Двигательное действие, выполняемое гимнастом, — сложное явление, выходящее далеко за пределы связанных с ним чисто внешних механических эффектов. Как известно, в истоках произвольного движения гимнаста (как и вообще произвольного действия человека) лежит эфферентный импульс, посылаемый из центральной нервной системы (ЦНС) на периферию, к мышечному аппарату. Данный импульс формируется в результате деятельности программирующих и управляющих отделов ЦНС, реализующих двигательные представления, выработанные гимнастом в процессе предшествующей спортивной практики и взаимодействия с тренером.
Формирование двигательных представлений (ДП) гимнаста играет исключительно важную роль как в процессе разучивания движения, так и в ходе всей дальнейшей «жизни» упражнения, реализуемого в тренировочной и соревновательной практике спортсмена.
По мере развития педагогической науки в целом и в ходе обогащения методологии обучения в спорте становится все более ясным, что целенаправленное формирование ДП, управление ими на всех этапах обучения занимает одно из существеннейших, а часто и решающих мест в подготовке спортсмена.
В этой связи следует отметить определенную недооценку роли ДП в теории обучения двигательным действиям в гимнастике. В структуре обучения движениям в гимнастике традиционно выделяется этап «создания предварительных представлений», который, согласно данной схеме, предваряет этап «углубленного разучивания» движения. При этом как бы предполагается, что на смену методам создания ДП с началом углубленного разучивания упражнения приходят методы собственно обучения. Тем самым процесс формирования ДП оттесняется на второй план работой над формированием двигательного навыка.
Между тем можно показать, что формирование ДП есть процесс, неразрывно связанный с освоением самого двигательного навыка и, более того, со всем, подчас многолетним, периодом его «эксплуатации» в спортивной практике. Это заставляет взглянуть на задачи и методику формирования (в том числе коррекции) ДП с иных позиций. То, что прежде считалось чем-то вроде «вспомогательного», «предварительного» элемента дидактики, нужного лишь для того, чтобы ввести гимнаста в задачу, ныне осознается как один из основных компонентов методологии обучения. В особенности очевидным это стало теперь, когда гимнастика высших достижений не только оперирует все более сложными упражнениями, но по преимуществу опирается на юных спортсменов, в работе с которыми задачи формирования ДП решаются труднее, нежели при обучении взрослых спортсменов. Но наиболее важным аргументом в пользу дальнейшего развития теории и методики формирования ДП гимнаста являются современные психолого-педагогические концепции обучения. Достаточно сказать, что наиболее яркие достижения отечественной педагогики (и в особенности методологии обучения в разных сферах деятельности человека) связываются сейчас с реализацией теории поэтапного усвоения знаний и умений, разработанной П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной и их сотрудниками. Ключевым положением данной теории является положение о формировании так называемой ориентировочной основы действий. Многочисленными исследованиями показано, что обучение, направленное на выработку необходимой ориентировочной основы, в конечном итоге становится гораздо более эффективным, нежели традиционное. Между тем в применении к обучению двигательным действиям это означает не что иное, как формирование полноценных ДП, относящихся ко всем этапам овладения движением.
В настоящей статье предлагается анализ состава ДП гимнаста, позволяющий сделать некоторые выводы, относящиеся к обучению движениям.
В существующей литературе по гимнастике явно недостаточно рассмотрен вопрос о составе ДП. Затронем в этой связи несколько вопросов.
Как известно, представление — это «чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств» (Философский энциклопедический словарь. М., 1981, с. 293.). Всякое представление, в том числе двигательное, характеризуется содержанием и формой, верное пони-мание которых помогает ближе подойти к решению вопроса о создании научно обоснованной методики создания ДП в спорте.
Содержание ДП гимнаста имеет ряд характеристик, среди которых наиболее существенны такие, как адекватность ДП, их количественные показатели, так называемая модальность и др.
Вопрос об адекватности ДП связан прежде всего с пониманием как тренером, так и его учеником существа разучиваемого движения, его биомеханической природы. От этого в конечном итоге прямо зависит выбор методой, приемов и средств обучения движению. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, отметим, что требования к адекватности ДП в существующей теории отражены наиболее полно в методике обучения движениям.
