Биомеханический анализ техники упражнений по кинограммам широко распространен в спортивной гимнастике и акробатике. Делают первые шаги в этом направлении и в художественной гимнастике. Как правило, анализ техники состоит в оценке положения тела в пространстве и взаиморасположения звеньев тела. Положение тела в пространстве описывается координатами о.ц.т., а взаиморасположение звеньев тела — величиной суставных углов. Однако при анализе техники прыжков в художественной гимнастике традиционная методика по ряду причин оказалась неэффективной.
1. Движения и позы в художественной гимнастике чрезвычайно многообразны. Для того чтобы охарактеризовать взаиморасположение звеньев тела путем оценки суставных углов, требуется слишком большое число гониограмм, не позволяющих к тому же однозначно выбрать границы фаз. Затруднен выбор и системы отсчета. В связи с этим пока не удается представить себе весь, ход выполнения упражнения достаточно детально и вместе с тем негромоздко, хотя в художественной гимнастике, где учитываются даже такие «мелочи», как положение кисти или стопы, это особенно важно.
2. Точность определения суставных углов по кинограммам невелика. Ошибка измерений усугубляется тем, что при измерении одного суставного угла используются три точки, при определении которых появляются горизонтальные и вертикальные ошибки. Это приводит к большим колебаниям величины угла при повторных измерениях.
Указанные недостатки значительно сглаживаются, если для анализа техники прыжков в художественной гимнастике строить сводный график изменения высоты определенных точек тела. Когда гимнастка выполняет упражнение, стоя боком к объективу кинокамеры, предельное число точек, для которых целесообразно строить графики, равно 16. Это главным образом проекции поперечных осей различных суставов и некоторые другие точки, а именно: козелок уха (условный ц.т. головы), плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и концы пальцев рук, точка на талии (условная проекция поперечной оси, вокруг которой происходит сгибание и разгибание туловища относительно таза), тазобедренный, коленный, голеностопный суставы и пальцы пег. Число точек может быть уменьшено до 13, если движения рук симметричны и синхронны. Если нет необходимости следить за движениями кистей рук, число точек сокращается до 12. В данном случае график построен для 10 точек, чтобы его легче воспринимали читатели.
На графике (рис. 1) изображен прыжок «шпагат», выполненный толчком двумя вверх после предварительного подскока. По оси X отложены номера кинокадров, по оси Y — высота точек. Отсчет высоты точек проведен с учетом искажений, вносимых разным отстоянием измеряемых точек от объектива кинокамеры. Кадры кинограммы соответствуют, следующим моментам (скорость съемки 36 кадров в 1 с):
кадр 14 — максимальному взлету при подскоке,
кадр 19 — касанию опоры после подскока,
кадр 21 — максимальному подседу при отталкивании,
кадр 23 — отрыву от опоры,
кадр 31 — кульминационной позе,
кадр 38 — касанию опоры после выполнения прыжка.
Чтобы «прочитать» получившийся сложный график, нужно провести вертикальную прямую на уровне интересующего нас момента времени. Это позволит определить взаиморасположение звеньев тела гимнастки в данный момент.
Проследим изменение положения рук начиная с кадра 14, когда опускается о. ц. т. к опоре в предварительном подскоке и происходит подготовка к отталкиванию для выполнения основного прыжка. Это интересно в связи с тем, что маховое движение руками существенно влияет на динамические характеристики отталкивания, а следовательно, и на высоту прыжка. Мы видим, что на кадре 14 локоть и запястье находятся выше плечевого сустава. На кадре 16 запястье на одной высоте с локтем, но выше акромиона, т. е. рука согнута в локтевом суставе. Далее запястье оказывается на одном уровне с акромионом, а локоть этот уровень проходит на кадрах 17, 18. Следовательно, мах руками сзади сверху вниз гимнастка выполняет согнутыми в локтях руками. Далее следует движение рук вверх. На кадрах 22 и 23 высота запястья и локтя совпадает, т. е. гимнастка поднимает руки, одновременно разгибая их в локтевых суставах. Однако на уровне плечевого сустава запястье оказывается раньше (кадр 23), чем локоть (кадр 24). (Можно заметить, что вклад махового движения руками в опорную реакцию больше, если мах производился выпрямленными руками.) На кадрах 25—27 расстояние между акромионом и локтем почти постоянно, т. е. руки заторможены. На кадре 35 все три интересующие нас точки расположены на одной высоте. Следовательно, руки выпрямлены и расположены параллельно полу.
Сопоставляя движения рук с изменением высоты о. ц. т., а также с движением других звеньев тела, можно судить об особенностях техники выполнения упражнения. Например, можно отметить, что торможение рук на кадрах 25—27 сочетается с началом разведения ног для выполнения шпагата.
Если бы у нас были отмечены точки пальцев рук, можно было бы судить об отстающем или опережающем движении кистей, важном с точки зрения пластики исполнения. Подобным же образом можно анализировать движение ног.
График позволяет одновременно судить как о направлении изменения высоты звеньев тела, так и об изменении суставных углов. Это облегчает анализ условий работы мышц, осуществляющих сгибание и разгибание звеньев тела.
График содержит сведения, необходимые для определения ряда динамических характеристик, которые связаны с вертикальными перемещениями как о. ц т. всего тела, так и ц. м. отдельных звеньев. Для этого используют координаты точек, указанных на рис. 2. Точность измерения вертикальных координат точек выше точности измерения углов благодаря тому, что измерение производится по двум точкам вместо трех и в положении каждой точки учитывается лишь ее вертикальная координата, а смещение измеряемой точки по горизонтали на результат не влияет.
Можно резюмировать: графики изменения высоты точек тела благодаря однозначности набора точек и единой системе отсчета позволяют достаточно детально и вместе с тем компактно представить кинематику сложного упражнения, повышают точность расчета и облегчают анализ кинематических и динамических характеристик движения, в большей мере, чем гониограммы, способствуют «увязыванию» данных, полученных разными исследователями.