Актуальная тематика научно-исследовательской и научно-методической работы по массовым видам гимнастики.
Общие вопросы
идеологические и мировоззренческие вопросы в связи с обоснованием значения массовых видов гимнастики, культивируемых у нас в стране и за рубежом. Критика ненаучных концепций, лежащих в основе некоторых зарубежных систем гимнастики;
обоснование тестов гимнастического характера для определения физической подготовленности различных контингентов населения (в том числе «сквозные» тесты);
определение зависимости и преемственности программных и тестовых гимнастических упражнений в государственных программах по физическому воспитанию;
определение эффективности средств гимнастики, используемых в самодеятельных занятиях;
оценка факторов, влияющих на развитие видов гимнастики (кадры, программы, инвентарь, литература и т. п.);
управление и организация массовой гимнастики в стране с учетом особенностей контингента: социальных, профессиональных, климатических, национально-этнических и т. п.;
определение эффективности упражнений различных видов гимнастики в связи с их влиянием на организм занимающихся;
определение взаимосвязи сложности упражнений и их доступности занимающимся;
обоснование принципов объединения упражнений в комплексы разного целевого назначения;
синтезирование упражнений в новые формы и виды гимнастики (женская, ритмическая, атлетическая и т. п.);
разработка модели специалиста по массовым видам гимнастики (особенно модели «учитель физкультуры в школе»);
социологическая оценка потребностей, желаний, вкусов, предрасположенности различных групп населения к занятиям теми или иными видами гимнастики.
Основная гимнастика
обоснование эффективности различных средств основной гимнастики: определение наиболее эффективных упражнений, в том числе циклического, прикладного характера, с использованием гимнастического стандартного и нестандартного оборудования;
интенсивные методы занятий основной гимнастикой в школе, вузе, ПТУ, техникуме, в том числе круговым способом, с применением нестандартного оборудования, устройств, тренажеров, гимнастических городков, полос препятствий и т. п.;
методика занятий гимнастикой с детьми дошкольного возраста;
методика занятий общеразвивающими упражнениями с женщинами (и мужчинами) с преимущественным использованием элементов ритмики, хореографии, художественной гимнастики или применением элементов акробатики;
методика групповых и индивидуальных занятий разновидностями основной гимнастики (особенно ритмической) в ООШ, ПТУ, техникумах, вузах, самодеятельных группах ОФП, группах ГТО, группах здоровья;
методика занятий гимнастикой в комплексе с другими средствами физического воспитания (оздоровительная ходьба, бег, игры, лыжи, плавание, закаливание и т. п.).
Гигиеническая гимнастика
обоснование эффективности упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (УГ);
составление комплексов УГ с учетом особенностей контингента занимающихся, индивидуальных особенностей;
методика индивидуальных и групповых занятий УГ в различных условиях, в том числе с применением домашних гимнастических городков, различных устройств, приспособлений;
методика применения гимнастических упражнений в режиме трудового дня с учетом специфики профессиональной деятельности (выбор средств, чередование упражнений, периодичность применения);
место гимнастики в двигательном режиме трудящихся разных профессий в недельном трудовом цикле.
Атлетическая гимнастика
комплексное использование средств основной гимнастики и гиревого спорта в занятиях с различными контингентами в ООШ, ПТУ, техникумах, вузах, в самодеятельных группах по месту работы и проживания.
Профессионально-прикладная гимнастика (ППГ)
методика ППГ в ООШ с учетом профориентации учащихся;
методика ППГ в ООШ и ПТУ с использованием стандартного и нестандартного оборудования;
методика ППГ в вузах как часть физподготовки студентов в связи с их профориентацией.
Спортивно-прикладная гимнастика
гимнастика как средство СФП в различных видах спорта (для спортсменов, в программах подготовки тренеров).
Спортивные виды гимнастики
содержание, методика обучения, методика занятий по облегченной классификационной программе (программа «Б») при подготовке спортсменов массовых разрядов в спортивной, художественной гимнастике, акробатике (обоснование содержания программ, программирование обучения, особенности занятий с различными контингентами),