Требования к количественной определенности ДП в настоящее время все более подчеркиваются в работах по методике обучения. Это диктуется прежде всего необходимостью более четкой, предметной формулировки каждого задания, используемого в процессе разучивания упражнения и соответственно потребностью точного контроля параметров выполняемого движения. Наиболее ярко эта тенденция отражается во все более широком использовании средств срочной, в том числе количественной, информации, применяемых при обучении спортивным движениям. Располагая такими средствами, тренер имеет возможность не только точно и объективно оценивать вместе с учеником результат двигательного действия, но и формировать ДП гимнаста с учетом этих новых возможностей. Подобная методика позволяет заметно повысить эффективность обучения и тренировки, и не случайно последовательное и широкое применение средств срочной информации рассматривается сейчас как неотъемлемый элемент современной технологии обучения.
Менее всего в специальной литературе по гимнастике рассматривались модальные характеристики ДП спортсмена. Этому существенному вопросу имеет смысл уделить большее внимание.
Представления человека о любом объекте или явлении неоднородны. Их структура зависит от представлений, связанных со свойствами отражаемого в сознании явления и субъективными каналами восприятия. Наши представления о яблоке, которое мы держим в руках, суммируются из ощущений, «стекающихся» в ЦНС по разным каналам. Ощущения тяжести, цвета, вкуса, фактуры, аромата плода относятся к разным модальностям.
Объективные компоненты:
1 — вращение тела; 2 — перемещение тела; 3 — изменение позы; 4 — временные параметры движения; 5 — управляющие моменты сил; 6 — основные внешние силы; 7 — внешние силы как нагрузка на опорно-двигательный аппарат; 8 — силы реакции связей, трение; 9 — системно-структурные свойства движения
Субъективные компоненты:
10 — установка на программное действие («пусковой» компонент); 11 — кинестезическая чувствительность; 12 — тактильная чувствительность; 13 — зрительное восприятие; 14 — вестибулярная чувствительность; 15 — слуховое восприятие; 16 — «чувство времени» ; 17 — познавательные способности
Основные модальные пары двигательных представлений:
представления о необходимой работе мышц (10—5); мышечно-двигательные представления о характере изменения позы (11—3) и перегрузках (11—7); тактильные представления о взаимодействии с опорой (12—8); зрительные представления о вращении (13—1) и перемещении тела (13—2); вестибулярные представления о вращении и ориентации тела (14—1); слуховые представления о взаимодействии с опорой (15—7); представления о темпо-ритме действий (16—4); логические представления о структуре и технике движений (17—9)
Подобно этому модальны и ДП спортсмена. На рисунке проиллюстрированы модальные компоненты ДП, существенные для понимания содержания представлений.
Левую часть построения на рисунке составляют объективные компоненты ДП, определяемые самими свойствами двигательного действия, которое может быть описано с позиций биомеханики. Среди значительного числа объективных компонентов ДП наиболее показательны те, которые ярче всего даны гимнасту в ощущениях (см. подпись к рисунку).
В правой части рисунка отражены субъективные компоненты ДП. Их важнейшая часть — идеомоторные представления, которые должны быть разделены на две части, относящиеся к фазам управления двигательным действием.
Одна из них — эфферентная, командно-двигательная, связанная с представлением гимнаста о характере «пусковых» действий. В движениях, носящих быстротечный, импульсный характер, этот компонент ДП является решающим. Таковы, например, отталкивания, прыжки, в которых взаимодействие с опорой строится как одномоментное действие, практически недоступное для коррекции.
Вторая часть идеомоторных ДП относится к афферентной фазе двигательного акта и связана с чувственным восприятием, перцепцией движения. Выполняя относительно мед-ленное или достаточно долго длящееся двигательное действие, гимнаст имеет возможность оценивать результат работы посредством сенсорных систем, важнейшую роль среди которых играют кинестезический анализатор, зрение, вестибулярный анализатор. Существенную роль могут играть, особенно в процессе обучения движению, и другие каналы восприятия: слух, тактильная чувствительность, а также и «чувство времени», которое опосредуется в сложных биомеханических, психологических, физиологических процессах.
К субъективным компонентам ДП гимнаста относятся также и знания о движении, не дающие непосредственного образного восприятия упражнения, но в конечном итоге также содействующие успеху обучения.
