирюк, 1981, и др.). Случаев же объективной оценки специфических для предметной подготовки способностей с использованием технических средств нами обнаружено не было.
Наиболее простая двигательная реакция, связанная с ловлей или захватом предмета, зрительно контролируется. Поэтому для измерения быстроты реакции при захвате был применен простой и удобный в работе способ измерения (Е. А. Пирогов, Л. Я. Иващенко, С. А. Душанин и др., 1981), который заключался в следующем. «Эстафетным» тестом по скорости сжатия рукой падающего 45-сантиметрового выпрямленного отрезка пластмассового обруча с наклеенной сантиметровой лентой оценивали быстроту реакции. Тест выполнялся в положении стоя поочередно правой и левой руками. Испытуемая поднимает прямую руку вперед с закрепленной ладонью, повернутой внутрь. Экспериментатор устанавливает «линейку» параллельно ладони на расстоянии 1—2 см — нулевая отметка находится на уровне нижнего края ладони (рис. 1). После команды «Внимание!» экспериментатор в течение 5 с отпускает «линейку». Гимнастка должна как можно быстрее задержать падение (рис. 2). Измеряется расстояние от нижнего края ладони до нулевой отметки «линейки». Тест повторяется 5—7 раз подряд, причем до контрольных попыток предлагается выполнить три пробные. Показатели контрольных попыток суммируются и определяется средняя.
Полученные результаты переводятся в секунды (время свободного падения «линейки») по формуле:
где S — экспериментально полученная величина в метрах.
Итак, мы определили время зрительно-двигательной реакции. Но не менее важную роль в ловле предмета играет тактильно-двигательная реакция. Не всегда удается зрительно проконтролировать все перемещение предмета. В таких случаях «вступает в действие» тактильно-двигательная реакция.
Описания методики, позволяющей оценить данную реакцию, обнаружено нами не было. По этой причине был сконструирован прибор, дающий возможность оценить быстроту реакции на тактильное раздражение. Общий вид прибора и положение испытуемой при проведении исследования изображены на рис. 3.
В отрезок из пластмассового обруча были вмонтированы два контакта, при соприкосновении с которыми включался и выключался секундомер. Электросекундомер ПВ-53П подключался к блоку питания, в который были вмонтированы обычные батареи 4,5 В и реле времени. При размыкании контактов датчика реле запускало электросекундомер, при замыкании — останавливало. Прибор портативен, удобен в обращении, работает от сети переменного тока.
Измерение быстроты тактильно-двигательной реакции производилось следующим образом. Экспериментатор слегка ударял испытуемую по ладони частью прибора с размыкающим контактом, срабатывало реле блока питания и запускался секундомер. Как только гимнастка сжимала кисть, т. е. захватывала «обруч», срабатывал второй контакт и электросекундомер останавливался. Фиксированное время отражало быстроту захвата. Данный показатель позволял сравнивать реактивные способности гимнасток в зависимости от уровня технического мастерства.
Измерения проводились без зрительного контроля, что давало возможность исключить предвосхищающие действия гимнасток навстречу «обручу» и избежать неточности измерения.
Программа исследования предусматривала четыре зоны измерения (в данном случае под зоной понимается положение руки в момент ловли предмета):
1 — рука вперед с «открытой» ладонью (вверх) (рис. 4);
2 — рука вперед с «закрытой» ладонью (вниз) (рис. 5);
Оценивались три контрольные попытки в каждой зоне после одной пробной, без исключения зрительного контроля. Средняя вычислялась обычным способом.
В эксперименте принимали участие гимнастки СДЮШОР «Крылья Советов» в возрасте от 5 до 16 лет.
Результаты проведенных исследований позволили проследить динамику развития реактивных способностей гимнасток в изучаемых упражнениях. На основании полученных данных представилась возможность разделить гимнасток по изучаемым показателям на четыре возрастные группы: гимнасток 5—6, 7—8, 9—12 и 13—16 лет (см. табл.). Различия между группами статистически достоверны. Такое распределение является следствием естественного развития двигательных функций у девочек в период от 5 до 16 лет и совпадает с сенситивными периодами в функциональном развитии человека (В. С. Фарфель, 1961, Л. Е. Любомирский, 1974, А. А. Гужаловский, 1978, и др.), что подтверждается и нашими исследованиями.
