Развитию массовости физической культуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание партией и правительством. Для работников физической культуры и спорта особое значение имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Вопросы, поставленные в нем, актуальны и по сей день. В постановлении четко разделены задачи олимпийского и массового спорта.
Советская система физического воспитания — детище Великой Октябрьской социалистической революции — стала подлинно государственным, общенародным делом, средством укрепления здоровья всего населения, подготовкой к высокопроизводительному труду и защите Отечества.
Решение задач всестороннего физического развития начиная с раннего детского возраста возможно при условии применения различных средств физической культуры, и среди них гимнастика, располагающая большим выбором избирательно воздействующих на организм человека упражнений, по праву должна занимать одно из ведущих мест. Однако изучение работы на местах, анализ статистических справок, отчетов и других официальных документов свидетельствуют о том, что гимнастику перестали культивировать и исключили из программ комплексных соревнований в школах, ПТУ, средних и высших учебных заведениях, коллективах физической культуры. Так, в школах с 4-го по 10-й класс в год на гимнастику отводится всего 92 часа, в средних учебных заведениях за три года — 22 часа, в ПТУ — 48 часов.
Отмечена тенденция сокращения количества занимающихся гимнастикой в РСФСР, Белоруссии, Литве, на Украине, не совсем благополучно обстоят дела по внедрению гимнастики среди населения в ДСО профсоюзов.
В комплексе ГТО 1972 г. гимнастика представлена в основном силовым нормативом «отжимание и подтягивание». Анализ содержания средств гимнастики в комплексах ГТО 1939, 1940 и 1972 гг. показал, что в довоенные годы основой ГТО были средства гимнастики, которые в комплексе с другими видами позволили улучшить разностороннюю физическую, а также морально-волевую подготовку занимающихся. Данные убедительно свидетельствуют, что гимнастическая основа комплекса ГТО тридцатых и сороковых годов послужила развитию подлинно массовой физической культуры среди всего населения, особенно молодежи.
Следует признать, что в течение ряда лет вопросам развития и применения средств массовой гимнастики уделялось недостаточное внимание, так как главная установка была на достижение высшего мастерства. На современном же этапе развития спортивной гимнастики как олимпийского вида она не может быть доступной всем желающим. Поэтому принятое решение выделить в гимнастике «олимпийское направление» — программу категории «А» и массовое — доступную для всех желающих заниматься от «мала до велика» программу категории «Б» является актуальным и своевременным.
Развитие массовой гимнастики связано с пересмотром классификационных программ низших разрядов, коррекцией подготовки физкультурных кадров, рядом организационных и методических вопросов.
Кафедры гимнастики МОГИФКа, ГДОИФКа, Воронежского филиала МОГИФКа подготовили упрощенную программу по гимнастике, которая вышла в свет как дополнение к ЕВСК.
Программа массовых разрядов категории «Б» в настоящее время является основной программой спортивной гимнастики для факультативных занятий в высших и средних учебных заведениях, ПТУ, она находит применение и в коллективах физической культуры.
Опыт подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а также «география» распределения выпускников и нехватка педагогических кадров свидетельствуют о необходимости подготовки преподавателей широкого профиля. В то же время в институтах физической культуры сокращается количество часов на прохождение курса гимнастики, из программ изъяты экзамены и зачеты для студентов общего курса. Гимнастика в учебном вузе перестает быть основополагающей практической дисциплиной в подготовке кадров.
Развитию массовости гимнастики должны способствовать такие средства агитации и пропаганды, как печать, радио, телевидение. Немаловажную роль должен сыграть выпуск массовым тиражом популярной научно-методической литературы: комплексов утренней гимнастики, упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, гантелями, обручами и др.), на снарядах, а также упражнений с использованием предметов бытового назначения (стулья, скамейки, табуреты и пр.).
Анализ документов и контроль на местах показал, что сентябрьское постановление 1981 г. обязало по-новому взглянуть а оценить состояние работы по гимнастике среди населения. На метился определенный сдвиг к увеличению количества занимающихся гимнастикой на производстве и в часы досуга. Организовываются группы «женской гимнастики», «ритмической гимнастики» и так далее. Какое бы название они ни имели, суть одна — люди захотели заниматься гимнастикой, поя-вилась потребность в активных движениях.
Большую популярность приобрела производственная гимнастика, проводимая на различных предприятиях нашей страны. Не менее распространенная форма — группы обшей физической подготовки и группы здоровья. Однако в этих группах занимаются преимущественно лица среднего и старшего возраста, для более молодых занятия должны носить спортивную направленность, иметь определенный стимул: выполнение разрядов, участие в соревнованиях, выявление победителей и др. Появление массовой программы категории «Б» позволило удовлетворить эти потребности. Отрадно отметить, что в школах Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Москвы и Московской области, Ленинграда, Молдавии и других городов и республик нашей страны возобновляется работа по гимнастике в секциях, группах продленного дня. Большую помощь в проведении занятий оказывают студенты. Заслуживает распространения опыт работы кафедры гимнастики ГЦОЛИФКа, студенты которой на общественных началах по договоренности с Первомайским РУНО проводят занятия с детьми, готовят их к участию в праздниках, гимнастических показательных выступлениях, школьных соревнованиях, и проч.
На кафедре гимнастики МОГИФКа создан и действует консультативный пункт по оказанию практической и методической помощи всем желающим. Такая форма работы с населением оправдывает себя, и подобные пункты должны быть созданы во всех физкультурных организациях.
Для большинства кафедр гимнастики стало традиционным участие в праздничных колоннах демонстрантов, показательных выступлениях. Гимнастические праздники молодежи олицетворяют красоту, бодрость и жизнерадостность.
Положительные сдвиги отмечены в работе с населением в Литовской ССР, где разработано Положение о проведении соревнований по массовой гимнастике, проводится большая работа по агитации и пропаганде гимнастики. В работу по массовой гимнастике вовлекаются общественные инструкторы.
Управление гимнастики Спорткомитета г. Москвы совместно с федерацией разработало Положение для проведения открытого первенства города среди всех желающих.
Примеров внедрения массовой гимнастики все больше и больше. Однако полного признания со стороны руководящих работников спорткомитетов, федераций, Минпроса, Минвуза, Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию, президиума ЦС ДСО «Трудовые резервы», ДСО профсоюзов массовые средства гимнастики еще не получили.
Иногда закрывают отделения гимнастики ДЮСШ, несмотря на то, что мы не обнаружили документов, в которых гимнастика значилась бы как нецелесообразное средство физического воспитания.
В приказе по Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 10 февраля 1983 г. за № 136 «О дополнении в классификационную программу 1981—1984 гг. по спортивной гимнастике» в п. 2 сказано: «Комитетам по физической культуре и спорту, советам ДСО и ведомственным физкультурным организациям проводить соревнования по массово-доступной спортивной гимнастике категории «Б» и ежегодно к 1 марта представлять отчеты о проведенных соревнованиях». Этот приказ свидетельствует о том, какое большое значение придается делу развития гимнастики, ее внедрению среди населения.
Специалисты по гимнастике не претендуют на гимнастику ради гимнастики. Средства гимнастики должны быть цементирующей основой физического воспитания. Это улучшит систему учебно-спортивной работы, откроет широкие возможности сочетания занятий с любым видом спорта. В этом основная роль развития массовых спортивно-оздоровительных форм гимнастики в комплексе с другими средствами физического воспитания.