С 1967 г. групповые упражнения по художественной гимнастике включены в программу мировых первенств, а с 1976 г. — европейских чемпионатов. Сейчас обсуждается вопрос о включении их в программу олимпийских игр. Бесспорными лидерами в этом виде многоборья являются представительницы СССР и Болгарии. По 4 раза они побеждали на мировых чемпионатах. Дважды на европейских чемпионатах первенствовала команда Болгарии (в 1978, 1980 гг.), а в 1982 г. победу одержала наша команда. Таким образом, гимнастки Советского Союза и Болгарии ни разу не уступали первенства, за исключением чемпионата мира 1975 г., в котором спортсменки социалистических стран не принимали участия. Надо отметить, что в последнее время конкуренция в этом виде соревнований значительно возросла. Высокий уровень мастерства стали демонстрировать команды ЧССР, Италии, Испании, Японии, КНДР.
В отличие от индивидуальных упражнений, групповые имеют ряд характерных особенностей. Групповое упражнение исполняется шестью гимнастками с одинаковыми (по фактуре) или двумя разными предметами, которые определяются техническим комитетом ФИЖ.
Длительность группового упражнения в 2 раза больше индивидуального (2,5—3 мин), что позволяет использовать музыку широкого диапазона: крупные музыкальные формы, попурри и прочее. Групповое упражнение состоит из нескольких частей, которые определяются структурой музыкального произведения. Наиболее часто встречается трехчастная форма — Б-М-Б (быстрая, медленная, быстрая), иногда начинающаяся вступлением — В-Б-М-Б. Используется и многочастная форма построения (4—5 частей) типа рондо или попурри. Например, композиция сборной команды СССР «Ритмы века», получившая высшую оценку на чемпионате Европы 1982 г.
В отличие от индивидуального, групповое упражнение значительно разнообразнее и сложнее по характеру двигательных действий, наиболее характерные из которых показаны на рис. 1. Отличительной особенностью данного вида соревновательной программы является взаимодействие с партнерами или партнером посредством предмета или без него, хотя используется и индивидуальная работа: синхронная и асинхронная. Взаимодействие посредством предмета осуществляется со сменой предмета (передачи, перекаты, переброски) и без смены (например, прыжок шагом в обруч, который удерживает партнерша).
Другой тип взаимодействия — это работа с партнером или партнерами без участия предмета. Можно выделить контактное взаимодействие и бесконтактное. Например, команда Франции на чемпионате Европы 1982 г. выполняла композицию, в которой встречались следующие элементы: бедуинское с опорой на руку партнерши; три гимнастки выполняли стойку на груди с разведением ног, три другие спортсменки перепрыгивали через них прыжком шагом. В композиции сборной команды СССР 1982 г. также встречались подобные элементы: три спортсменки выполняли упор сзади, три другие — «прокат» на мяче под ними. Интересные поддержки, проводки были показаны в композиции сборной команды ФРГ на чемпионате мира 1981 г. Однако решением ФИЖ они были запрещены как выходящие за рамки правил соревнований. Следует отметить, что подобного рода упражнения открывают новые возможности и перспективы развития этого вида и возможно в недалеком будущем завоюют право на существование.
Так как групповое упражнение выполняется шестью гимнастками, то важное значение приобретают построения и перестроения. С целью изучения различных видов построений и перестроений нами анализировались (методом видеомагнитоскопии) групповые упражнения чемпионата Европы 1982 г. и чемпионата СССР 1983 г. Проведенный анализ позволил определить основные типы построений и предпринять попытку их классифицировать.
Можно выделить простые, геометрически правильные виды построений, и сложные. К первым относятся построения в прямые линии (в колоннах или шеренгах), круг, треугольники, многоугольники. Виды построений по прямым линиям в зависимости от направления подразделяются на вертикальные, горизонтальные и диагональные (рис. 2). При этом в зависимости от количества гимнасток, участвующих в построении, выделяют построения в парах, тройках, шестерках, а также в сочетаниях (4+2; 5+1). Подобные виды построений часто встречаются в лучших композициях групповых упражнений. Так, например, в композиции сборной НРБ 1982 г. 13 раз из 24 построений, в упражнении сборной СССР 17 раз из 27.