Как показано на рисунке, объективные и субъективные компоненты ДП находятся во вполне определенном соотношении друг с другом. Очевидно, например, что зрительные представления о движении могут быть связаны только с теми объективными компонентами движения, которые воспринимаются зрением. Это прежде всего вращение и перемещение тела относительно внешних ориентиров. Точно так же, кинестезические представления обращены на работу опорно-двигательного аппарата гимнаста и не могут ничего существенного «сказать» о пространственном движении тела. Таким образом, существует некоторая специализация связей между объективными и субъективными компонентами ДП, приводящая к возникновению характерных модальных пар представлений.
Вместе с тем «изоляция» модальных пар ДП условна. В большинстве случаев пары действуют вкупе друг с другом. Так, эфферентные представления тесно увязаны с кинестезическими и тактильными, зрительные — с вестибулярными, временные представления кумулируют в себе почти все остальные идеомоторные элементы ДП. Трудно (и не нужно) выделять «чистые» смысловые представления о движении, которые всегда появляются по ходу усвоения материала в сопровождении «свиты» идеомоторных образов. И все же, рассматривая ДП с методической точки зрения, следует уметь достаточно четко их анализировать по всем модальным компонентам, ибо без этого невозможно рассчитывать на вполне точный выбор средств формирования ДП гимнаста.
Обсуждая вопрос о модальности представлений, можно заметить, что отдельные компоненты ДП формируются в результате воздействия на гимнаста двух групп факторов, различающихся по признаку расположения источника информации о движении.
Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной гимнасту извне и относящейся к «чужому» исполнению движения. Такой «наблюдательский», созерцательный подход к познанию движения порождает представление о нем, которое мы будем называть в дальнейшем «экзогенными».
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы порождают соответственно «эндогенные» ДП1.
Различия между экзо- и эндогенными ДП чрезвычайно важны практически. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить зрительные образы, возникающие у гимнаста при наблюдении за «чужим» исполнением движения и при восприятии своего собственного действия, движения. Так, гимнаст, наблюдающий со стороны за исполнением большого оборота на кольцах, видит его принципиально так же, как на кино- или видеоэкране, то есть как движение, зафиксированное неподвижной камерой. В случае же собственного исполнения оборота объектом наблюдения станет окружающий гимнаста фон, перемещающийся относительно тела гимнаста. Спортсмен увидит под собой пол, затем (как при съемке вращающейся камерой) стену зала, в дальнейшем — на фоне острых ощущений переворота через голову — потолок и т. д. В поле зрения будут появляться также кисти рук С кольцами (в ракурсе, обычно исключаемом экзогенным показом) и проч. Образ, возникающий при таком восприятии движения, с практической точки зрения очень далек от того, что гимнаст получил при наблюдении со стороны. Соответственно будут различаться и ДП гимнаста. Между тем коренным вопросом формирования ДП является создание именно эндогенных представлений, так как в конечном счете только они могут служить подлинной, действенной основой формирования двигательного навыка.
Сказанное позволяет говорить о существовании своеобразной проблемы перехода от экзогенных ДП к эндогенным. По существу, это одна из важнейших проблем не только в части создания эффективных ДП, но в методологии обучения в целом. От того, насколько гимнаст и тренер смогут совершить «поворот» от экзогенных ДП к эндогенным и «погрузиться» в собственные ощущения исполнителя упражнения, связав их с процессом управления движением, в конечном итоге зависит едва ли не львиная доля успеха обучения. Одновременно следует подчеркнуть, что показателем профессионализма тренера является умение максимально использовать все компоненты ДП с пользой для обучения. Пренебрежение какой-либо стороной формирования ДП будет, как правило, снижать качество обучения. В частности, примат экзогенных приемов создания ДП (тренер много рассказывает, показывает, но не пользуется пли не владеет проводками, имитациями, направляющей помощью) затрудняет переход гимнаста к конкретным действиям; с началом практической работы неожиданно выясняется, что из многочисленных объяснений тренера гимнаст «мало что понял». Другая крайность — увлечение чисто практическими приемами, когда гимнаста немедленно погружают в конкретные ощущения. Эффект такой методики ослабляется плохим пониманием со стороны гимнаста смысла операций обучения. Таким образом, очевидно, что достоинства «разговорно-иллюстративного» и «прямолинейно-практического» подходов к обучению должны разумно сочетаться. Наблюдая движение со стороны и обсуждая его, гимнаст должен уметь воспринимать его как свое собственное исполнение, а работая над движением самостоятельно, уметь оценивать его, подобно «чужому» исполнению.