Различия между группами прослеживались и по показателям внутригруппового обследования. Например, при сравнении результатов измерения реактивных способностей гимнасток, показываемых в действиях правой и левой руками, выяснилось, что с первой по третью возрастную группу достоверных различий по измеряемым показателям не наблюдается. Возможно, это связано с симметричным развитием изучаемых способностей у гимнасток от 5 до 9—12 лет. На этом основании можно полагать, что в данных возрастных группах гимнастками могут выполняться упражнения как правой, так и левой рукой, без скидки на так называемое латеральное предпочтение.
Иная картина наблюдается в старшей группе. По всем зонам обследования выявлено достоверное преобладание исследуемых функций правой руки над левой. Это явление, по-видимому, отражает суть тренировочного процесса гимнасток-мастеров. Основная нагрузка в работе с предметами (если не считать выполнения обязательных требований к работе обеими руками) выпадает на правую руку. Тем более это касается сложных и трюковых элементов. Видимо, такое преобладание движений правой рукой и снижает время реакции. Здесь необходимо напомнить, что правилами соревнований предусмотрено 50%-ное исполнение двигательных действий одной и другой руками. Но пока этой установке не уделяется должного внимания.
Планируя эксперимент и выбирая зоны исследования, мы исходили из многообразия позиций при ловле предмета, в частности обруча. Как было сказано выше, было выделено четыре зоны-позиции, различающиеся между собой. Наиболее простые и удобные зоны — 1-я и 3-я и менее удобные — 2-я и 4-я. Проведенные исследования выявили, что результаты, показанные испытуемыми именно в неудобных положениях, не только не уступают удобным, но и, наоборот, достоверно превышают их.
На основании полученных данных было сделано предположение, что повышенная двигательная реакция пронированной руки является, по-видимому, следствием общего увеличения тонуса мышц предплечья и кисти. Это предположение послужило основанием для включения в программу специализированной технической подготовки с обручем, разработанной и апробированной нами методики.
При сравнении полученных данных во 2-й зоне обращает на себя внимание отсутствие достоверных различий между показателями в действиях руками с 1-й по 3-ю группу. Тем не менее в старшей группе эти различия статистически достоверны. Это, вероятно, можно объяснить теми же закономерностями, о которых уже говорилось выше.
Что касается полученных результатов, характеризующих зрительно-двигательную реакцию, которая наиболее существенна при выполнении действий в фазе ловли обруча, то по тесту «падающая линейка» группы также достоверно различаются.
Тестирование начинающих гимнасток (5—6 лет) показало, что они значительно отличаются от гимнасток последующих возрастных групп. Из 7 контрольных попыток в среднем ими выполняются 3—5. Видимо, это объясняется невозможностью достигать в столь юном возрасте достаточно длительного (в данном случае до минуты) сосредоточения внимания на одном предмете.
Эти особенности характерны только для 1-й возрастной группы. Так, уже в последующих возрастных группах исследуемые нами способности по своему уровню развития мало отличались от двигательных реактивных способностей даже мастеров. Хотя результаты, показанные 2-й и 3-й группами, еще недостаточно стабильны, о чем свидетельствуют величины стандартных отклонений. На основании этого вполне можно предположить, что гимнастки уже с 7—8 лет способны к выполнению сложнокоординированных движений и им без опасения можно давать больше упражнений, развивающих эти способности. Вводить в программы технической подготовки движения, связанные с ловлей предмета, требующие быстрой реакции на движущийся объект.
Подводя итоги, необходимо отметить, что предложенные методики, проверенные на примере ловли обруча, адекватны действиям и с другими предметами: булавами, скакалкой и лентой. Исключение составляют лишь упражнения с мячом, где ловля выполняется технически иным приемом, а хват как таковой отсутствует.
Р. Ш. Кокошвили, мастер спорта, аспирантка ГЦОЛИФКа.
Гимнастика. Ежегодник. Первый выпуск 1984 года.
Текущая статья
• Сенсомоторные реакции у юных гимнасток в фазе ловли предмета