Другой, часто используемый вид построения — это треугольник. Можно выделить фигуру, состоящую из 6 гимнасток (так называемую «стайку»), и 2 треугольника по 3 спортсменки в. каждом. Разновидности треугольников определяются пространственным расположением вершины: на диагонали, к передней или задней линиям площадки.
Часто применяется и такая идеальная геометрическая фигура, как круг. В зависимости от радиуса можно выделить большой, средний и малый круги.
Еще один часто встречаемый вид простого построения — многоугольник (пяти- или шестивершинный).
К сложным построениям относятся Т-образные, крестообразные, подковообразные, пространственные расположения, а также смешанные, например прямая и треугольник, прямая и четырехугольник и др. (рис. 3).
Работа в приведенных выше построениях может проходить с относительно жесткой фиксацией рисунка (движения на месте или с минимальным смещением), а также при ярко выраженных перемещениях фигур, к примеру «прочесах», перемещениях в диагональном направлении, движения «треугольников» от задней линии к передней и др.
Для современных групповых упражнений характерна быстрая смена построений с помощью бега, шагов, поворотов, прыжков и т. п. Однако для лучших композиций свойственно выполнение основных трудных, оригинальных элементов и соединений именно в построениях, а не во время перестроения. Нелогичные перестроения, их перегруженность движениями с предметом приводят к излишней суетливости. Этим недостатком, в частности, страдало упражнение сборной команды НРБ 1982 г.
Виды построений определяют и характер работы. Синхронные движения, как правило, выполняются в прямых линиях шеренгой или колонной. Асинхронное исполнение — в двух треугольниках, треугольнике и прямой, Т-образном построении и других смешанных видах построений. Большие переброски чаще всего исполняются в кругу, в многоугольниках, в колоннах по 3 человека в вертикальном направлении, реже в горизонтальном, в треугольниках, расположенных по диагонали.
Виды построений во многом определяются характером музыки. Однако, как показал анализ, они не всегда соответствуют этому требованию. При составлении упражнений необходимо учитывать основные композиционные приемы, разработанные в искусстве, а именно:
использование горизонтальных направлений дает возможность показать состояние относительного покоя и тишины;
параллельные направления усиливают единство действия;
вертикальные или параллельные вертикальные направления подчеркивают состояние парадности, величия, приподнятости;
диагональные направления способствуют усилению или ослаблению движения. Построение по диагонали справа налево активизирует восприятие движения, лучше определяет устремленное действие, а диагональное направление слева направо несколько ослабляет.
Важной особенностью групповых упражнений является и то, что данный вид программы, в отличие от индивидуального, оценивается двумя бригадами судей: одна оценка выставляется за качество исполнения, согласованность и общее впечатление, другая — за композицию. На современном уровне развития этого вида, при равенстве в уровне технического мастерства среди нескольких команд все большую роль, приобретает композиция. Следует учитывать, что композиция во многом определяет и исполнительское мастерство.
Проведенное среди ведущих тренеров и преподавателей анкетирование позволило определить ведущие факторы, определяющие успешность композиции. В порядке значимости ими явились:
1) удачная «музыкальная идея» композиции, т. е. выбор музыкального произведения;
2) единство музыки и движений по характеру и ритму;
3) состав элементов и соединений:
а — трудность;
б — оригинальность;
в — разнообразие;
г — равномерность распределения во времени;
д — целесообразное размещение в пространстве.
4) виды построений и перестроений;
5) единство музыки и построений;
6) использование контрастов;
7) оригинальное начало и концовка.
Можно надеяться, что учет факторов, характеризующих современные групповые упражнения ведущих команд мира, позволит тренерам создавать более совершенные композиции.
Т. С. Лисицкая, кандидат биологических наук, ГЦОЛИФК, Т. В. Староверская, ВНИИФК.