Предлагая ученику информацию о новом упражнении, тренер исходит из предположения о том, что тем самым формируются желательные ДП, которые становятся элементом психической деятельности гимнаста. Так, наличие сформированной в сознании гимнаста смысловой модели движения означает для него способность оперировать системой понятий и смысловых связей, относящихся к упражнению, понимать его. Владение зрительным экзогенным образом движения позволяет воспроизводить его внутренним зрением, воображать упражнение. Усвоение темпо-ритмовой модели выливается в способность воспроизводить временные характеристики движения. Наконец, применение эндогенных средств воздействия порождает целый «веер» идеомоторных образов, представляющих собой определенное единство.
Наличие таких ДП очевидно, однако изначально они носят скрытый характер, и о подлинном их содержании п качестве можно лишь догадываться, пока гимнаст не найдет для них адекватное внешнее выражение.
Обсуждая этот момент, следует особо подчеркнуть важность организованного контроля ДП гимнаста. Часто тренер довольствуется лишь информацией о движении, не пытаясь проверить, какие конкретные представления об упражнении эта информация порождает в сознании и чувственной сфере спортсмена. Особенно это относится к этапу создания так называемых предварительных представлений, когда возможность непосредственного контроля движения еще отсутствует. В результате гимнаст нередко приходит к началу углубленной работы над движением с ложными представлениями о двигательных действиях, и ясным это становится уже в практической работе, когда цена ошибок гораздо выше. Интенсивный контроль ДП необходим и в процессе практического разучивания упражнения. Тренеры часто полагают, что достаточно видеть само движение, чтобы судить о том, насколько верно и тонко гимнаст его понимает и чувствует. Однако это далеко не всегда так: нередко даже лучший исполнитель движения имеет о нем самые превратные представления, и обычно всегда наступает момент, когда это сказывается на исполнении упражнения.
Чтобы контролировать ДП гимнаста, тренер может пользоваться целым рядом методических приемов, которые должны стать для него привычным педагогическим инструментом. Их основная цель — проявить вовне ДП гимнаста, находящиеся в скрытой форме. Таким образом, речь идет об установлении обратной связи от ученика к учителю: предлагая гимнасту информацию о движении, тренер должен затем получить ее в «отраженном» виде и убедиться в качестве усвоения материала. Для этого гимнаст должен — по заданию — действовать подобно самому тренеру, «отвечая» ему на языке тех же средств и методов, благодаря которым были выработаны ДП. Не рассматривая этот вопрос подробно, упомянем лишь три наиболее показательные формы передачи информации от спортсмена к тренеру.
Семантическая форма
Отражает в первую очередь познания гимнаста, его понимание существа двигательного действия. Это прежде всего словесные отчеты гимнаста, содержащие самостоятельное изложение полученных пояснений, суждения (в том числе выходящие за пределы объяснения движения тренером), оценка и анализ вариантов представлений и др. Наиболее живой, активный характер контроль ДП гимнаста принимаете процессе двустороннего общения с тренером, в ходе беседы, совместного обсуждения движения, дискуссии.
Особое значение имеют «перцептивные отчеты» гимнаста, его рассказ об ощущениях, испытываемых при исполнении упражнения. Информация, передаваемая при этом от гимнаста к тренеру, уже играет не только роль сигнала обратной связи, но и является для тренера источником ценнейших сведений, говорящих об образном восприятии движения его исполнителем.
К «семантической форме» передачи информации от ученика к тренеру можно отнести и разного рода «показы» движения гимнастом. Гимнаст может передать свое понимание движения посредством рисунка или с помощью подвижной модели, манипуляции с которой не требуют навыков рисования. Особенно удобны магнитные доски с набором плоских металлических фигурок; выстраивая (и перестраивая) с их помощью картину воображаемого движения, можно получить весьма полную информацию, отражающую уровень «гимнастического мышления» гимнаста и его понимание многих нюансов двигательного действия. Возможно применение с этой целью и объемных моделей-кукол (на шарнирах, гибких элементах и т. п.). Наконец, семантические представления гимнаста отражаются и при его участии в работе тренера; ассистируя тренеру, помогая ему в осуществлении помощи, проводок, гимнаст проявляет свое понимание сущности движения.
Квазимоторная форма
До начала углубленного разучивания упражнения (и до получения первых позитивных результатов обучения) гимнаст не имеет возможности проявить уже сформировавшиеся у него ДП в форме стандартных двигательных действий; он более или менее определенно знает, как движение делается, но еще не умеет его делать. В этой ситуации гимнаст может «предъявить» тренеру свои ДП в имитационной форме, как бы лежащей на рубеже теоретических и конкретно-двигательных представлений. Так, бросковый мах из виса на перекладине может быть показан подобным движением в стойке на одной ноге; широко известны имитации поворотов вокруг продольной оси (выполняющиеся в простейших доступных условиях), махов на коне, движений руками при исполнении упражнений на кольцах и множество других. Все подобные упражнения довольно далеки от истинной структуры разучиваемого упражнения и скорее представляют собой его «метафору», образное подобие. Однако они весьма информативны и позволяют передать многие детали ДП гимнаста, относящиеся к координации действий, их пространственной организации, ритмике и др. Оценивая и корректируя такие квазимоторные «отчеты» гимнаста, тренер имеет возможность существенно уточнить ДП ученика, вплотную подводя его к непосредственной работе над упражнением.
Моторные формы
«Моторные формы» выявления ДП связаны с исполнением двигательных действий, структурно и технически близких или тождественных разучиваемому упражнению. Эти действия хорошо известны, так как представляют собой упражнения, используемые в процессе обучения движениям. Среди них — различные аналоги разучиваемого упражнения, «подводящие упражнения», наконец, само целевое упражнение, исполняемое (с облегчением) с помощью тренажеров или прямо в стандартном виде, если это допустимо на данном этапе освоения двигательного навыка.
Резюмируя сказанное о формах выявления ДП, следует подчеркнуть, что важны все методы контроля представлений. Важно постоянно побуждать гимнаста к активному самоконтролю ДП, заставляя его не только четко излагать собственное понимание движения, но и описывать ощущения, возникающие в практической работе, пользуясь при этом разнообразными имитациями. Добиваясь этого, тренер не только получает больше полезной «информации к размышлению», но и учит спортсмена работать сознательно, активно, творчески.
Упомянутые выше формы существования и проявления ДП носят конструктивный характер. Это означает, что, реализуя свое представление в скрытой или проявленной форме, гимнаст сам формирует образ или модель, соответствующую ДП. Он должен самостоятельно сформулировать ответ, изобразить движение графически, проимитировать его и т. д. Подобная работа типична для обучения двигательным действиям, однако, обсуждая вопросы методики формирования ДП, необходимо иметь в виду и другую форму проявления ДП — альтернативную. Гимнаст может обнаружить свое понимание, восприятие движения путем его идентификации, распознавания. Простейший случай идентификации — различение внешних форм движения при его сопоставлении с другими, сходными, двигательными формами. Начинающий гимнаст может путать друг с другом достаточно далекие виды упражнений, тогда как опытный мастер способен, подчас по частной детали техники узнать даже исполнителя упражнения. Пользуясь заданиями на идентификацию движения, тренер может не только формировать, совершенствовать ДП ученика, но и контролировать их. Заметим, наконец, что способность к идентификации движений — один из важнейших показателей профессиональной подготовленности самого тренера.
Однако особенно важны способности к идентификации движения, сравнению двигательных действий, если иметь в виду распознавание элементов двигательного действия, исполняемого самим гимнастом. Оценивая свое собственное движение (в том числе количественно), гимнаст проявляет способность к дифференцировкам двигательного действия по его основным характеристикам: пространственным, временным, силовым, координационным. Излишне доказывать, что чем полнее и тоньше гимнаст дифференцирует эти характеристики движения, тем лучше он будет владеть упражнением.
Подводя итоги сказанному относительно сущности и структуры ДП гимнаста, следует, таким образом, подчеркнуть ряд методически существенных моментов. Среди них — наличие широкого модального «спектра» ДП, которым следует возможно полнее пользоваться в работе; различия между экзогенными и эндогенными компонентами представлений, которые должны целенаправленно преодолеваться в обучении; существование скрытых и проявленных форм ДП и необходимость методически точного выявления представлении гимнаста с целью их текущего контроля; наконец, возможность и необходимость использования не только конструктивных, но и альтернативных форм проявления ДП, важнейшая из которых — двигательные дифференцировки.
Средства и методы создания ДП
Основной вопрос формирования ДП гимнаста — выбор наиболее эффективных средств и методов воздействия на гимнаста. Опираясь на модальные признаки представлений, можно выделать основные методы и средства формирования ДП, показанные в таблице. Можно видеть, что тренер располагает очень широкими возможностями для разнообразного, гибкого воздействия на гимнаста. Важно подчеркнуть, что помимо традиционных средств и методов формирования ДП (речь, наглядные пособия, натуральные , а также кино- и видеопоказы и др.) принципиально существуют и другие возможности воздействия на гимнаста. Кратко прокомментируем в этой связи два вида средств и соответствующих им методов формирования ДП.
На современном этапе развития технологии обучения все большее значение приобретают возможности, связанные с регистрацией и воспроизведением элементов движения (см. таблицу). Если необходимость использования каких-либо пространных записей звучащей речи не столь очевидна, то целесообразность применения в обучении движениям разнообразных фонограмм, воспроизводящих темпо-ритмовой рисунок движения (с сопутствующими лаконичными словесными указаниями) не вызывает сомнения. Об этом говорят и исследования, проводившиеся в разное время отдельными авторами (С. Д. Устинов, Л. К. Антонов, Г. Христов, О. Б. Корсеев, Р. Галстян к др.). Показано, например (эксперименты Л. К. Антонова), что, работая под фонограмму опытного исполнителя, обладающего сходными масс-геометрическими данными, гимнаст может гораздо быстрее и лучше «связать» обязательную комбинацию на коне. Аналогичные результаты имеются и в других видах движений. Нет необходимости доказывать исключительную эффективность применения в процессе обучения и тренировки видеозаписи, позволяющей систематически, от подхода к подходу, давать срочную визуальную информацию о движении. С внедрением подобных средств технология обучения двигательным действиям вступила, говоря, по существу, в совершенно новый этап своего развития. Вместе с тем отметим, что наглядные средства практически еще не используются для создания эндогенных образов движения. В' отдельных случаях процесс формирования ДП гимнаста можно было бы существенно обогатить путем демонстрации гимнасту эндогенной «картинки» движения. Технически не слишком сложно, например, создание тренажера, в котором для гимнаста воспроизводился бы «зрительный ряд» движения; спортсмен мог бы видеть в кинотренажере изображение (желательно с учетом возможностей периферического зрения), снятое вращающейся камерой, сам оставаясь при этом неподвижным. Опыт применения развлекательных аттракционов, использующих эффект относительного вращения (например, японский «домик с сюрпризом») , показывает, что иллюзия «собственного» вращения может быть при этом чрезвычайно сильной.
Особые надежды в настоящее время связываются с созданием технических средств, позволяющих в работе с гимнастом императивно воспроизводить программное движение. Простейшие устройства такого типа появились уже достаточно давно (Ю. К. Гавердовский, А. А. Цомая, Э. В. Польской и др.). Они позволяют воспроизводить в общих элементах программное вращение, отчасти перемещение тела гимнаста, обеспечивают «обкрутку» обучающегося. Следующим шагом в совершенствовании императивных средств обучения, использующих эффект формирования эндогенных ДП гимнаста, являются тренажерные устройства, позволяющие воспроизводить по программе основные элементы управляющих действий. В биомеханике рассматривается возможность создания систем типа так называемых экзоскелетонов — обучающих машин, работающих по программе, заложенной в ЭВМ, к способных, по замыслу, управлять извне движениями человека в той степени и до тех пор, пока он не освоит их. Создание «экзоскелетонов» — более или менее отдаленная перспектива обучения двигательным действиям. Однако и в настоящее время возможно использование приемов и средств, содействующих более эффективному формированию эндогенных ДП гимнаста, в том числе их проприоцептивного компонента, связанного с процессом управления движением (см. таблицу, п. 5). Одним из примеров устройств, в известной мере решающих подобную задачу, является тренажер Н. Рыкунова, С. Евсеева, позволяющий разучивать оборотовые упражнения на перекладине с императивным воспроизведением не только полной программы положения, но и элементов программы позы.
Принципиально возможны, хотя также еще далеки от практического осуществления, подходы к формированию мышечно-двигательных представлений на основе предварительной записи структуры мышечных напряжений, соответствующей данному двигательному действию. Не вызывает сомнения, что при соответствующей технологии возможно демонстрировать гимнасту основные ощущения, связанные с «пусковой», эфферентной работой мышечного аппарата, а также и с афферентной фазой работы мышц (см. таблицу, пп. 6, 7). Первые опыты этого рода, основанные на использовании эффекта электростимуляции мышц, проводились несколько лет назад во ВНИИФКе Н. Г. Сучилиным. Возможно, наконец, и соединение идей как механического (в «экзоскслетонах»), так и электростимуляционного императивного управления движениями спортсмена. В этом случае управление процессом усвоения двигательного действия могло бы стать абсолютным.
Однако до тех пор, пока подобная технология обучения, и в частности формирования ДП, остается гипотетической, остается рассчитывать на традиционные средства и методы работы. В этой связи следует отдельно упомянуть такое средство формирования ДП гимнаста, как моделирование (см. таблицу). Не углубляясь в тему, отметим, что к моделированию относятся весьма разнообразные и весьма эффективные средства и методы формирования ДП. Среди них — практически мало используемый, но богатый возможностями метод звуковой иллюстрации движения (см. выше о действиях под фонограмму). Моделью движения являются также самые различные его изображения, начиная от обычных рисунков и кинограмм и кончая уже упоминавшимися фантомами. Наконец, наиболее действенными моделями разучиваемого движения являются обучающие упражнения, несущие в себе более или менее полную информацию о целевом двигательном действии. В этом смысле все многообразие «подводящих» упражнений может быть представлено в виде нескольких групп заданий, каждая из которых связана по преимуществу с формированием того или иного компонента ДП. Так, зрительно-вестибулярный компонент представлений может быть сформирован посредством подходящих обкруток (см. таблицу, п. 4), ставящих своей целью воспроизведение программы положения тела. Формирование проприоцептивного компонента представлений требует применения упражнений, помогающих гимнасту прочувствовать и осознать чисто позный компонент движения. Эта задача может быть решена посредством упражнений, названных в таблице (п. 5) «координирующими проводками». Это в первую очередь пассивные (для гимнаста) упражнения, в которых воспроизводится и уточняется рабочая поза гимнаста в ключевых фазах и моментах движения. В обычных условиях для этого используются разного рода поддержки и проводки, в которых тренер как бы принимает на себя роль «экзоскелетона», упоминавшегося нами выше.
Необходимым элементом ДП гимнаста являются также ощущения, связанные с активной мышечной работой. Для выработки и уточнения этих представлений могут (и должны) использоваться упражнения, моделирующие именно мышечную работу гимнаста. Таковы, в частности, «силовые имитации» (см. таблицу, п. 6), представляющие собой упражнения, в которых гимнаст прежде всего концентрирует внимание на характере мышечных напряжений и силовых взаимодействий со снарядом, по возможности исключая при этом другие действия и движения.
Наконец, высшей формой моделирования изучаемого упражнения является освоение (опробование) ближайших аналогов данного движения, несущих в себе все его основные структурно-технические признаки (см. таблицу, п. 7). Данные упражнения не только синтезируют в себе средства формирования разнообразных, необходимых в данном случае компонентов ДП, но и (в отличие от обкруток, координирующих проводок, силовых имитаций) дают гимнасту возможность активно действовать, оценивая при этом результат двигательного действия.
Завершая данное сообщение, следует отметить, что оно носит постановочный характер и имеет своей целью показать важность и, по существу, недостаточную разработанность проблемы формирования двигательных представлений в гимнастике. Представляется необходимым более тщательное и глубокое изучение методов формирования представлений. Не приходится сомневаться, что результаты такой работы благотворно отразились бы и на практике нашего вида спорта.
Примечания
1. «Экзогенные», т. е. внешнего происхождения, вызываемые внешними причинами. «Эндогенные» — внутреннего происхождения, связанные с внутренними причинами.